• Главная
  • Публикации
  • Единая Поместная. Хроника нового диалога об объединении Православных Церквей...

Единая Поместная. Хроника нового диалога об объединении Православных Церквей

18.03.2014, 11:48
Единая Поместная. Хроника нового диалога об объединении Православных Церквей - фото 1

Вопрос объединения Православных Церквей в одну структуру не раз подымался за годы независимости после раскола в 1992-м. Резкое разворачивание политических событий и революции, совместное служение и постоянный диалог на фоне Майдана дали возможность снова поднять эту тему и жестко поставить вопрос об объединении и получении собственной автокефалии.

Myxajlivskyj_5.jpgВопрос объединения Православных Церквей в одну структуру не раз подымался за годы независимости после раскола в 1992-м. Резкое разворачивание политических событий и революции, совместное служение и постоянный диалог на фоне Майдана дали возможность снова поднять эту тему и жестко поставить вопрос об объединении и получении собственной автокефалии. Сейчас пока рано говорить о каких-то достижениях в переговорах, поэтому предлагаем вашему вниманию хронику совместных заявлений, событий и провокаций.

Очередная попытка привлечения Церквей к объединению началась 22 февраля, когда Синод УПЦ КП принял два обращения по поводу необходимости безотлагательного преодоления разделения Православной Церкви в Украине. Одно обращение направлено к УПЦ (Московского Патриархата), второе – к части епископата УАПЦ.

«В этот трагический и судьбоносный момент истории украинского народа как никогда очевидной является необходимость преодолеть разделение Православной Церкви в Украине, которое продолжается уже более 20 лет, и создание в Украине единой Поместной Украинской Православной Церкви. Существующее разделение тесно связано с разделением в обществе, питает его и подпитывается от него. Единая Поместная Церковь должна и могла бы отыгрывать мощную миротворческую и объединяющую роль в обществе, способствовать взаимопониманию между разными силами, недопущению разжигания вражды на национальной, религиозной, региональной, языковой основе», – призвал Синод УПЦ КП.

Отметим, что Синод УПЦ КП обратился к епископам УАПЦ, минуя Предстоятеля Митрополита Мефодия (Кудрякова) («который на словах всегда поддерживает объединение, а на деле делает все, чтобы разрушать и не допускать его»): митрополиту Макарию и возглавляемой им Львовской епархии, митрополиту Андрею и возглавляемой им Ивано-Франковской епархии, к приходам Тернопольской епархии и другим приходам УАПЦ.

В своем интервью РИСУ Митрополит Мефодий ответил, что на самом деле УАПЦ давно готова к объединению, однако этому мешает только личность Патриарха Филарета. «Главным препятствием на пути объединения в Единую Поместную Православную Церковь является Патриарх Филарет. На словах он за объединение, а действия его совсем противоположные. К сожалению, его выступления и неправдивые заявления могут обмануть людей», – возмутился он.

На фоне первых призывов к объединению начали активизироваться и провокаторы. Показательной стала ситуация с Киево-Печерской Лаврой. В субботу вечером, 22 февраля, появилась информация, что из Киево-Печерской Лавры вывозят ценности. Эти слухи быстро распространились по Киеву, часть людей двинулась с Майдана, чтобы встать на дежурство под стенами комплекса вместе с Самообороной. Чтобы прояснить ситуацию, к представителям Самообороны Майдана вышел управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич). Он заявил, что никто ничего из Лавры не вывозит и что все мощи, как и раньше, покоятся в пещерах.

Ночь прошла без сна, поскольку представителям Лавры довелось постоянно убеждать людей, что ничего не происходит, а полученная информация – ошибочна. И если бойцы Самообороны быстро согласились с ними, то посреди ночи на сцену вышел неизвестный священник и снова призвал людей идти на защиту святынь, которые «хотят вывезти в Россию». Такие волны дезинформации и провокаций продолжались фактически до утра.

«Мы благодарны Самообороне Майдана, взявшей Лавру под защиту, чтобы исключить провокации. Мы благодарим всех, кто молился, пришел к Лавре и не поддался на провокации. Мы продемонстрировали, что являемся боголюбивым народом и цивилизованными людьми… Лавра открыта, с самого утра начались богослужения», – написал утром 23 февраля спикер УПЦ (МП) Георгий Коваленко.

