Церковь в условиях войны: христианские ответы на актуальные вопросы. Часть 1
Не только Майдан, но и события во время аннексии Крыма и АТО заставили Церковь по-другому посмотреть на большую часть вопросов богословия. Нередко звучат фразы, что события за последний год привели к кризису среди Церквей, подтолкнув их к новому уровню развития. О позиции Церкви во время войны, о миссии капелланов, веру и оружие говорили ведущие протестантские пасторы и служители других конфессий во время круглого стола «Церковь в условиях войны; богословие, позиция, миссия», прошедшего в Ирпене в субботу, 20 сентября.
«Мы верим, что Бог дарует нам мир, но сегодня в нашей стране война и льется кровь. Настало время для церквей заново оформить свое отношение к вопросам войны и мира. Нужно поддержать тех, кто уже что-то делает, и пробудить тех, кто стоит в стороне», – начал встречу доктор философских наук, вице-президент фонда «Духовное возрождение» Михаил Черенков.
По его словам, наистрашнейший грех в таких условиях – это равнодушие. Кроме того, важно помнить три пункта, касающиеся деятельности Церкви в такие времена: 1) евангельское богословие не оправдывает бездеятельность; 2) позиция Церкви сочувствующая и деятельная; 3) поле войны – поле для прощения.
Среди участников круглого стола были и те, кто до сих пор остается на Востоке, продолжая свое служение. В частности, на встречу смог приехать известный пастор Петр Дудник, руководитель детского дома «Паруса надежды» в Славянске. Также во время боевых действий Петр, рискуя своей жизнью, ежедневно вывозил людей в безопасную зону, перепрятывал и оказывал им помощь.
«Иисус Христос говорил, что во время войны «вы наблюдаете за собой, чтобы не впасть в крайности». А сейчас, я уверен, что выпущены все бесы сепаратизма, которые только могут быть. Они равнодушны к флагам, главная их цель – это разделение, когда белое называется черным», – поделился размышлениями пастор из Славянска.
Петр Дудник подчеркнул, что только здоровая Церковь реагирует на потребности людей и это ее главная задача – оставаться такой. Если Церковь и раньше служила людям, то она будет знать, что делать в трудные времена. Важно, чтобы служитель оставался как открытая дверь храма – открыт к голосу Бога, чтобы вовремя реагировать на потребности времени: «Раньше у нас была другая Церковь, в которой главным посланием было постоянно трудиться. Поэтому, когда начали гибнуть люди, то эта теология резко пошатнулась».
Из своего опыта он знает, как решать сложные проблемы, появление которых тяжело было даже представить. Например, эвакуировать людей в условиях боевых действий и реагировать на попытки захвата храма: «Первая попытка захвата произошла после того, как мы начали раздавать хлеб местным жителям, когда он исчез в городе. Помню, залетают вооруженные люди, кладут нас лицом в пол, а у нас там дети, человек 40. А это уже были вооруженные люди, если толерантно сказать, с георгиевскими лентами. А обвинение было таким: вы сушите хлеб, чтобы кормить Правый сектор. Обыскали все, даже мусорные корзины, пытаясь нас обвинить в распространении детской порнографии».
Пастор добавляет, что важная работа «тела Церкви» – готовность выйти за рамки храмового служения, когда это опасно. Так произошло во время оккупации города, когда ситуацию спасли домашние группы, собиравшие верующих по домам для молитвы. Петр Дудник убежден, что возвращение украинской армии в Славянск – это чудо, поскольку все произошло фактически без противостояния, без стрельбы. «Наш сегодняшний вызов – это восстановление города и возогревание любви. Нужно работать с простой идеей – любви, когда мы отдаем «от себя другому», а не «от тебя мне». Суть войны – это резкий рост эгоизма. Мы же, напротив, должны возогревать любовь и делать все, чтобы помочь другому», – подытожил служитель.
Одна из гостей встречи – пастор и жена протестантского капеллана Ольга Потырайло. Она рассказала о том, как отпускала мужа на войну, и о поддержке женщин, которые остаются один на один: «Мы все думали, что часто молимся за Украину. Но когда пришла беда, мы начали молиться по-новому. Война теперь в семьях, в сердцах. Церковь должна давать ответ на вопрос о войне, но о личном участии каждый должен решать самостоятельно».
При этом в стране, по ее словам, сложилась очень интересная ситуация, которая отразилась и на поместных церквах. Когда часть включена по максимуму на протяжении всего периода, а часть остается в стороне, проповедуя совсем иное: «Когда события в Донецке еще только начинались, наш партнер должен был передать нам документы. Вдруг он позвонил нам и сказал, что просто не может попасть к нам, потому что попал под обстрел, ему разбили лобовое стекло. И добавил: «Ты не поверишь, тут стреляют, а на соседней улице люди в тренажерном зале занимаются». Мне кажется, что и Украина находится приблизительно в таком состоянии, как и церкви – кто-то до сих пор находится в тренажерном зале».
Ольга подчеркнула, что пасторы должны осознать собственную цель проповеди. Им важно не переубеждать человека, если он принял определенное решение – ехать в АТО добровольцем или отказаться от призыва. Служитель должен показать людям целостную картину, чтобы каждый мог самостоятельно осознать реальность. Так произошло и с самой Ольгой, когда она отпустила мужа служить в самых горячих точках, поддерживая в тылу женщин, оставшихся наедине со своими страхами.
