Религиозное зазеркалье

27.08.2010, 19:15
Всем хоть мало-мальски знакомым с жизнью Украины и общественно-политической ситуацией прекрасно известно, какой важной политтехнологией являются в руках различных политических сил и бизнес-элит т. н. "социологические опросы".

С болью в сердце ознакомился я с огромной по объему статьей некоего Владимира Мельника под названием «О жизни в Зазеркалье или несколько мыслей о визите Святейшего Патриарха Кирилла», опубликованной в двух частях (http://www.risu.org.ua/ru/index/expert_thought/analytic/37342/ и http://www.risu.org.ua/ru/index/expert_thought/analytic/37387/) на сайте Института Религии и Общества Украинского Католического Университета «РИСУ», известного своей поддержкой экстремистских националистических организаций, пропаганды униатства и раскола. С болью – как потому, что статья представляет собою чудовищный поток клеветы, злобы, ненависти и откровенного хамства, изливаемых на священноначалие и Русскую Православную Церковь, так и потому, что нельзя без боли думать о судьбе души именующего себя христианином автора статьи, действующего по принципу «бумага все стерпит».

Я не буду рассматривать здесь все те оскорбления, которые исходят из уст г-на Мельника в адрес достойнейших иерархов Церкви. Любой порядочный человек сам с гнушением отвернется от них. Целью В. Мельника является перессорить всех в Церкви при помощи лжи и инсинуаций, клеветы и подозрений. Мельник клевещет на выдающихся деятелей современного Православия, деятельность, слово и молитвы которых свидетельствуют об их подлинной любви к многострадальной Украине, ненавидимой пропагандистами раскола, вроде автора «О жизни в Зазеркалье».

Среди этих деятелей выделяются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, которого В. Мельник беспардонно обвиняет в сведении к минимуму проповеди христианских нравственных ценностей, в то время как такая проповедь является лейтмотивом всех обращений и выступлений Его Святейшества, в том числе и когда он говорит о богозаповеданном единстве Русской Православной цивилизации; стоящий на страже церковного единства Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которого изощряющийся во лжи и обманчивой лести В. Мельник при помощи вырванных из контекста отдельных фраз и их надуманных перетолкований превращает чуть ли не в глашатая автокефализма и церковного сепаратизма. Особую, поистине нечеловеческую злобу у потерявшего остатки совести и христианского облика г-на Мельника вызывает поборник единства Русской Православной Церкви и Святой Руси Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. С ненавистью комментирует В. Мельник те высокие оценки, которыми оценивают деятельность Владыки Агафангела на благо Церкви, общества и народов, укрепление мира и согласия Святейший Патриарх Кирилл,  общественные деятели и организации Украины и России. Черную зависть вызывают у не замечаемого никем хулителя Церкви награды Одесского архипастыря, получаемые им на высоком церковном и международном уровне. Но, может, это только в России так относятся к нему? На днях Митрополит Агафангел был награжден уже президентом Украины орденом св. Ярослава Мудрого за, как говорится в Указе президента, «весомый вклад в государственное строительство и заслуги перед Украиной в деле защиты интересов государства, духовного возрождения нации, личные заслуги в обеспечении социально-экономического и культурного развития Одесской области, за возрождение духовных основ общества, восстановление разрушенной святыни – Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора и по случаю 19-й годовщины Независимости Украины». Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которого В. Мельник лживо рисует антагонистом Одесского архипастыря, регулярно в своих поздравлениях, проповедях при приезде в Одессу подчеркивает уважительное отношение к принципиальной, канонической позиции Владыки Агафангела и личное теплое к нему отношение.

