(Внимание! В статье ненормативная лексика) Феномен пьес художника Подеревянского уже давно известен не только у нас, но и далеко за ее пределами. Особый подход к матерной лексике, которой не каждый из писателей свободно владеет и умеет так мастерски ей пользоваться. Яркое изображение наших же пороков и национальных черт, над которыми мы смеемся, взаимоотношения с северными соседями и многое другое — все наши национальные комплексы в полной мере изображены во всем его творчестве. Получилась вполне украинская версия Психоанализа Фрейда (он, кстати, тоже есть как персонаж в одной из пьес) — художественное отображение коллективного бессознательного украинцев. Но, на наш взгляд стоит обратить внимание на одну важную сторону во всем творчестве этого неординарного киевлянина.
(Внимание! В статье ненормативная лексика)
Феномен пьес художника Подеревянского уже давно известен не только у нас, но и далеко за ее пределами. Особый подход к матерной лексике, которой не каждый из писателей свободно владеет и умеет так мастерски ей пользоваться. Яркое изображение наших же пороков и национальных черт, над которыми мы смеемся, взаимоотношения с северными соседями и многое другое — все наши национальные комплексы в полной мере изображены во всем его творчестве. Получилась вполне украинская версия Психоанализа Фрейда (он, кстати, тоже есть как персонаж в одной из пьес) — художественное отображение коллективного бессознательного украинцев. Но, на наш взгляд стоит обратить внимание на одну важную сторону во всем творчестве этого неординарного киевлянина.
Все герои в пьесах Леся — это простые люди, обитатели киевских базаров, которые торгуют носками. Несмотря на то, что в пьесах показана жизнь как она есть, в диалогах нет-нет да и проскочит упоминание о Бога, как о той реальности, которую нельзя игнорировать, и таки для полной картины жизни, нужно иметь какое-то мнение об этой реальности. Поэтому интересен в этой связи вопрос: Каким видят Бога герои пьес Леся, или «Лесика» как его называют.
Бог у героев Подеревянского — это всего лишь мебель. Ее нужно иметь как необходимый атрибут квартиры, квартирной картины мира — это мебельная стенка, которую нужно заставлять книгами Ницше. Эту мебель можно передвинуть, задвинуть в кладовку, и по надобности оттуда доставать, или же совсем выбросить. Ну и что? — так большинство людей относится к Богу — потребительски. Интереснее всего то, что у большинства героев нет чистого атеизма — он предполагает некую позицию, принципы, которых нужно придерживаться. Это смесь «благоговейного трепета» и страха перед своей свободой — свободой отвернуться от Бога.
Это мир перевертыш существующий в реальном мире. Нет нарушений законов физики, все фантасмагории вполне реальные и взяты из реальной жизни: котельные, засранный пляж, украинский посмодернизм в Англии («Король Литр») — депутаты, сидять в палати лордив и балдеють — Свобода, блять — каже депутат у телевизори, де иде звичне смишне, але в одночас сумне кино, це не Кустурица и не Гринуей — це засидання Верхоной ради). Коллективное бессознательное украинской нации воплощается в реальном мире. Важно не то, что показываются комплексы, а важнее то, что показан механизм образования таких комплексов.
Бог нужен как атрибут обывательской жизни для счастья в своей квартире. Но тут же нужно сделать так, чтобы Бог был деревянным, чтобы был тотетом, ничего не говорил, и чтобы (не дай бог!) ничего не просил. По издевательски звучит фраза одного из персонажей, киряющих самогонку в котельной, и разговор коснулся духовных вещей: кладбища, «хто робить» — при цих словах Йонатан боягузливо хреститься — Йонатан. Цариця небесна, спасі і сохрані! — нужно же перекрестится, только для того «чтобы ничего не вышло».
Попытаемся на пример самих пьес проиллюстрировать эти тезисы.
Читать полную статью в моем личном блоге: http://sasha-boyko.livejournal.com/43811.html