Христиане собрались в Киеве поговорить об ответственности за будущее

06.10.2015, 14:12
Христиане собрались в Киеве поговорить об ответственности за будущее - фото 1

О христианских ценностях в политике, скандинавском опыте успеха, кризисе нарративов украинских Церквей после Майдана, о мечтах и действиях говорили религиоведы, политики и религиозные лидеры во время круглого стола «Христианская ответственность за будущее», который прошел 2 октября в Институте философии им. Г.С. Сковороды.

О христианских ценностях в политике, скандинавском опыте успеха, кризисе нарративов украинских Церквей после Майдана, о мечтах и действиях говорили религиоведы, политики и религиозные лидеры во время круглого стола «Христианская ответственность за будущее», который прошел 2 октября в Институте философии им. Г.С. Сковороды.

Осенний Киев встречает бывшего премьер-министра Норвегии Кьелл-Магне Бондевика (Kjell Magne Bondevik) уже не впервые. И в этот раз программа визита политика с 42-летним стажем крайне насыщена: встреча с украинскими коллегами-парламентариями и с лидерами главных религиозных общин (христиане, мусульмане, иудеи), участие в круглом столе «Христианская ответственность за будущее» и выступление на международном форуме «Миссия в профессии».

2 октября в Институте философии им. Г.С. Сковороды для общественного обсуждения собрались религиоведы, политики, верующие. Привлечение людей разных конфессий и сфер деятельности придало дискуссии объемного звучания. Организаторы – Украинская ассоциация религиоведов, Ассоциация «Духовное возрождение», Институт религиозной свободы – выбрали удачное место: академическое учреждение (когда-то семинария) находится в центре столицы, рядом с сакральными Софийским и Михайловским соборами, с Майданом, Европейской площадью с Украинским домом (в советские времена – музей Ленина).

zagalnuj-plan.jpg

«I have a dream»

ludmyla-fylypovych.jpgМодератор круглого стола, Людмила Филипович (Украинская ассоциация религиоведов), в начале встречи призвала участников помечтать, проанализировать, что мы делаем сегодня и что можем еще сделать, чтобы заложить сильный фундамент желаемого будущего.

Украинцы духовные, но живут плохо – объясняет истоки темы Михаил Черенков (УКУ, Ассоциация «Духовное возрождение»). Успешный опыт Норвегии поможет имплементировать христианские ценности в жизнь.  И вообще, осмеливаемся ли мы мечтать о лучшем будущем? Потому что без мечты перемены не начинаются. Так что должны снова научиться мечтать, объединиться вокруг этого и работать.

olexandr-zaec.jpgУ Украины есть огромный христианский потенциал, подтверждает слова коллеги Александр Заец (Институт религиозной свободы). Каждый верующий призван не только ответственно прожить свою жизнь, но и изменять общество. Религиозный фактор был очень важен во время Революции достоинства, без него не было бы такого Майдана.

Кьелл-Магне Бондевик, прежде всего, поблагодарил всех, кто пришел. Он кратко рассказал о себе. Изучал теологию в Осло, начал очень рано заниматься политикой в рядах Христианско-демократической партии Норвегии. В возрасте 26 лет его избрали в парламент. На протяжении двух сроков занимал должность премьер-министра. После ухода из политики стал президентом Центра мира и прав человека (Oslo Centre for Peace and Human Rights). Кроме этого, гость является лютеранским пастором.

Вера и политика: стойкое соединение

kiel-magne-bondevik.jpgВ контексте обсуждения христианской ответственности за будущее, К.-М. Бондевик рассказал о церковно-государственных отношениях в Норвегии. Доминирующей там является Лютеранская Церковь. Когда-то ее основал король, из-за чего традиционно сохранялась крепкая связь между властью и Церковью, пока в последние 2–3 года лютеране не захотели большей независимости, а другие религиозные общины – равноправия.

В исследовательской и политической деятельности Бондевик задавался вопросом, существует ли связь между политикой и верой. Религия и вера – что-то очень личное (personal), но это не значит, что лишь приватное (private), подчеркивает спикер. Политику и веру объединяют три момента: христианское видение человеческого бытия, возложенная Богом на человека обязанность заботиться обо всем созданном и сам Иисус с Его первой заповедью любви. Из этого выплывают конкретные политические последствия в области прав человека, экологии, социальной, экономической, международной политики, солидарности. Кроме того, общность этих принципов в основных религиях может стать мобилизующей силой для мира и примирения.

Лютеранский пастор также предупредил церковных лидеров об опасности заполитизированности. Религия и политика – разные вещи, христиане должны быть осторожны и не заходить слишком далеко в политические дела.

