Борьба за признание: кейс Македонской Православной Церкви
Ни сербы, ни болгары, ни греки (все православные) не признают македонцев отдельной нацией со своим языком, культурой и традициями. Сербы считают македонцев южными сербами, а македонский – диалектом сербского языка. Так же и болгары считают македонцев западными болгарами, а их язык – диалектом западно-болгарского. Греция протестует против использования этим государством названия Македония, поскольку сама претендует на историческое наследие Македонии.
9 ноября 2017 года Священный Синод Македонской Православной Церкви (МПЦ) обратился с официальным письмом к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с просьбой способствовать мировому признанию автокефального статуса МПЦ. От себя Охридская архиепископия (другое название МПЦ) признает БПЦ Церковью-Матерью для македонцев, которая «первой приняла и признала ее автокефалию, сообщила о ней и заботится о ее потребностях, принадлежит ей и защищает ее интересы перед Вселенским Патриархатом и другими Поместными Церквами».
Епископат МПЦ предлагает болгарам подписать двустороннее соглашение, которое будет свидетельствовать о неоспоримом признании и восстановлении общения Македонской Церкви с другими Православными Церквами. Таким образом, руководство МПЦ через БПЦ хочет войти в семью Православных Церквей.
Ответ от официальной Софии пришел быстро. Уже 27 ноября Священный Синод БПЦ направил письмо в Македонию. Иерархи Болгарской Церкви определили, что при условии признания за БПЦ статуса Церкви-Матери для македонцев они будут способствовать и ходатайствовать перед Поместными Церквами сделать все необходимое для установления канонического статуса МПЦ. Для этого Синод БПЦ создал соответствующую комиссию из собственных архиереев. Примечательно, что в тексте письма в МПЦ употребляются собственные названия, без кавычек, уточнений «так называемая», что свидетельствует о признании иерархии МПЦ болгарами.
Историческая справка. Православие на территории современной Македонии было распространено еще с первых веков христианства. В VI в. архиепископ Скопье (современная столица Македонии) получил автокефальный статус. В IX в. эти территории подпадают под власть Болгарского царства. Болгарский царь Борис решает установить свою церковную иерархию и быть независимым от Константинополя. В 927 г. центром новой (болгарской) патриархии становится г. Охрид (современная Македония). Именно с образованием Охридской архиепископии (позже Патриархата) связывают свое становление Болгарская, Сербская и Македонская Православные Церкви. После падения Болгарского царства в 1018 г. Церковь подчинили Константинополю (как автономную архиепископию). Позже на некоторое время автокефалию удалось восстановить. Под давлением турок в 1767 г. автокефалия Охриду была отменена и передана под руководство Константинополя. После восстановления в 1872 г. автокефалии БПЦ, Македонская Церковь переходит под юрисдикцию Болгарии. По окончании I Мировой войны территория Македонии попадает под власть Сербского королевства и Церковь подчиняется Белграду. Во время II Мировой войны, когда Болгария захватывает территорию Македонии, она восстанавливает здесь и свою церковную власть. Однако после окончания войны Македония вошла в состав Югославии и церковная власть возвращается в Белград.
В 1958 г. в результате церковно-национального собора в Македонии было решено восстановить собственную Охридскую Церковь. В следующем году сербы признали автономную Охридскую митрополию в составе Сербского Патриархата. В 1966 г. македонцы официально обращаются к сербам с просьбой предоставить им автокефалию. В 1967 г. руководство Сербской Церкви отказывает. Тогда Священный Синод МПЦ в одностороннем порядке провозглашает автокефалию. Синод Сербской Церкви назвал Македонскую Церковь раскольнической, отменив евхаристическое общение. Автокефалию МПЦ не признала ни одна из Поместных Православных Церквей.
В Сербской Православной Церкви удивлены решением болгарского Синода. В Белграде надеются, что болгары будут оставаться в рамках канонического права в отношениях с Охридской митрополией.
Ситуация также запутана национальным фактором. Ни сербы, ни болгары, ни греки (все православные) не признают македонцев отдельной нацией со своим языком, культурой и традициями. Сербы считают македонцев южными сербами, а македонский – диалектом сербского языка. Так же и болгары считают македонцев западными болгарами, а их язык – диалектом западно-болгарского. Греция протестует против использования этим государством названия Македония, поскольку сама претендует на историческое наследие Македонии. Более того, греки боятся, что у македонцев могут возникнуть «аппетиты» на Эгейскую Македонию (совр. Греция), в которой расположен один из крупнейших городов страны – Салоники. В последнем аж до нач. ХХ в. проживала многочисленная македонская диаспора, однако в результате политики эллинизации в Греции почти не осталось славянского населения.
* * *
Для прояснения ситуации мы обратились к ведущему научному сотруднику отделения религиоведения Института философии Академии Наук, доктору филос. н., профессору Александру Сагану.
– Господин Александр, как Вы можете охарактеризовать официальную переписку Болгарского и Македонского синодов? Действительно ли болгары будут способствовать признанию канонического статуса МПЦ, как было заявлено в документе, или это очередная отписка?
– Я думаю, что на самом деле не будет особо активных действий Болгарской Церкви. Дело в том, что обе Церкви, которые так или иначе касаются решения македонской проблемы, находятся в орбите Москвы. РПЦ имеет влияние и на сербов, и на болгар. Между этими двумя линиями Москва-Белград и Москва-София встала Македония. Москве не выгодно ломать отношения с любой из Церквей. Известно, что у Сербской и Болгарской Церквей на протяжении истории были не простые отношения и подливать сейчас масло в огонь – достаточно опасно.
– Тогда это отписка? Церковная формальность?
– Этот вопрос (признание Македонской Церкви – Д.Г.) очень сложный, и православный мир пока не готов к его решению. Я допускаю, что со стороны Македонии это мог быть шантаж сербов для того, чтобы выторговать себе более выгодные условия. Возможно, и идут какие-то частные встречи или заключаются кулуарные договоренности, однако в открытых источниках об этом не сообщается.
– Вмешается ли в эту ситуацию Вселенский Патриарх?
– Теоретически он может это сделать, однако в реальности это сложно. Патриарх Варфоломей имеет определенное влияние на Болгарскую Церковь, в преодоление раскола которой в 90-е гг. ХХ в. он был непосредственно задействован. Однако это влияние ограничено, ведь в противном случае БПЦ приняла бы участие во Всеправославном Соборе на Крите. Однако она поддержала Москву и проигнорировала Собор.
Теперь к Сербии. Ни для кого не секрет, что Сербское государство в целом, и Церковь в частности находится в самых тесных объятиях России. Однако, в отличие от болгар, сербы, в конце концов, на Собор приехали. Хотя вначале и пугали отказом. В общем, ситуация очень сложная.
– Могут ли эти процессы повлиять на церковную ситуацию в Украине?
– В определенной мере ситуация подобна. Киев и Москва спорят за первенство, как Скопье и Белград. Однако существует третий актер, оспаривающий претензии на «материнство». На Балканах это Болгария, у нас это Константинополь. Однако следует помнить, что каждый случай уникален и нельзя механически переносить опыт одной ситуации на другую. Более того, в православных канонах нет прецедентного права, а потому апелляции к прецеденту еще ничего не гарантируют.