Реакция Москвы появилась через два дня, 24 февраля. Патриарх Московский Кирилл призвал верующих в Украине, находящихся в расколе, вернуться в Церковь. Особый акцент он сделал на том, что власть не должна вмешиваться в дела духовные, что звучит особенно эксцентрично после его личной и постоянной поддержки политики Кремля.

Многочисленные попытки захвата храмов УПЦ (МП) и массовые спекуляции на теме «украинскости» Церкви стали активизирующим фактором для дальнейшего развертывания событий. Напомним, 25 февраля Сумскую епархию УПЦ (МП) пытались захватить люди, называющие себя активистами Майдана. Как подчеркнул референт информационного управления УПЦ КП священник Андрей Головков, Киевский Патриархат не имеет никакого отношения к этим событиям.

Сначала официально УПЦ не сильно проявляла энтузиазм по поводу возможного диалога о Поместной Церкви. «Диалог может быть, но результат пока неизвестен. Идти на уступки можно в экономике, а не в духовных правилах и канонах, ведь есть единое учение, и другого быть не может!» – заявил митрополит Онуфрий 25 февраля.

Свою позицию в тот же день высказал и представитель новосозданной комиссии для диалога с представителями УПЦ КП и УАПЦ, епископ Львовский и Галицкий УПЦ (МП) Филарет (Кучеров). По его словам, заявление о возможном объединении сняло общественное напряжение, однако процесс должен отвечать всем церковным нормам.

РПЦ сразу же подхватила ситуацию с призывами и отдельными действиями по захвату храмов. «Мы обращаемся ко всем православным христианам Украины, невзирая на их политические предпочтения, с призывом не допустить посягательств на святыни. Благодарим тех, кто уже вставал на защиту храмов и обителей, не дав подвергнуть их поруганию и отторгнуть от истинной Церкви», – говорилось в письме от 27 февраля.

Уже 24–27 февраля межцерковный диалог достиг институционного уровня, когда были взаимно созданы комиссии по поводу возможного объединения как со стороны УПЦ (МП), так и со стороны УПЦ КП.

Обострению ситуации способствовали и единичные заявления от деятелей культуры и светских лиц, требовавших перераспределения храмов и церковного имущества в пользу УПЦ КП. В частности 28 февраля ряд деятелей культуры и общественности обратились в Верховную Раду Украины с просьбой передать комплексы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Свято-Успенской Почаевской Лавры УПЦ КП, «как национальной Поместной Церкви украинского народа».

Примечательной стала реакция РПЦ относительно вмешательства российских войск в Крым, особенно когда она разбилась на официальное заявление от пресс-службы Церкви и на прямое обращение Патриарха Кирилла (Гундяева). Это стало ответом на призыв УПЦ (МП) повлиять на поведение российской власти и направить ее в мирное русло. Вместе с тем 2 марта последовало обнародование письма Путину, в котором его просят: «остановите людское горе, предотвратите разделение нашего Украинского государства и святой Церкви».

Православный богослов, д-р филос. наук Юрий Черноморец пояснил, что, по его данным, уже среди мирян, священников УПЦ в разных регионах идет движение, чтобы перестать поминать Патриарха, но, в принципе, люди уже настроены так, что если почувствуют, что «отец бросил своих детей», то они поднимаются и уходят из МП. «Мне сейчас известно, что так же, как вставали на защиту Лавры массово в 1992 году, так и теперь епископат вынудят перестать поминать Кирилла, разорвать с ним евхаристическое общение и начнут добиваться прав автокефалии от Патриарха Варфоломея. Это возможный сценарий в той ситуации, если Патриарх поддастся давлению российского государства и российских спецслужб, а тогда – он потеряет украинскую паству, причем русскоязычную тоже», – акцентирует он.

Реакция Киевского Патриархата 3 марта была однозначной, такой, что заявления из Москвы прозвучали «лукавые». Лукавство Патриарха Кирилла, как утверждают в УПЦ КП, проявляется и в том, что человек из его ближайшего окружения, один из главных спикеров Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, публично уже оправдал российскую военную агрессию против Украины, назвав агрессоров миротворцами.