Всем хоть мало-мальски знакомым с жизнью Украины и общественно-политической ситуацией прекрасно известно, какой важной политтехнологией являются в руках различных политических сил и бизнес-элит т. н. «социологические опросы». Это один из наиболее ходовых товаров на украинском политическом рынке. Но это совершенно неведомо знатоку украинской жизни из Голландии В. Мельнику. Он с упорством приводит соцопросы эпохи президента Ющенко, проводившиеся различными принадлежащими оранжевым политикам фондами и центрами, пытавшимися отработать поставленную «партией и правительством» задачу любой ценой «доказать», что большинство верующих Украины за создание «Единой поместной», и что, вопреки очевидности, большинство верующих являются последователями «киевского патриархата». Я не поленился просмотреть сайты всех этих «независимых» экспертных организаций. Характерная картина – навязывание евроинтеграции и НАТО, образа врага в лице России и русского народа, зачастую откровенно фашистские высказывания. Показателем поистине иезуитской морали Мельника является приведение им результатов опроса фонда Разумкова, в котором лидером среди конфессий называется «упц кп». При этом Мельник скромно умалчивает, что в том же опросе 62,5 процента граждан Украины названы «не считающими себя верующими или не принадлежащими ни к одной конфессии», т. е. атеистами или агностиками! Надо быть полным циником либо фанатичным последователем «киевского патриархата», чтобы верить подобным опросам. Единственный опрос неющенковского периода у Мельника – проведенный в 2001 г. фондом демократических инициатив, принадлежавшим ныне покойному одиозному Илько Кучериву, одному из основателей Руха (Рух публично поддерживает «киевский патриархат»), объявившему в свое время о личном вступлении в НАТО. На сайте фонда – неприкрытая русофобия, пропаганда нацистской идеи «золотого миллиарда». А опрос 2009 г., касавшийся отношения к визиту Патриарха Кирилла на Украину, проводился оранжистским УНИАНом, даже не пытающимся скрывать поддержки раскольнических и униатских структур и нетерпимости к Русской Православной Церкви.

Все эти «опросы», весь этот блеф разбивается о правду, которую можно увидеть собственными глазами. И если г-н Мельник найдет время покинуть дорогую его сердцу Голландию, прилететь на Украину, хоть в Одессу, пройтись в воскресенье по храмам УПЦ Московского Патриархата, заполненными православным народом, и немногочисленным храмам, захваченными филаретовцами, в которых можно, без опаски сбить кого-либо, делать круги на автомобиле. Это и будет подлинным социологическим опросом.

Примером манипуляции сознанием является и утверждение о якобы участии в «крестном ходе» филаретовцев 28 июля 2010 г. 15-ти тысяч человек. Информацию г-н Мельник, судя по всему, черпает прямо из сайта «киевского патриархата», которому полностью и безгранично доверяет. Так, он, без всякого сомнения, ссылается на сайт раскольников, заявляющий о препятствиях к передвижению филаретовских крестопроходцев с Западной Украины. К информации же, размещенной на сайтах канонической Церкви (кроме пары всем хорошо известных), верным которой он себя объявляет, к словам ее иерархов Мельник относится с нескрываемым презрением, действуя по принципу «презумпции виновности». Откуда такая избирательность? Но вернемся к филаретовскому шествию 28 июля. Я был в этот день в Киеве, общался с очевидцами шествия, утверждавшими, что численность его участников не превышала двух-трех тысяч человек. Даже любимый Мельником УНИАН (http://unian.net/rus/news/news-388706.html) называл в три раза меньшее число филаретовцев в шествии – пять тысяч. И не забывайте, что лжепатриархом Денисенко была объявлена общая мобилизация всех приверженцев как самой «упц кп», так и националистических организаций, вроде боевиков УНА-УНСО.

Г-н Мельник подчеркнуто подписывается как «мирянин Украинской Православной Церкви Московского Патриархата», будто такой подписи достаточно, чтобы оправдать антицерковное и клеветническое содержание материала. Если уж прибегать к столь любимым Мельнику параллелям, то с тем же успехом, с каким он именует себя «мирянином УПЦ МП», Иуда Искариот под словами «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?»  вполне мог бы подписаться: «апостол Иисуса Христа». И здесь звучит не ирония, а горькая правда.

Между прочим, в обсуждаемой статье есть и прямые параллели с упомянутым Евангельским персонажем. Так, с пафосом средневековых альбигойцев и Савонаролы обличая епископат нашей Церкви в языческих замашках и расточительстве, Мельник (по масштабам которому, конечно, весьма далеко до Савонаролы) гневно возмущается по поводу затрат на прием Предстоятеля Церкви, в частности на розы, лепестками которых была устлана дорога, по которой Его Святейшество шел в Одесском Свято-Успенском Патриаршем мужском монастыре. Ну как тут не напомнить «мирянину УПЦ МП» «апостола» Иуду, с таким же пафосом обличавшего Марию, пришедшую отереть ноги Спасителя фунтом «нардового чистого драгоценного мира» (в прямом смысле драгоценного – миро стоило в те времена намного дороже не только роз): «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим»? Совпадение у Мельника и Иуды тут просто разительное. Посмотрите, как волнуется о смете затрат на миро Иуда. Не меньше волнуется и г-н Мельник, подступая к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу [1] с аналогичным Иудиному вопросом: «Интересно было бы узнать у владыки Агафангела, что он думает о смете затрат по приёму дорогого гостя». Вполне уместно будет привести здесь комментарий Евангелиста к словам древнего обличителя «роскоши» и «защитника» бедных: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12, 5-6).

