"Нетократия" и религия

28.03.2011, 14:54

"Нетократия" является естественной угрозой для мировоззрения добрых людей, поскольку разрушает связь сознания и души, как новейшая форма агрессивного социального материализма. "Нетократия" стремится подменить "сигналами" и "мемами" сети "нетократов" истину, откровение и чудеса, подрывает веру человека в Бога и в себя, чтобы облегчить своекорыстные манипуляции "нетократов". Истинно верующему следует быть мудрым и не поддаваться соблазнам "нетократии".

Поднять эту тему меня заставляет незначительный, казалось бы, эпизод. В популярном интернет-издании "Украинская Правда" молодой предприниматель из Львова опубликовал статью о том, как он успешно развивает бизнес в Китае. Суть бизнеса заключается в построении социальной сети в Интернете для популяризации пластической хирургии; как хвастается автор, это только цветочки – "ягодками вскоре станет массовый рынок отдельных органов и целых новых тел" (о том, какие сложности биоэтики возникнут при развитии такого "рынка", автор умалчивает или даже не задумывается). В конце статьи сообщается, что автор искренне разделяет манифест "Нетократия" шведских философов Барда и Зодерквиста.

Википедия дает такое определение: "Нетократия (англ. netocracy) — это новая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не материальные предметы (деньги, недвижимость и т. д.), а информация. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства)".

Поиск в Интернете по слову "Нетократия" на разных языках позволяет найти около 100 тысяч ссылок на тексты, посвященные этой теме. Критики – практически никакой, в основном восторженные отзывы.

Один из комментаторов, впрочем, иронически заметил: "Правящий класс - нетократы. Профессия - талантливый креативщик в широком смысле слова. (...) Занимают топовое положение в распределенных профессиональных и других сообществах (сетях, от этого и произошло название), что ценят выше денег. Религия превращается в одну из сетей. Угнетенный класс - консьюмтариат (потребители). Не способны производить идеи и прочий контент. Могут только сидеть на велфере и смотреть телевизор. Работать не надо, поскольку уровень технического развития высок, все автоматизировано, произвести не проблема, работают роботы. В этом, возможно, ошибка. Потому что вместо роботов обычно работают китайцы".

Насчет китайцев комментатор, кажется, попал в точку. Но я предлагаю судить о сути набирающей популярность идеологии не по комментариям, а по первоисточнику (Бард Александр, Зодерквист Ян. "Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма").

Вот несколько характерных отрывков.

О прогрессе:

"Возможно, технологии развиваются с захватывающей дух скоростью, но люди - существа медлительные. И вновь нам мешают всевозможные религиозные и идеологические табу. И вновь мы на пороге необходимого творческого разрушения системы прежних представлений."

О Боге:

"Многие люди просто не понимают, что идея Бога возникла в иной, отличной от сегодняшней, парадигме, с целью, специфичной именно для того времени: для создания преимуществ одним группам людей за счет других. В феодальном обществе Бог, в мобилистических терминах, был предполагаемой константой бытия, чье существование было непреложной истиной. Всякие попытки слегка поколебать поверхность этой константы карались смертью. При переходе к капитализму прочная структура, поддерживающая понятие Бога, разрушилась. А когда главная ценность начала сдвигаться с места, все прочие основы существования, ранее казавшиеся незыблемыми, последовали за ней. Величие Бога стало относительным, и оказалось возможным ставить под сомнение даже само его существование. Христианский мир впал в пучину сомнений по поводу своей легитимности из которой он так и не выбрался. То, что мы сегодня называем призраками и демонами, когда-то имело реальное влияние на жизни людей. И это не вопрос теологического спора или очевидной слабости доказательств существования Бога, это вопрос власти. Власть монархий и Церкви покоилась на существовании чего-то, названного Богом. Предполагалось, что Бог будет константой и ни при каких условиях не может быть поставлен под сомнение. Если бы сомнения по этому поводу могли возникнуть, вся структура власти оказалась бы под угрозой.

Вопрос о существовании Бога - достояние скорее современности. Однако правящие классы всегда воспринимали невидимость Бога как проблему. Его отсутствие на земле создавало некий вакуум, который просто должен был заполнить Его наместник, который и решал бы текущие вопросы. Всегда существовала потребность в верховном арбитре, чей совет помогал бы выпутываться из сложных ситуаций морального или экзистенциального толка. Поэтому есть ли Бог на самом деле или нет, не так уж важно, пока есть кто-то, кто может его замещать здесь, на месте. Самое главное для аристократии, чтобы этот "кто-то" был правильного происхождения и служил ее интересам. Так появились короли."

О христианстве, иудаизме и протестантизме:

"Так, из всех религиозных мемов, которые боролись за выживание в Древнем Риме, только два и уцелело: христианство и иудаизм. Все прочие пали жертвами забвения, что в историческом смысле можно назвать созидательным разрушением."

