Человеческая вера в прогресс может быть слепой...
Имя ректора Украинского католического университета во Львове, выпускника Гарварда доктора о.Бориса Гудзяка моментально стало широко известным, когда в мае нынешнего года он сообщил в прессе о встрече с офицером СБУ, который, по словам ректора, пытался «склонить его к сотрудничеству» и подписать обязательство, что УКУ будет предостерегать студентов от участия в любой «противоправной» политической деятельности.
Имя ректора Украинского католического университета во Львове, выпускника Гарварда доктора о.Бориса Гудзяка моментально стало широко известным, когда в мае нынешнего года он сообщил в прессе о встрече с офицером СБУ, который, по словам ректора, пытался «склонить его к сотрудничеству» и подписать обязательство, что УКУ будет предостерегать студентов от участия в любой «противоправной» политической деятельности. Это заявление и позиция ректора вызвали волну сокрушительной критики в адрес украинской власти в мировых и отечественных медиа. УКУ поддержали многочисленные международные организации и отдельные граждане. Инцидент был частично исчерпан после того, как Валерий Хорошковский от лица СБУ во время визита в УКУ извинился.
Корреспонденты еженедельника «Зеркало недели» посетили Львов, чтобы встретиться с ректором и поговорить о состоянии украинского образования, о сегодняшнем дне и перспективах возглавляемого им университета.
— Отец Борис, ваша позиция во время визита работника СБУ имела широкую огласку за рубежом. Кто вас поддержал в Украине?
— Я не могу оценивать состояние души и поведение всех ректоров. Однако кое-кого я хорошо знаю, например, Ивана Вакарчука — нашего бывшего министра, с которым мы тесно сотрудничаем. Я уверен в высоком моральном уровне Вячеслава Брюховецкого или Сергея Квита в Киево-Могилянской академии. Есть и другие очень достойные ректоры в Украине.
Позиция нашего университета и, возможно, моя личная обусловлена определенной традицией, на которой построено наше учебное заведение. Это наследие людей, выполнивших сложнейшую задачу ХХ века. В прошлом веке большими достижениями считались полеты в космос, первый человек на Луне, компьютеры, расшифровка структуры ДНК и тому подобное. Но, по-моему, самой сложной задачей того века было выстоять против тоталитаризма. Это был идейно-нравственный вызов. И люди, которые жили на этой земле, в этом городе, среди которых были грекокатолики, принципиально отказались сотрудничать с властью, которая шла против их основных моральных принципов. Многие из них дорого заплатили за такую позицию — часто своей жизнью или заключением, многолетней сибирской каторгой. Такую цену заплатили все епископы Грекокатолической церкви, сотни священников, их жены, дети. Общество отказалось назвать черное белым и белое черным. И этот университет является делом рук представителя такого движения — патриарха Иосифа Слепого, который после 18 лет заключения и сибирской ссылки появился в Риме.
— Перед вами стоит сложная задача — изменить ментальность наших студентов. У западных студентов есть внутренняя свобода, которая очаровывает людей. Как бы вы отреагировали, если бы столкнулись с ложью в студенческой среде — шпаргалками, подсказками и тому подобным? Как вы с этим боретесь в своем университете?
— Я много думаю над тем, почему есть такие своеобразные проблемы. Кстати, сегодня состояние среднего американского образования очень ослабевает. И в других странах Запада в этой сфере есть проблемы, но определенная свобода и ответственность среди широких масс учащихся сохраняется. Это системные достижения. Системное воспитание дает свои плоды. А в наших условиях есть сильная аллергия к системности, поскольку на протяжении десятилетий любые системы были опасны, а то и сокрушительны. У нас нет доверия к порядкам, потому что произошла подмена многих понятий. Названная вещь является чем-то другим. Есть кипы правил относительно того, как должны происходить определенные процессы. Но правила лежат на столах, а процессы происходят под столом. Приведу такой примитивный пример: на Западе человек, идя по тротуару, не думает о его качестве. За это отвечают определенные надежные системы. Наш пешеход вынужден следить, нет ли на следующем метре ямы.
На Западе медицинская служба — это система оздоровления больного. А наш больной должен сто раз подумать: если я пойду в больницу, мне помогут или станет еще хуже? Это постоянный изнурительный процесс. Человек, который постоянно жмет на тормоз осторожности, не может свободно думать. Для самосохранения он должен быть скептичным и сознательно, и подсознательно. В нашем обществе знакомство с какой-то структурой или личностью связано с рядом вопросов: а что он от меня хочет? а нужно ли будет в этом сотрудничестве принести какую-то жертву? Все это очень тормозит...
— Кстати, это объясняет, почему никто из наших ученых не получает нобелевских премий здесь. Но у многих людей, как только они пересекают границу и освобождаются от наших пут, сразу возрастает научная активность…
— Осторожность — не изолированный процесс. Последствие его — атмосфера, порожденная системой, которая так долго уничтожала человека. В ХХ веке 17 млн. украинцев погибли неестественной смертью в период 1914—1945 годов. Каждый второй украинский мужчина погиб. А сколько было искалечено! Сколько людей перенесли ужасные психологические травмы!.. И мы видим, как сегодня страх возвращается и парализует.
Мы стараемся создать в университете атмосферу нормальности, чтобы каждая вещь отвечала своему названию, то есть чтобы не было на каждом шагу подмены понятий. Для этого есть определенные правила и определенная жесткость. Например, если у нас студент представит списанный из Интернета реферат или даже параграф в реферате как свою работу, то на первый раз получит выговор, и это записывается в личное дело, а в следующий раз будет отчислен. Каждый семестр есть два-три таких человека. Но еще ни разу за 16 лет студент или его родители не пожаловались на взяточничество.
