• Главная
  • Мониторинг
  • Апостольский нунций в Украине архиепископ ИВАН ЮРКОВИЧ: "Никогда еще престол Московского Патриарха не занимал иерарх, который настолько хорошо знал бы Католическую Церковь"...

Апостольский нунций в Украине архиепископ ИВАН ЮРКОВИЧ: "Никогда еще престол Московского Патриарха не занимал иерарх, который настолько хорошо знал бы Католическую Церковь"

05.02.2010, 14:43
Святейший Кирилл – личность чрезвычайного масштаба, и не только для Русской Православной Церкви, а также в контексте всех межцерковных отношений.

Священник Андрей ДУДЧЕНКО. — "Портала-Credo.Ru", 4 февраля 2010 года

Католическая Церковь в Украине сегодня представлена гораздо более разнообразно, чем в Российской Федерации. Здесь группы верующих относятся к разным обрядам и имеют разное подчинение. Католики латинского обряда объединены в Львовскую митрополию-архиепископию, которая включает в себя шесть епархий. Более многочисленны католики восточного обряда, большинство которых входит в Украинскую Греко-Католическую Церковь с центром в Киеве. Кроме того, Мукачевская греко-католическая епархия в Закарпатской области не входит в состав УГКЦ, а относится к Русинской Греко-Католической Церкви и подчинена непосредственно Ватикану. Есть в Украине и католики армянского обряда с центром во Львове. Послом Ватикана в Украине с апреля 2004 года является архиепископ Иван Юркович, который поделился с корреспондентом "Портала–Credo.Ru" своим видением будущего Католической Церкви в Украине, оценил поведение Церквей во время президентских выборов и прокомментировал итоги первого года патриаршества Кирилла (Гундяева).

"Портал–Credo.Ru":  Ваше Высокопреосвященство, сколько в Украине верующих Католической Церкви? Какие изменения в численности верующих можно проследить за последние годы?

Архиепископ Иван Юркович:  Большинство католиков в Украине придерживаются восточного обряда, это верующие Украинской Греко-Католической Церкви. Согласно данным статистики, которую мы собираем ежегодно с наших епархий, мы считаем, что греко-католиков в Украине около пяти миллионов. Большинство из них находятся в Западной Украине, меньше - в центральной, и еще меньше на востоке. Что же касается католиков латинского обряда, то большинство их находятся в центральных и западных областях Украины - от Львова и Каменца-Подольского до Житомира. Католическая Церковь латинского обряда в западных областях Украины в прошлом состояла преимущественно из поляков, и поэтому после Второй Мировой войны вследствие перемен в структурах населения число верующих РКЦ в этом регионе резко снизилось. Если сравнить Украину с Беларусью, где я раньше был нунцием, то ситуация примерно одинакова: присутствие католиков в обществе составляет 10-15% населения. Конечно, это присутствие меньшинства, но все же ситуация кардинально отличается от других стран восточной Европы, где католиков гораздо меньше, как, например, на Кавказе, в Российской Федерации или государствах Центральной Азии. В Украине, повторюсь, католичество присутствует не только в виде церковных структур, но и как общественная сила, что очень важно.

– Наблюдается ли динамика в количестве римо-католиков в Украине в последние годы?

– Положительная динамика в какой-то степени всегда есть. Но жизнь Церкви - это, прежде всего, динамика органического роста и стабильности. Конечно, в Украине есть еще много людей католического происхождения, которые не участвуют в жизни Церкви, но это не мешает динамике роста Католической Церкви и других Церквей. Я бы отметил то, что наблюдают все архиереи и священники: в католические храмы на Пасху приходит больше всего людей тогда, когда дата римской Пасхи совпадает с православной. О чем это говорит? Это говорит о том, что ещё большая часть населения недостаточно связана с жизнью Церкви и что церковные структуры ещё не в состоянии полностью духовно попечительствовать о своей пастве. Прежде всего, в таких больших городах, как Киев, количество людей, приходящих на службы, кажется очень малым в процентном отношении к населению. Но, конечно, все люди знают, где находится их храм, где они могут молиться и питаться от источника Божией благодати, в том числе и в структурах Католической Церкви. У нас есть свои храмы, хотя их и немного, есть и проекты создания новых. Но, как вы знаете, в сегодняшней обстановке вопрос со строительством новых храмов очень непростой.

– А как в Риме смотрят на стремление УГКЦ к статусу патриархата и к тому, чтобы называться поместной Церковью в Украине?

– Вопрос этот уже неоднократно обсуждался, и на сегодняшний день его решение остается личной прерогативой Святого Отца. Я не имею никаких полномочий вступать в его динамику. Еще в 2004 году Папа Иоанн Павел II озвучил, что он разделяет стремление Украинской Греко-Католической Церкви, которое имеет свои корни и в канонических, и в соборных определениях, чтобы иметь полное и юридическое церковное достоинство. Но для этого нужно, чтобы Церковь была подготовлена.