"С 1700 года рационализм развивался одновременно с увеличением числа образованных людей, и именно печатное слово произвело всю необходимую для этого работу. Целью было освобождение человечества от всякого рода суеверии, в первую очередь религии и монархии. Ибо, как сказал французский мыслитель эпохи Просвещения Дени Дидро, "человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника"".

"Подобно протестантизму на заре эпохи Просвещения, когда словно в результате вспышки сверхновой, воплотилась одержимость устаревающими "вечными ценностями", мы сейчас наблюдаем вспышки сверхновых при переходе от капитализма к информационному обществу. Гиперэгоизм, гиперкапитализм и гипернационализм - все это сверхновые сегодняшнего времени. Гуманистический проект - развитие индивидуума параллельно с развитием государства и капитала, вместе со всеми их многочисленными отпрысками -разными академическими, художественными, научными и коммерческими проектами - составляет аксиому капитализма. Эти ценности считались вечной гарантией стабильности, но теперь и они пришли в движение.

Великая битва только началась, и похороны гуманизма, как в свое время похороны Бога, способны затянуться надолго, сопровождаясь болезненными конвульсиями."

О культуре:

"Но одни благоприятные условия не являются достаточным объяснением. Любой сторонник формальной логики вправе спросить: условий для чего? Невозможно и далее игнорировать биологию и социальные инстинкты. Настроенная в духе гуманизма буржуазия была одержима идеей высокой культуры, которую считала характерной для человека, поднимавшей его над животными и законами джунглей. Словно секта фундаменталистов, гуманизм настаивал на уникальном мест человека, парящего над природой. И в мыслях нельзя было допустить, что культура укоренена в биологии и является ее невидимой частью.

Но какова же альтернатива? Если построение общества и культуры не имеет эволюционной основы, где тогда они берут свое начало? Ответ может быть найден среди догматов религии и мифов: культура есть волшебное творение, Бог знает кем принесенное в дар человечеству. С точки зрения нетократии, которая теперь принимает на себя власть, такая метафизическая конструкция лишена интеллектуального правдоподобия. Поэтому стене между природой и культурой суждено рухнуть и похоронить гуманизм под своими обломками. Сравнение культурной эволюции с биологической не просто блестящая метафора. Это вопрос научных и социофилософских потрясений."

О смысле жизни:

"Прорыв информационного общества означает, что идея эпохи Просвещении о совершенном человеке как замене Бога и связанная с ней идея осознания своего "истинного я" уйдут на покой. Взамен появляется идея освобождения тела от предопределенности - возможность смены идентичностей, похожей на смену одежды в зависимости от ситуации и контекста. Человек окажется в состоянии постоянного становления, исключительной восприимчивости к новым веяниям и постоянной переоценки ценностей без четко определенной цели."

О себе, "нетократах":

"Так расчетливо сконструирована безжалостная структура сетевой власти, в которой самая эксклюзивная сеть, доступ в которую принадлежит элите нетократии, расположена на её вершине. Ни дворянские титулы (как при феодализме), ни богатство (как при капитализме) здесь не имеют ценности. Решающим фактором, управляющим положением индивидуума в этой иерархии, служит его или её привлекательность для сети, то есть способность абсорбировать, сортировать, оценивать и генерировать внимание к себе и ценной информации. Власть будет все труднее локализовать и еще труднее удержать и увеличить. Подъем вверх по лестнице общественного положения станет еще более затрудненным, чем при капитализме, а неписаные правила игры сложнее и недоступнее, чем когда бы то ни было.

Интерес нетократической власти к секретности и эксклюзивности, в сочетании с убыстряющимся темпом перемен в обществе, означают, что правила нетократического общества будет невозможно формализовать. Как результат того, что правила сетевого этикета не писаны, а просто подразумеваются, на уровне интуиции, а не сознания, отсутствие правил будет единственным правилом общества, характеризуемого постоянным движением и прерывностью. Законы и правила в их традиционном западном разнообразии отыграли свою роль. Любопытно в данных обстоятельствах то, что нетократия достигает превосходства над капиталистами и консьюмтариатом, используя добродетели мобилистической философии. В сетях самого высокого уровня нет места для хвастовства и самонадеянности. Вместо этого наибольшее признание имеют открытость и щедрость.