Важно, что в ректорате есть такие люди, как Мирослав Маринович или сестра Луиза Цюпа. Это люди, которые отдают университету все. В состав ректората какое-то время входил неукраинец, который каждый год жертвовал университету 50 тысяч долларов. То есть у нас работают люди, которые не ищут чего-то для себя. И здесь духовность имеет большое значение. Если мы посмотрим на Иисуса Христа, на Его путь, то увидим, что траектория Его карьеры — это путь вниз. Бог стал человеком и по этой земле пошел к мытарствам, к человеческой беде, человеческому греху, до самой смерти. У нас есть много примеров, когда преподаватели словно жертвуют нам свой труд, поскольку они в каком-нибудь другом месте могли бы зарабатывать намного больше. Но они хотят служить, хотят воспитывать молодежь.
Во Львове 140 тысяч студентов, а в УКУ — 1400, то есть один процент. Если взять всю Украину, то это капля в море. Но Церковь, которая выстояла против советского режима, тоже была очень малой в подполье. Мы верим, что наше свидетельство приносит свет даже туда, где господствует тотальная тьма. Пока что у нас не сталинизм. Но есть очень существенные проблемы. Поэтому важно не сдаваться.
— Ваш университет называется католическим. Может ли в него поступить православный, мусульманин, иудей?
— Слово «католический» происходит от греческого «католикос», что означает вселенский, то есть открытый. Мы не спрашиваем у поступающих, к какой конфессии они принадлежат. Мы ищем молодых людей, которые искренне стремятся работать, служить, которые хотят остаться в Украине, зная, какие здесь правила игры. За последние 12 лет у нас было примерно 700 выпускников. Я только что вернулся из Италии, где 50 наших выпускников учатся в аспирантурах и докторантурах различных университетов. Мне приятно видеть, как они там ведут себя. Большинство из них хорошо учатся, изучают несколько языков. Важно, что они хотят вернуться и возвращаются в Украину. С 1995 года около 700 наших студентов побывали летом на стажировке в Польше, Австрии, Италии, Англии, Канаде, США. У всех были визы, но только один человек не вернулся!
Многие считают, что все выпускники УКУ будут священниками или монахинями. Бытует стереотип, что в этом университете учатся только духовные лица. Но нас часто находят студенты, которые сами ищут, где им получить образование. Некоторые наши лучшие студенты — из Донецкой области, из Беларуси, России, Грузии, Польши, даже из Штатов и Канады... А два года назад звание «Мисс УКУ» на интеллектуальном конкурсе под таким названием получила девушка из России.
— В каком направлении вы планируете расширяться?
— У нас есть философско-богословский и гуманитарный факультеты, мы готовим богословов, историков и социальных педагогов. Есть бизнес-школа, в которой можно получить степень магистра бизнес-администрирования. И есть ряд вечерних и дополнительных программ. Например, уже действует программа по биоэтике, открывается программа по психологическому консультированию. Еще есть уникальная магистерская программа по экуменическим исследованиям, которую можно пройти на стационаре или по Интернету. В рамках программы есть специализация «религиозная журналистика».
— Жизнь современного поколения проходит в условиях, когда уже не успеваешь следить за темпами изменения технологических новаций. Похоже, что люди в таких условиях могут принять не самое лучшее решение. Что делать в этой ситуации?
— Действительно, технологически человечество развивается очень быстро. Исторический опыт Церкви свидетельствует, что только запрещать — нет смысла. К запретам не прислушиваются. Но история нам также показывает, что человеческая вера в прогресс может быть слепой. Сто лет назад, на рубеже ХІХ—ХХ веков, западное общество, западная цивилизация на основании достижений рационализма и индустриального прогресса были убеждены, что ХХ век станет эпохой невероятных прорывов. Между тем произошло нечто противоположное: техника, которая должна была улучшать, облегчать жизнь, использовалась прежде всего для уничтожения людей. Примером этого стала Первая мировая война. Потом пошли тоталитарные эксперименты, главной лабораторией для которых стала Украина. Между 33-м и 45-м годами в Восточной Европе было уничтожено 14 млн. населения невоенными действиями. Люди не увидели, что человеческий разум, не связанный с любовью, может быть очень опасным. Кавалерийский подход к новациям, к самым сокровенным тайнам жизни, человека мне кажется, мягко говоря, безрассудным. Если к значимым вещам подходить примитивно, плод такого подхода может быть очень горьким…
— Ваш университет ежегодно организует в Киеве благотворительный банкет. Целесообразно ли это в условиях, когда вы, можно сказать, считаете каждую копейку?
— У нашего университета уникальная финансовая модель. Плата студентов за обучение покрывает лишь 15 процентов бюджета, остальное — добровольные взносы. Именно благодаря тем, кто нас поддерживает финансово и морально, мы можем занимать свободную позицию, сохранять нашу свободу. Киевский банкет — возможность для доброжелателей помочь УКУ. В прошлом году эта акция собрала свыше 100 тысяч долларов, и это весомый вклад в нашу деятельность. Во время банкета все желающие смогут участвовать в тихом аукционе, который также организован для сбора средств в поддержку нашего университета, а также будут иметь возможность пообщаться с главой УГКЦ Блаженнейшим Любомиром Гузаром и членами нашего ректората. Так что приглашаем присоединиться к нашей маленькой клеточке в большом организме гражданского общества.