Конечно, наш нынешний обличитель уже готов со злорадством закричать: «Ага! Опять язычество! Патриарха ко Христу приравняли! Вместо Творца твари поклоняетесь»! Вообще, надо сказать, что одну из главных ставок Владимир Мельник сделал именно на тему параллели с язычеством. Что ж, разберем все по порядку. Для начала, никто Патриарха к Богу не приравнивает, и искреннее почитание (но не поклонение, о котором ни один верующий не заявил) простыми верующими предметов, к которым прикоснулся Его Святейшество (в данном случае – лепестков роз), абсолютно ни о каком языческом культе личности не говорит. Об этом подробнее скажем несколько ниже. Сейчас же проведем небольшой ликбез для тех, кто в комментариях к статье В. Мельника восторгается его гениальностью и «фундаментальностью доказательной базы».

Дело в том, что епископ действительно является образом Христа. Перечислю лишь несколько примеров из области литургической традиции Православной Церкви. Почему епископ во время чтения Евангелия на Литургии не снимает митру? Потому что являет образ Христа. Почему епископ в Великий Четверг умывает ноги пресвитерам? Потому что являет образ Христа. Почему в древности Патриарх в Вербное воскресенье выезжал на осляти? Потому что являл образ Христа. И если уйти совсем уж вглубь литургики, то можно ознакомиться с докладом известного литургиста, профессора Фессалоникийского университета П. Вассилиадиса «Эсхатологическая экклезиология»: «Это эсхатологическое понимание Церкви отражается также в литургическом строе и в богослужениях Церкви: епископ есть на месте Христа и образ Христа, а пресвитеры вокруг него представляют апостолов… Епископ… никогда не понимался (только гораздо позднее под влиянием схоластики) как викарий, представитель или посол Христа, а как образ Христа…»  Отсюда и то почтение, которое выражается и в богослужении, и в протоколе к епископу и тем более к Патриарху. Так что Митрополит Агафангел и одесская паства действовали строго православно, встречая своего Великого Господина и Отца дорогой из роз (которые, кстати, состоятельные одесситы сами принесли в монастырь в огромном количестве), а также проявляя максимальные знаки почтения и гостеприимства, не задумываясь о сметах, как и учит Священное Писание.

Кстати, любопытна избирательность В. Мельника. Он почему-то не вспоминает, что в Одессе дорогой из цветов встречают и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которого В. Мельник так хочет (совершенно безнадежно) противопоставить Святейшему Патриарху Кириллу и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу, связанному с его Блаженством узами давней и прочной дружбы, хотя это никак не вписывается в схему противопоставления, столь старательно подогнанную г-ном Мельником. Не задается он и вопросом о смете на пышный прием Патриарха Константинопольского Варфоломея г-ном Ющенко. Ничего плохого в достойном приеме любого Патриарха нет. Просто тут вопрос о системе Мельника и подобных ему господ: один факт вырываем, остальные замалчиваем, все перетолковываем, давим на обывательскую зависть (смотри, сколько Московскому Патриарху цветов накупили на народные деньги!) и в итоге получаем нужную картину. А факты? Если факты мешают нашим теориям, что ж, тем хуже для фактов…

И все же разберемся с ненавистными В. Мельнику розами до конца. Он утверждает, что посыпание роз перед Патриархом является языческой традицией Древнего Рима, так поступали с римскими императорами. При этом г-н Мельник выискивает даже несходство с римской традицией – там императору голову посыпали лепестками цветов, а здесь их под ноги стелили. Непорядок. Языческую традицию, видите ли, ввели, да и ту неправильно соблюли. Так ведь, во-первых, все ли римские традиции, все ли внешние формы Древнего мира неприемлемы в христианстве? Церковь давно уже дала ответ на этот вопрос. К ужасу г-на Мельника могу сообщить, что даже форму храма (ротонда, базилика) Церковь заимствовала у языческих храмов Римской Империи. В Древней Церкви (как и сегодня в некоторых Поместных Церквах) был распространен обычай воскурения фимиама мирянами в храме на специальной подставке перед священными изображениями, точно так же (по внешней форме), как в Древнем Риме воскурялся фимиам перед статуями императоров и вообще языческих богов. А многие богословские термины отцы Церкви почерпнули из трудов языческих античных философов. Что было язычеством: сам процесс посыпания цветами, воскурения фимиама или придание ему значения почитания императора в качестве бога? Христианские апологеты, выступая с протестом против культа императора, обличали воскурение фимиама именно перед его изображением, а не как таковое. И сегодня мы кадим не только епископов, но даже мирян, первых особо, как образ Христа, именно как Главы Церкви, вторых – как образ Божий, которым является каждый человек. Между прочим, что-то не припомню я в обличениях апологетов именно этого пункта – посыпания цветами. Хотя не буду настаивать, дело, как уже было сказано, совсем не в этом. Еще одна деталь. Хотя ничего криминального в римском происхождении обычая нет, все же эта разница (не посыпать лепестками голову, а класть их под ноги) вполне может говорить о связи церковной традиции не с Римом, а с праздником Входа Господня в Иерусалим.

