Блог Максима Балаклицького_image

Блог Максима Балаклицького

«Pussy Riot» как духовное явление

09.02.2013, 22:33
«Pussy Riot» как духовное явление - фото 1
Интервью студентке Ярославе Трегубовой о панк-молебне, символическом терроризме и правиле помойного ведра.

8586.jpg

Интервью студентке Ярославе Трегубовой о панк-молебне, символическом терроризме и правиле помойного ведра.

Максим Анатольевич, как вы оцениваете поступок «Pussy Riot»?

– Он сложный и неоднозначный. Имеет несколько измерений, как, например, та же война, которую с одной стороны мы классифицируем как насилие, а с другой она может быть освободительной, оборонной. Исследователи отмечают серьезную теоретическую, идеологическую подготовку этих девушек. «Pussy Riot» не является массовым искусством. Это ни в коем случае не популизм.

Прежде всего, что это панк-группа. Основа панк-идеологии – социальный и культурный протест. «Pussy Riot» работают над тем, чтобы каждое их выступление было определённым образом зафиксировано и чтобы им никто не помешал его совершить. Их акции очень короткие и рассчитаны на максимальный эффект. То есть, как панки, они действуют в своем стиле.

Их действо в Храме Христа Спасителя я понимаю как символическое насилие. Это не бросание бомбы. Символическое насилие очень красноречиво. Их поступок – продуманный, умный, рациональный». Притом православная церковь признала, что осквернения храма не произошло, он не нуждается в повторном освящении. «Pussy Riot» точно рассчитали этот маневр, им важно было заявить именно так.

Эти девушки улыбаются в зале суда, потому что завоевали авторитет в либеральных кругах, которые, в свою очередь, используют этот момент для того, чтобы плюнуть в церковь, в частности институционализированную, плюнуть в тот же российский политический режим. «Pussy Riot» – проявление того самого воинствующего либерализма. Той интеллигенции, которая признаёт символическую власть церкви и пытается ее использовать для продвижения своих интересов.

Вы считаете их интеллигентами?

– Я бы предложил слово «интеллектуал». Например, маркиз де Сад – очень грамотный и умный человек, но его взгляды я не поддерживаю. Или Сталин. Прочитывал сотни книг в год. Человек очень продвинутый, но при этом кровавый тиран. Тем не менее, они интеллектуалы. Интеллигенты ли «Pussy Riot»? В русской традиции интеллигент – это светский ответ на вакуум морального большинства. Интеллект плюс совесть, мораль. Спорный вопрос, хотя, возможно.

Считаете ли вы эту акцию проявлением демократии?

– Я пытаюсь говорить безоценочно. Если Вы хотите оценок, то, не вникая в это все, можно сказать: «Вот дуры, что творят, с жиру бесятся! Идите к станку». Я как представитель определённого религиозного течения был бы, конечно, очень раздосадован, если бы что-то подобное случилось в культовом помещении моей организации. Я бы говорил о том, что это дико. Другое дело: за какое наказание я бы выступал? Если даже тюрьма, то срок сугубо символический – ну, пусть месяц, но никак не годы. Либо же штраф.

Одна из участниц «Pussy Riot» была волонтером в православной благотворительной организации, то есть эта акция – также и христианское вопрошание. Сегодняшний российский интеллигент приходит в религию, которая для него в определяющей степени представлена государственным православием. И он говорит: вижу часы патриарха, его поцелуй с президентом, словом, порабощающую мужскую иерархию. И вот девушка говорит: «Я не хочу быть «изнасилованной» такой системой. Не по мне эта государственная машина. Богородице, защити меня от этой фаллической власти, государственной, церковной. Я хочу иметь другие духовные отношения, другую религию».

Несет ли этот поступок какую-то опасность?

Тяжело сказать. Летом 2012 года появилась информация о том, что снят фильм «Невинность мусульман». Он рассказывает о жизни пророка Мухаммеда в довольно оскорбительной форме. Фильм имеет сатирическое название. Он критикует мусульман как весьма агрессивных людей.

Сам фильм никто не видел. Известен лишь тизер фильма – 6 минут. Фрагмент.

Но волна протестов захлестнула весь Ближний Восток. Сотни людей убиты! Сожжены здания, массовые беспорядки. Это яркий пример символического насилия, которое прочитывается и конвертируется в насилие буквальное. Считаю, что в подобных случаях нельзя играть в одни ворота.

Уже сегодня ясно, что нельзя заявить мусульманскому миру: «Отныне любой гомосексуалист будет плевать в ваши святыни, а вы будете сидеть и радоваться». Я не знаю, каким будет их ответ. Но вряд ли миролюбивым. А вот гомосексуалист, который решается вызвать такую реакцию исламских кругов – он её вызовет.