Пастор из Ровенщины Олег Блощук убежден, что Церковь оказалась в огромном кризисе. Он считает, что «Бог бросает вызов Церкви, когда уже недостаточно сказать людям, что Он их любит; говорят, когда Церковь опускается до уровня мира, то сама становится миром; но когда она не может ответить на актуальные вопросы, тогда она может стать простым клубом по интересам».
О. Блощук подчеркивает, что подобные проблемы возникают из-за норм церковного пацифизма, который походит еще от советского синдрома. Вследствие этого, церкви отодвигаются от активной позиции, пребывая в информационном вакууме и сводя прошлое в ранг догмы. Единственными ответами прошлого времени о войне были простые три пункта: 1) не пить и не курить; 2) не материться; 3) не служить в армии.
«Но сегодня христиан не преследуют, наоборот, разрешают вести просветительскую работу и организовывать молитвенные Майданы. И это привело к слому ценностей, когда возник кризис между старыми и новыми церквами. Стыдно, что протестанты месяц вырабатывали собственную позицию во время Майдана, когда монахи из Михайловского монастыря уже открыли полевой госпиталь», – добавил он.
Олег Блощук еще раз подчеркнул, что после всех событий церкви должны выработать ответы на актуальные вопросы верующих. Сейчас «теология тотального пацифизма» уже не дает необходимого ответа, поэтому, по его словам, нужно изменить действующую теологию, иначе церкви просто не смогут двигаться вперед.
Война – это тотальная язва, а вырабатывание ответов происходит в борьбе и страданиях, поэтому они не могут быть простыми, уверен ректор Украинской евангельской семинарии богословия Иван Русин. Он уверен, что война существует еще и потому, что миссии Церквей не было: «Христианам было тяжело оторваться от комфортных сидений, когда все разговоры заканчивались прокламацией Евангелия. Но драма державы – это драма Церкви. Нужно показать солидарность с нацией, не быть на периферии. Если Церковь не определит позицию – она будет просто не нужна».
Ректор отмечает, что современные условия создали уникальную ситуацию, когда у служителей появилась возможность прикоснуться «сердца нации» – стать Церковью с народом. При этом Церковь как институт не может прибегать к принуждению, вместе с тем завоевывая право быть услышанной. «Главный вопрос: что делать нам как христианам? Сейчас двое моих студентов находятся в госпиталях. Они ранены после боевых действий в зоне АТО, куда отправились добровольцами. И я ими горжусь. Хотя раньше точно не поддержал бы такое решение. Мы должны коснуться сердца нации, быть рядом с людьми, когда сложились такие условия», – подытожил Иван Русин.
Служение на практике пережил капеллан Владислав Потырайло, принявший для себя смелое решение записаться добровольцем в армию. Пока повестка не пришла, он поехал в зону боевых действий в качестве служителя.
«Люди на фронте нуждаются в спасении и готовы принять Евангелие. Атеистов там практически нет. Их сердца стали озлобленными. Мы говорим, что вы не должны быть движимы ненавистью к врагу, стимулом должна любовь к Отчизне. Но не все готовы принять эти слова», – поделился пастор.
Наиболее часто бойцы спрашивают можно ли убивать врага, учитывая заповеди. И капеллан им отвечал: «Если бы ты задал мне этот вопрос в Калужской области, то я бы сказал однозначно: убивать нельзя. Но так как ты стоишь здесь, защищаешь свой дом, свою семью, своих детей, то я тебя благословляю. Не на убийство, а на защиту своей земли».
В. Потырайло подчеркнул, что нервное и психологическое напряжение там очень высокое. Кто-то теряет разум, кто-то категорически озлобляется и не хочет слышать о Боге. Но один ответ для служителя однозначен – нужно ехать к военным и быть с ними, потому что они очень нуждаются в этом. «Война – это очень страшно. И мы, люди верующие, которые знают, что есть Христос, должны Его туда принести», – убежден капеллан.
Еще одним «неформальным» капелланом одной из бригад регулярной армии служит о. Сергий Дмитриев, который сейчас возглавляет социальное служение УПЦ Киевского Патриархата. Он начал свое выступление с того, что выразил восхищение активностью протестантов на Майдане: «Вы начали действовать с самого начала, просто были не так заметны, потому что не носите рясы. Нам повезло, что Михайловский собор оказался рядом, иначе кто-то другой смог бы помочь людям».
По его словам, вопрос о помощи раненому, если он будет российским солдатом, даже не встает. Священник рассказал, что неоднократно приходил в госпиталь, где в соседних палатах лежали наши военные и бойцы, представлявшие интересы ДНР или ЛНР. И он приходил поговорить с ними, успокоить, потому что они находились в постоянном страхе, что с ними что-то сделают.
При этом он подчеркнул, что врач на войне и капеллан – это разные люди. Служителю важно помнить простые правила: просто быть рядом с военными; не мешать им исполнять свой долг; быть гибким и служить всем.
Отец Сергий привел пример о важном экуменическом опыте, вспомнив о случаях совместных служений на блокпостах вместе с протестантами и греко-католиками, как во время нынешней Пасхи. Это как раз та ситуация, когда не нужно служителей делить на «своих» и «чужих», когда рядом есть мусульмане и христиане разных конфессий, – подчеркнул он.
«Иногда служение складывалось из простого молчания. Я мог сидеть в курилке, ожидая, когда придут бойцы. Им было легко от того, что священник был рядом. Мы могли молчать, думая о своем, но это и было наибольшей поддержкой, за что они потом благодарили», – рассказал капеллан.
На этих размышлениях служителей завершилась только первая часть круглого стола. О других важных мнениях и общих выводах читайте во второй части короткого репортажа со встречи.