Не менее негодует г-н Мельник и в связи с мнимым «язычеством» верующих, разбиравших лепестки роз, прикоснувшиеся к стопам Патриарха. Тирада Мельника настолько патетична, что ее надо привести: «Паломники упросили курсантов собрать лепестки: «Я заберу эти цветы домой на память о приезде патриарха», — рассказала Ирина из Киева. С грустью вспомнились слова Священного Писания: «И они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1:25)».

 Патриарх, как и всякий епископ, не только образ Христа, но и по благодати архиерейской хиротонии преемник апостолов. Служение же Патриарха имеет еще и особое апостольское значение, поскольку он как Предстоятель Поместной Церкви несет особую функцию по соблюдению священного единства внутри этой Церкви и со всей полнотой Вселенского Православия. А как верующие относились к апостолам? Открываем книгу Деяний святых апостолов: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (19, 11-12). Первые христиане как великую святыню передавали друг другу кусочки ткани, прикоснувшиеся к телу апостола и верили в их целительную силу. Какой ужас для Владимира Мельника. С какой грустью ему снова надо вспоминать слова апостола Павла. Только, по логике Мельника, получается, что обличал апостол… самого себя. Вот как комментирует данное место из Деяний блаженный Феофилакт Болгарский: «…чудеса от платков и убрусцев и от теней учеников больше тех чудес, которые сотворил Христос… И главотяжи и убрусцы (имеются в виду платки и опоясания русского перевода – А. Н.) были льняные; главотяжи набрасывались на голову, а убрусцы держали в руках те, кто не мог носить главотяжей, как например лица, носившие консульскую столу; назначение тех и других - вытирать с лица пот, слюну, слезы и пр.». Да, как, наверное, не хватало в Древней Церкви «принципиального» Владимира Мельника, чтобы грозно оборвать апостолов и первохристиан цитатой из послания к Римлянам.

Но даже это еще не все. В тех же Деяниях описывается и такое: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 14-15). Розы, по крайней мере, прикасались к стопам Патриарха, а здесь – тень апостола почитают, в ее исцеляющую силу верят. Так ведь тень – это даже не предмет, в строгом смысле ее не существует. Какой тут можно сделать вывод? Христианское благочестие, как оно представлено в Священном Писании Нового Завета, проповедано святыми апостолами, соблюдено первыми христианами, преемниками апостолов нашего времени, такими как Святейший Патриарх Кирилл, Блаженнейший Митрополит Владимир или Высокопреосвященнейший Митрополит Агафангел, простыми прихожанами храмов Одесской епархии и других епархий Русской Православной Церкви, это подлинное христианское благочестие существенно отличается от того псевдоревностного псевдохристианства, которое возвещает нам г-н Мельник и подобные ему.

Не менее показателен и другой выпад рискующего так и не выбраться из собственного Зазеркалья В. Мельника: «Неадекватность восприятия действительности лучшими гражданами города подтверждается и ещё одним фактом, а именно — совершенно фантастическими ожиданиями. Накануне приезда Патриарха Кирилла в Украину, в местных СМИ Одессы быстро разошлась информация о том, что на освящение Патриархом третьего по величине собора в РПЦ (по словам митр. Агафангела) Одесская епархия ожидает свыше 200 тыс. приезжих паломников со всего мира. Было приготовлено около 5 тыс. специальных приглашений для входа в сам собор. Однако в действительности в день великого патриаршего освящения храма, по данным «Интерфакс-Украина», внутри собора и около него в общей сложности оказалось около 4 тыс. верующих и примерно столько же милиционеров». Опустим даже издевательский тон по отношению к священноначалию, но слепить такой бред в одном абзаце надо еще суметь. А цель ясна – показать, что и Одесская епархия опозорилась, наобещав и не выполнив, и уровень отношения к Патриарху и Московскому Патриархату – ниже некуда. Постараюсь по пунктам разобрать завалы этой клеветы.