Мир пронизан коммуникацией, глубоко объединён. Когда мы плюем в колодец в одной части мира, это громко отзывается в другой. Кто-то снял фильм, сделав из этой темы хохму, а кто-то потерял своих детей, был повешен, расстрелян, сожжён. Поэтому важно понимать ответственность художника в таких ситуациях. Мы можем жить в обществе контроля или в обществе дисциплины. Общество дисциплины – это лучшее общество, потому что в этом случае самому человеку предлагают контролировать себя. А общество контроля – это когда тебя контролирует кто-то. Когда Старший Брат бьет тебя дубиной по пальцам, если ты, по его мнению, лезешь не туда. Понимаете разницу?

То есть вы считаете, что наказание для «Pussy Riot» слишком жестоко?

– Если они войдут и сделают вот так в синагоге, скорее всего, их посадят поглубже, но если они так сделают в мечети, то никакие балаклавы не спасут их головы, а то и головы других людей. Везде должны быть границы. Нужно считаться и с институализованными реальностями. В то же время в обществе должно быть пространство свободы и дискуссии.

Думаю, эти девушки понимают свою защищенность. Благодаря светскому государству. Я, будучи религиозным фундаменталистом, резко критично отношусь к тому же гомосексуализму как к легальной практике, если они стараются навязать это другим людям. Но в то же время я понимаю, что сегодня нет ничего лучше, чем светская демократия, цель которой – переводить буквальное насилие в символическое. Пусть люди ругаются или обзывают друг друга последними словами в прямом эфире, если это позволяет им не браться за ножи.

Почему многие люди поддерживают группу?

– Поддерживают, прежде всего, либеральные круги, которые выступают против запрета гомосексуализма, гендерной иерархии и – это идеология «Pussy Riot». Понятно, что международное гомосексуальное общество говорит: «Как здорово, что панк-группа троллит отсталую, патриархальную Россию». Само название группы значит «бунт женского полового органа».

Как правильно реагировать на подобные акции?

– Есть «правило помойного ведра», когда каждый берёт ответственность на себя. Вариант первый. Жена моет пол. Идёт муж и задевает ведро с водой. Уже есть повод, чтобы начать кричать друг на друга. Муж: «Почему ты поставила здесь ведро?». Жена: «А ты глаза открой, не видишь, что я тут пол мою»? Но есть второй вариант. Муж может сказать: «Дорогая, прости, пожалуйста, я перевернул ведро. Мне очень жаль. Давай я тебе помогу». Какая может быть реакция у жены? Она может сказать: «Дорогой, прости, пожалуйста. Я не обратила внимание. Должна была тебя предупредить».

Можно искать виноватых, но тогда мы неизбежно попадаем в средневековье с охотой на ведьм. Вариант второй – я беру на себя ответственность и говорю: лучше вы в меня плюньте, но я не плюну в ответ. В этой ситуации я не хочу ставить художника (которым является «Pussy Riot» с их символическим терроризмом) в один ряд с церковью. Церковь должна априори быть выше. Когда в Христа плевали – Он благословлял. И говорил: «Отче, прости их, ибо не знают, что делают». Услышал ли Бог Его молитву? Нет. В Библии сказано, что люди, которые распинали Его, будут воскрешены, и Бог отомстит – бросит их в озеро огненное. Но само отношение Христа… Эти люди были объективно виноваты – вот что важно. Они распяли Бога. Но Христос берет на Себя ответственность и их вину, при этом будучи уверенным в Своей правоте и невиновности. В этом я вижу единственный, самый цивилизованный выход. Есть за что критиковать государственное православие? Да. Это кровосмесительный союз, и эту духовную составляющую этой протестной акции мыслящие верующие могут и обязаны тут увидеть.

Какую позицию должен здесь занять образованный, культурный человек?

– Если ты равнодушен – устранись. И реагируй на то, что тебе понятно. Потому что не все вопросы касаются всех. Если человек не в теме, его не надо втягивать ни в «за» ни в «против», иначе могут возникнуть и протесты, и революции, и погромы.

Если ты не понимаешь, к чему это, лучше делай то, что знаешь: воспитывай детей, не сори на улицах, возвращай долги.

Россия отреагировала на «Pussy Riot» очень даже хладнокровно. Много раз откладывались судебные разбирательства, троих арестовали, одну отпустили сразу из зала суда. Все было максимально спокойно, взвешенно. Кстати, украинский аналог «Pussy Riot» – «Femen».

Это тоже интеллигенция?

– Поступок «Femen» куда грубее. Разница: те храм не осквернили, а эти буквально спилили крест. За это надо было впаять срок или оштрафовать.

И всё-таки вы оправдываете или осуждаете «Pussy Riot»?

– Ни то, ни другое. Они должны сесть в тюрьму и посидеть чуть-чуть. Не согласен, но понимаю. Тех, кто осуждают, тоже понимаю. Общество сложное, люди разные. У каждого своя правда. Я считаю, что человек, который берётся оценивать такие социальные явления, должен исходить из таких идей, которые смогли бы дать ответ и тем, и тем, и тем.

Универсальная правда Христа вмещает всех. Когда Христос на Своих мучителей, взирает с креста, Он видит всех: учеников, оставивших Его и убежавших, фарисеев, которые плюют и глумятся над ним, сотника, который начинает что-то понимать, распятого рядом с Собой разбойника, который готов покаяться через два часа. Он видит всех.