Тема «украинизации» УПЦ (МП) созрела полностью, учитывая последние события, однако есть опасность спекуляции на вопросе возможного объединении Церквей со стороны Кремля. Это в своем комментарии от 5 марта отмечает религиовед Андрей Юраш. «Согласен, что на пике революции эффективнее, но пикантность ситуации в том, что если сейчас начнется объединение, у Москвы будет новый аргумент – россиян в Крыму украинизируют, а нашу российскую Церковь загонят в Киевский Патриархат, – комментирует он. – Прозвучат заявления, что под давлением националистов, бандеровцев, фашистов УПЦ (МП) была вынуждена присоединиться к неканоническому самовольному Киевскому Патриархату».

Повлиять на Владимира Путина и обеспечить мир при любых условиях призвали духовенство и миряне Львовской, Ровенско-Волынской и Таврийской епархий УАПЦ, говорится в их обращении от 7 марта. Духовенство и миряне УАПЦ призывают правительство России, руководство РПЦ в России, УПЦ (МП) в Украине повлиять на президента Владимира Путина, «который еще считает себя православным, одуматься о действиях, которые он делает да еще и во время Великого поста», а мировое сообщество просят «объединиться в целях защиты Украины, украинцам всего мира и в Украине усилить строгий пост и молитву за мир в нашей стране», – подчеркнул владыка Макарий.

Патриарх Филарет, почувствовав актуальность темы и уникальность сложившейся ситуации, решил заполнить информационное пространство обращениями и побуждениями к диалогу между представителями православия. Поводом к такой активизации, безусловно, служат заявления со стороны РПЦ, а также политическая ситуация. Поэтому руководство УПЦ КП смело заявляет, что «настало время для объединения и для решительности украинской части Московского Патриархата, иначе они автоматически превратятся в РПЦ в Украине».

«Если УПЦ (МП) и дальше не будет хотеть такого объединения, она, конечно, может существовать в Украине, но под своим настоящим названием – как Русская Православная Церковь в Украине.  Потому что сейчас эта Церковь прячется под другим названием – Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата), не будучи по сути и по духу украинской. Все богослужения, проповеди, история, которые преподают в семинариях и академиях УПЦ (МП), – все это неукраинское, сама эта Церковь неукраинская», – убежден Предстоятель УПЦ КП.

Отдельно был созван Архиерейский Собор, результатом которого стали три документа, главный из которых – обращение к УПЦ (МП) по поводу создания Единой Православной Церкви.

Но что интересно, конкретные вопросы относительно диалога между комиссиями УПЦ КП и УПЦ (МП) получают лишь завуалированные ответы, с одним уточнением, что «диалог ради только диалога не нужен». Также 13 марта Патриарх Филарет выдвинул требование в виде того, чтобы объединение стартовало с низов, где каждый должен ответить на три вопроса:

1) Поддерживает ли Церковь единство украинского государства?

2) Имеется ли поддержка евроинтеграционного курса страны?

3) Выступает ли за единую Православную Церковь Украины, которая будет автокефальной?

Уже 14 марта с регулярностью заявлений выступил Патриарх Кирилл, заверив, что те, кто «хочет «оторвать южные и западные русские земли от единого «Русского мира», являются врагами». Он не забыл вспомнить о «Русском мире» как о «великой российской цивилизации, которая вышла из Киевской купели», который «недоброжелатели 400 с лишним лет делали попытки расколоть и разделить». Патриарх добавил, что «стремления государств на просторах «Русского мира» к законному суверенитету, к реализации этого суверенитета не должно сопровождаться разрушением общего, единого духовного пространства».

На фоне этих событий состояние Митрополита УПЦ (МП) Владимира (Сабодана) остается стабильно тяжелым, он сейчас находится в больнице, в сознании, однако ему тяжело разговаривать. Об этом сообщил местоблюститель митрополичьей кафедры УПЦ (МП) митрополит Онуфрий (Березовский).

Зато активные процессы происходят внутри УАПЦ, где назревает недовольство позицией Митрополита Мефодия во время Майдана и его нежеланием созывать Поместный Собор.

Подготовила Татьяна МУХОМОРОВА