Есть юридические рычаги, позволяющие поставить УПЦ МП в адекватное положение, – Виктор Еленский

Есть юридические рычаги, позволяющие поставить УПЦ МП в адекватное положение, – Виктор Еленский - фото 1
Церковь Московского Патриархата запретить нельзя, но есть юридические рычаги, позволяющие поставить эту Церковь в адекватное положение.

Об этом заявил религиовед Виктор Еленский в интервью «Українському радіо».

О том, что делать с УПЦ МП в Украине

Что делать с УПЦ МП – это вопрос, который лучше всего задать рядовым верующим, которые в воскресенье идут в храмы УПЦ МП в Киеве, Виннице, Житомире или в другом месте. Обычно мы услышим, что они ходят в конкретный храм полжизни или даже всю жизнь, что они причащаются у конкретного священника, и многие стесняются даже признать, что это храм Московского патриархата. Это очевидно даже руководству этой Церкви, которое в конце мая собралось на Собор в Феофании и пыталось вычистить упоминания о принадлежности к Московскому патриархату из своих уставных документов.

Однако религия мобилизует людей не так, как политические партии, общественные организации или профсоюзы. Поэтому когда мы говорим об УПЦ, которая вычистила из своих уставных документов упоминания о Московском патриархате, то, в первую очередь, должны думать не о диверсантах, которых поймала СБУ, а о том, что на протяжении многих лет она отравляла свою паству. Те идеологемы, которые она им набрасывала, это были идеологемы капитулянтские: разговоры о том, что если идет война, то это выгодно украинским олигархам. Они всегда обращались с требованием мира к украинскому правительству, но никогда – к Москве.

Когда они сейчас говорят о том, что их верные сражаются на фронте, это действительно так, однако они не призывали своих верных на сопротивление агрессору. Напротив, как говорил Банченский епископ, это война американских империалистов и «не отдавайте наших мальчиков на эту войну».

О том, может ли государство запретить УПЦ МП

Моя позиция заключается в том, что структуре Московского патриархата в Украине места нет и не может быть. Что касается запрета Украинской Православной Церкви, которая сейчас находится в непонятном каноническом статусе, то она не является юридическим лицом, поэтому просто так ее запретить нельзя. По украинскому законодательству юридическими лицами есть отдельные общины, монастыри, епархиальные управления, религиозные центры, но не целая Церковь. Большинство религиозных лидеров, входящих в состав Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, когда-то настаивали, что так должно оставаться.

Однако, конечно, есть юридические рычаги, позволяющие поставить эту Церковь в адекватное положение. Это необходимо, прежде чем эта Церковь даст стране очень четкие сигналы. До того, пока она не порвет с Московским патриархатом, не вышлет предстоятелям Православных Церквей так называемые «мирные» грамоты о том, что она выходит из подчинения Московского патриархата, прежде чем она не подаст обновленный устав. Тогда общины сами должны будут определить, к какому центру или управлению они будут принадлежать.

Надо обязать Церковь выполнять существующее украинское законодательство. Например, в 2018 году был принят закон о переименовании, который не выполняется. И министр культуры, и глава государственной службы по вопросам свободы совести прямо говорят: мы не будем его выполнять.

О переходах из УПЦ МП

Переходы из УПЦ МП интенсифицировались после широкомасштабного вторжения. За это время перешло столько общин, что они могли бы составить поместную Церковь, более того: некоторые поместные Православные Церкви не имеют столько приходов.

Однако, когда речь идет об инициативе, это должна быть инициатива священников, которые подчиняются определенному епископу Московского патриархата. И они говорят ему, что мы находимся в вашем каноническом подчинении, но статус нашей Церкви непонятен; почему мы порвали с Константинополем – нам непонятно; почему мы можем причащаться с российским боевиком, но не можем со своим братом. Именно это я имею в виду под началом диалога (между Православными Церквами, – прим. ред.).

Такие инициативы есть и они, очевидно, хотели бы не единичного перехода своих общин, а широкого движения, которое каким-то образом привело бы их в уже существующую поместную Православную Церковь (Православную Церковь Украины, которая в 2019 году получила Томос об автокефалии, – прим. ред.).

О том, почему УПЦ МП была многочисленнее с 2014 года, чем ПЦУ

Сейчас статистика другая: Россия аннексировала несколько епархий, принадлежавших к Московскому патриархату, плюс переходы, так что количество приходов или религиозных общин этой Церкви уменьшилось. Но есть такая загадка: мы видим, что общин по статистике больше, но когда начинают опрашивать общественное мнение, все больше людей говорят, что они относятся сначала к Киевскому патриархату, а потом – к ПЦУ.

Одним из объяснений этого феномена было то, что люди, которые говорят «мы принадлежим к Православной Церкви Украины, а не к Московскому патриархату», – это номинальные верующие, которые таким образом манифестируют свою идентичность и политическую позицию. Но когда я смотрел религиозные практики верующих Московского патриархата и верных ПЦУ, то они практически не отличаются. Это означает, что это не номинальные верующие.

Много верующих посещает храмы Московского патриархата, потому что ему принадлежит больше всего святынь, наиболее значимых храмов, но не признают себя принадлежащими к этой Церкви.