Парадоксально, но именно эти способности нетократов мыслить за пределами своего собственного ego, строить целостности на членстве в группе, а не на индивидуализме, по принципу электронных племен более, чем на информационном чванстве, позволяют им контролировать развитие ситуации. Старомодный индивидуализм и приверженность своему "я" - теперь атрибуты низшего класса. Неспособность выйти за пределы своего "я" и его желаний означает, что низший класс так и останется низшим. Самовыражение как цель бытия становится формой своеобразной терапии для буржуазии и консьюмтариата, занятых, таким образом, своими личными проблемами и не интересующихся мировым порядком. Каждый, кто продолжает "верить в себя", есть, по определению, беспомощный неудачник в обществе, в котором правят нетократы. Участие н важнейших сетях не оставляет ни времени, ни возможности прислушиваться к самому себе. Членство в сетях, контур обратной связи и общественный разум - вот основа основ нетократии."

О вере, культивируемой "нетократами" (разумеется, для манипуляции "низшими классами"):

"Вера в прогресс, характерная для капиталистической парадигмы, еще раз проявилась со всей очевидностью в безосновательном технологическом оптимизме позднейшего периода буржуазною общества: все будет хорошо, интернет - вот живительная инъекция для демократии, каждый прикоснется к благам новой экономики. С точки зрения нетократов, такая позиция - вульгарный заменитель религии. Это не мешает ей оставаться важным элементом нетократической пропаганды. Потребность в религии непреходяща, для успокоения консьюмтариата сойдет и этот суррогат. Потребителей необходимо поддерживать в хорошем расположении духа с помощью все новых и новых развлечений, коль скоро развлечение в их среде есть синоним успеха. Для самой же нетократии идея прогресса заменяется крайним мобилизмом и релятивизмом."

Обширные цитаты необходимы для того, чтобы читатель понял масштабы циничного переосмысления "нетократами" базовых ценностей современной цивилизации. Цель такого переосмысления представляется очевидной: снятие моральных ограничений при использовании всей мощи современных технологий для ведения пропаганды, приобретения власти и богатства и реализация очерченной "нетократами" "безжалостной структуры сетевой власти".

Интересная деталь. В русскоязычном интернете рекламируется (я предполагаю, что и статья на "Украинской Правде" - часть этой рекламной кампании) перевод "нетократии" на отдельном домене без предисловия авторов (оно есть тут), зато с предисловием известного интернет-деятеля и циника Артемия Лебедева, прославившегося тем, что подбил тысячи девушек присылать ему для публичного размещения в его блоге фотографии оголенной груди.

Из авторского предисловия видно, что текст, который пропагандируется в славянском секторе Интернета как некий манифест, на самом деле задумывался как критическое осмысление происходящих процессов и идей активистов этих процессов. Бард и Зодерквист пишут: "Мы никоим образом не исповедуем никакой политической программы и не относимся ни к "левым", ни к "правым". Мы не выступаем ни "за", ни "против" тех или иных перемен, мы просто хотим попытаться понять их и объяснить, ответить на вопросы "как?" и "почему?". Потому что ясность понимания лучше, чем самообман".

Итак, опасность - не столько в книге про "нетократию", а в тех идеях, которые носятся в воздухе и отражены в этой книге. Это хаотические идеи вседозволенности, якобы возможной благодаря научно-техническому прогрессу.

Перед нами – факт возникновения новых групп людей, стремящихся к лидирующему положению в обществе и достигающим его благодаря обману человечества миражами техногенного счастья.

Хаотическая идеология "нетократов" основана на необходимости и желательности манипуляции отдельными людьми и группами, в том числе, использования религии как разменной монеты в циничной политической борьбе.

Сами они отказываются от связи с Богом, от поисков добра, от осмысленной жизни. Они готовы возвести в принцип слова из шекспировской комедии "As You Like It" – "All the world's a stage, // And all the men and women merely players" – лишь бы заглушить голос Бога и своей совести в тех "переворотах" и "перевоплощениях", которые они намерены совершить якобы именем "науки" и "природы", но, по сути, ради удовлетворения собственной потребности доминировать.

Итак, "нетократия" – это идеология стадности, которая в моей религии считается злом. Человек подчиняется группе – "сети" – и вместо сотрудничества с людьми согласно воле Бога ему навязывают волю "сети" и принадлежность к узкой "сети" правящих олигархов-"нетократов" как критерий жизненного успеха.

Для "нетократа" не существует Бог, как душа и источник всех душ, творец, высшая воля, человеческий идеал и олицетворение Наивысшей Ценности Человека. Это делает "нетократию" неприемлемой для моей религии. Полагаю, что другие религии тоже несовместимы с "нетократией".

"Нетократия" является естественной угрозой для мировоззрения добрых людей, поскольку разрушает связь сознания и души, как новейшая форма агрессивного социального материализма.

"Нетократия" стремится подменить "сигналами" и "мемами" сети "нетократов" истину, откровение и чудеса, подрывает веру человека в Бога и в себя, чтобы облегчить своекорыстные манипуляции "нетократов".

Истинно верующему следует быть мудрым и не поддаваться соблазнам "нетократии".