1. Кто-то где-то ляпнул, что ожидается приезд 200 тысяч. А кто это сказал? И при чем здесь Одесская епархия и тем более Митрополит Агафангел? Нужно было Мельнику так прямо заявить в своей статье: "Ввиду того, что на заборе по улице такой-то написано то-то и то-то, делаю неутешительный вывод…"

2. Приглашений было выдано, действительно, несколько тысяч. Это были приглашения внутрь здания собора. На площадь было решено пускать всех желающих, а в храм священников – без приглашений. К сожалению, г-н Мельник как-то выборочно и между строк читает электронные СМИ, а то он не пропустил бы ни мое интервью, ни выступление В.Р. Легойды, председателя Синодального Информационного отдела Московской Патриархии, в которых мы оба высказываем сожаление о принципе «перестраховки», которыми руководствовались, без всякого указания от Церкви, сотрудники милиции. Даже я, имея удостоверение члена группы по приему Патриарха, долгое время не мог добиться разрешения пройти через ограждение, стоявшее в квартале от Соборной площади, в результате чего чуть не опоздал на богослужение. Половина (!) желавших принять участие в службе священников не попали в собор по причине отсутствия приглашений (которые им были не нужны). Но даже с приглашениями не пускали. Надо было иметь железную волю, чтобы после часа мытарств добиться прохода. А многие имевшие приглашение так и не были допущены. Мне как секретарю епархии довелось выслушать немало звонков с горькими упреками и историями, как людей не пускали даже за два квартала до площади. «Перестраховка» привела к тому, что, по моему личному наблюдению и свидетельствам других священников нашей епархии, за ограждениями на прилежащих улицах скопились тысячи людей. Мы очень надеемся, что в следующий раз милиция (действовавшая, по-своему, тоже из благих побуждений – как бы не допустить Ходынку) сможет лучше подготовиться к подобного рода мероприятиям и сумеет отличить службу Божию от митингов.

3. И самое главное. Никто ни в Московской Патриархии, ни в Одесской епархии не ставил цель устроить показательную массовку. Православная Церковь не нуждается ни в каком самоутверждении, потому что никогда не испытывает чувства ущербности, в отличие от расколов и сект. Да, нам необходима серьезная миссионерская и катехизаторская работа, нужно Евхаристическое возрождение, и визит Святейшего Патриарха Кирилла, его проникновенное слово имеют здесь колоссальное значение. Но авторитет канонической Церкви и правящего архиерея на территории Одесской епархии незыблем среди людей разной степени воцерковленности. Поэтому православная Одесса с такой радостью и ждала своего Патриарха, с такой любовью встречала его, какие бы лживые «опросы», организуемые националистами и раскольниками, Мельники ни приводили. Не хотят подобные «объективные» публицисты сравнить триумфальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Одессу с позорным приездом в наш город анафемы лжепатриарха Денисенко, число протестующих против визита которого во много раз превышало число пришедших на «службу» (последних было, по моим личным наблюдениям, человек около тридцати-сорока). Это тоже, кстати, соцопрос.

Что касается псевдоисторических изысканий обсуждаемой статьи, большинство из них опровергнуто мною в полемике с раскольниками, тем более что В. Мельник выступает как обыкновенный ретранслятор позиции раскольнического «киевского патриархата».

Необходимо отметить, что статья г-на Мельника является продолжением целой серии статей маргинальных украинских националистических авторов, штамповавшихся по заказу с целью, как можно грязнее очернить Первосвятительское посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом украинских епархий Московского Патриархата. Любопытно, что рассматриваемый нами материал вышел в свет спустя практически месяц после приезда Святейшего Патриарха. По меркам современных СМИ давать критические комментарии к мероприятию месячной давности – нонсенс. Но что поделаешь, партия сказала – надо, комсомол ответил – есть. В статьях Мельника и его клонов-националистов радует лишь одно. Раз они так злятся, так врут, так ругаются на нашу Церковь, на ее иерархию, на нас, грешных, – значит, мы все делаем правильно. И не дай Бог дождаться похвалы от таких, как Мельник.

___________________

Протоиерей Андрей НОВИКОВ - председатель Рабочей группы по изучению прецедентов уврачевания расколов в церковной истории комиссии Межсоборного Присутствия РПЦ по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член Синодальной Библейско-Богословской комиссии РПЦ

 

[1] Мельник пытается построить «ловушку» - дескать, сам же митрополит Агафангел по другому поводу возмущался растратами и говорил, что лучше эти деньги сиротам раздать. Но тогда речь шла о многомиллионной сумме, потраченной высоким должностным лицом из бюджета на свой же политический пиар

 

Протоєрей Андрій НОВІКОВ

"Одна родина", 25 серпня 2010 року (рос.)