Вы как посол, не возглавляющий ни одну из украинских Церквей, можете несколько со стороны взглянуть на религиозную жизнь в этой стране. Могли бы Вы оценить отношение основных христианских конфессий в Украине к президентским выборам?

– Выборы - это всегда важное и требовательное событие для любой страны. Выборы отражают уровень развития как общественной жизни, так и общегражданской культуры. Конечно, этот процесс также касается жизни Церквей и религиозных организаций. Моё впечатление, что религиозные лидеры относятся к выборам согласно общепринятым стандартам отношений между Церковью и государством. Католическая Церковь, как и Православная, имеет своё социальное учение, и в период выборов Церкви действуют согласно своему учению, то есть подлинно церковно и ответственно. Это характерно, мне кажется, и для нынешних выборов.

Каково наше отношение к выборам? Прежде всего, мы настаиваем на том, что Церковь для своей жизни нуждается в свободе. Церковь может справиться со многими сложными обстоятельствами, когда она свободна. Слава Богу, что к этому существенному требованию Церкви все кандидаты относятся положительно. С другой стороны, одна из важных задач Церкви – привлечь верующих к активному отношению ко всем общественным процессам и, прежде всего, к выборам. Церковь учит, что в выборах нужно участвовать. Равнодушие к выборам – неправильный, нехристианский подход. Голосовать нужно по своей совести – и в этом выражается вся мудрость Церкви относительно выборов. Таким образом, от государства и кандидатов на высокие правительственные посты мы требуем, чтобы они защищали высокие общепринятые стандарты свободы совести и вероисповедания. И мне кажется, что сегодня у всех это получается. Может быть, у Вас иное впечатление?

– Встречаются сообщения о случаях открытой поддержки нынешнего премьер-министра клириками Украинской Греко-Католической Церкви…

– Знаете, чтобы говорить о таких случаях, надо представить конкретные аргументы. Безусловно, каждый человек имеет свою точку зрения. Если спросить меня лично, то и я имею свою позицию, и не могу от нее отречься. Другой вопрос, насколько эта позиция раскрывается высшими церковными настоятелями, каково их вмешательство в автономную сферу человеческой совести относительно выбора своих политических предпочтений. Поэтому, что касается позиции Церкви на этих выборах, а не отдельных клириков, то мне она кажется очень достойной.

– 1 февраля исполнился год со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как Вы можете оценить этот этап?

– Есть некоторые параметры, которые надо назвать. Во-первых, Святейший Кирилл – личность чрезвычайного масштаба, и не только для Русской Православной Церкви, а также в контексте всех межцерковных отношений. Во-вторых, он очень известен в мире. Бывает так, что новоизбранный первоиерарх мало кому известен, и требуется определённое время, чтобы познакомиться с его личностью и т.д. В случае же с Его Святейшеством Патриархом Кириллом как раз наоборот – его знают во всем мире, и это открывает совершенно иную перспективу его служения. И третье, что для нас очень важно: никогда еще престол Московского Патриарха не занимал иерарх, который настолько хорошо знал бы Католическую Церковь. Мы видим в этом позитивный аспект, особенно для развития диалога между нашими Церквами.

– Можно ли говорить, что ваши ожидания в течение первого года патриаршества Святейшего Кирилла начали оправдываться?

– Да. Прежде всего, я ссылаюсь на события, которые непосредственно связаны с католическо-православными отношениями. Хотелось бы вспомнить важный визит владыки Илариона, митрополита Волоколамского, председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви Московского патриархата в Ватикан. Этот визит был очень хорошо подготовлен и дал Его Высокопреосвященству возможность встретится со многими ведомствами Католической Церкви и представить направления служения нового Патриарха.

А теперь, что касается не только межцерковных отношений между Святым Престолом и Российской Федерацией. Наконец-то были установлены дипломатические отношения между Ватиканом и РФ. Решение этого вопроса тянулось еще с советских времен. И сейчас, после более чем двухсот лет, снова существуют полные дипломатические отношения между двумя сторонами. Это тоже очень важное и, конечно, историческое событие. Достаточно вспомнить, что последний нунций, имеющий все дипломатические прерогативы, присутствовал в Санкт-Петербурге в самом начале ХIХ столетия. Нужно было ждать более 200 лет, чтобы между Папским Престолом и Россией были восстановлены полноценные дипломатические отношения.

Думаю, что это будет позитивно влиять на развития полноценного диалога. Москва – не только столица большого государства, это еще и великая столица христианства. И диалог между Римом и Москвой всегда будет очень важным.