Демократия по-христиански

Неправительственные общественные организации, работающие в разных сферах (религиозные, социальные, правовые, экологические и т.п.), содействуют процветанию общества, отметил скандинавец. Потому что демократия – это не только выборы и политики, руководящие страной; она объединяет людей на местном уровне, в том числе через НОО. «Я призываю всех вас, христиан, церкви и организации, быть активными в вашей стране, – сказал Бондевик. – Это очень важно. Многие христиане в Норвегии участвуют в общественной жизни, разделяя общие ценности, такие как достоинство человека, защита жизни и окружающей среды, солидарность и примирение между этническими и другими группами».

Нардеп и политзаключенный Виктор Романюк соглашается с тем, что рост общества может произойти только на уровне роста общин.

Христианские ценности помогают политикам принимать хорошие решения, говорит Бондевик. Мораль, этика должны лежать в основании, на котором надстраивается закон, государственные институции. Хорошее правительство также строит инклюзивное общество. В африканских странах есть такой подход, что победитель после выборов поучает все. Но это не ведет к согласию. Демократия – это делиться властью и действовать вместе с меньшинствами.

Свое выступление бывший премьер-министр завершил цитатой Мартина Лютера Кинга: «Люди ненавидят друг друга, потому что боятся друг друга. Они боятся, потому что не знают друг друга. И они не знают друг друга, потому что часто разделены между собой». Так что, чтобы быть вместе, учимся лучше знать друг друга – это исходная точка для примирения и мира, пожелал присутствующим Кьелл-Магне Бондевик.

Кризис нарративов

Во второй части круглого стола прозвучали вопросы, комментарии и выступления других экспертов.

jurij-chornomorets.jpgПравославный философ и религиовед Юрий Черноморец развернуто проанализировал отечественную религиозную жизнь после Майдана. «То, что мы видим сегодня, – это определенный кризис украинского христианства. Я назвал бы его кризисом нарративов, историй, которые Церкви рассказывали о себе». Фактически ни одна из конфессий не решается взять ответственность за развитие страны, стать идейным флагманом, не предлагает объединительного видения будущего разделенному обществу.

Украинская Православная Церковь в единстве с Московским Патриархатом с верянами во всех регионах до сих пор не определилась: она укореняется или является чуждой для украинцев силой? Уникальная Майдановская проповедь европейских ценностей Украинской Греко-Католической Церковью сменилась растерянностью. Протестантов считали самыми открытыми  христианами, а большие Церкви и церковные организации часто боятся такой народности и заняты построением собственных структур. А УПЦ Киевского Патриархата неизменно занимает активную патриотическую позицию. «Это просто украинское местное чудо, – говорит Черноморец. – Наши религиоведы хотели видеть обновленное православие, но не надеялись, что оно будет в КП, думали, что это обломок МП, только украинский. Однако вместо засилья иерархизма, бюрократии, ритуализма есть живая церковь, которая не боится брать ответственность на себя».

Религиовед считает, что мы находимся в точке бифуркации, неопределенности, когда все старое исчезло. Но кризис больших Церквей – это и шанс для малых инициатив и групп, время давидов и новых лидеров, которые могли бы взять ответственность на себя и выйти на битву с голиафами коррупции, нереформированности и т.п.

Унижение порождает экстремизм

Отвечая на вопрос Людмилы Филипович, как разговаривать с политическими и религиозными радикалами, Кьелл-Магне Бондевик отметил, что это не просто. «Первое, когда я встречаюсь с ними, то стараюсь слушать, что они говорят, понять, в чем заключается их главная идея. Потом я спрашиваю у них о приоритетах, интересах, чего они хотят достичь. Например, независимости, самоопределения, уважения к их стране. И если найти общий интерес, то, возможно, они тоже поймут других и будут считаться в борьбе за него».

В экстремов и даже террористов может превращать чувство унижения, отчаяние и сопротивление. Восток, исламский мир чувствует, что мы, Запад, смотрим на них свысока, относимся к их религии и культуре как к второсортной. Нужно говорить на равных, искать общий интерес – это может быть исходной точкой достижения радикалов.

Не условный консенсус

olena-panych.jpgФилософ Елена Панич спросила, что помогало Бондевку достигать консенсуса в коалиции в парламенте. «Есть три условия, – начинает считать спикер. – Доверять друг другу, выявить, что у нас есть общий интерес, и быть готовыми к компромиссу. Но никто не должен остаться в результате этих переговоров только побежденным или только победителем».

Бондевик подчеркивает важность консенсуса, продолжительных договоренностей в обществе по самым важным вопросам. Так, христианская ответственность в это время вызовов для Украины – установить мир на востоке и победить коррупцию.

anatolij-kaluznyj.jpgЕпископ церкви «Новая жизнь» Анатолий Калюжный считает, что когда Церковь становится просто традицией, формой без глубокой морали, то не может эффективно влиять на общество. Страшная коррупция при 85% верующих говорит о том, что христианские принципы не работают. «Говорить, что нужно быть честным – одно. А сделать так, чтобы люди твоей общины перестали давать взятки, манипулировать, были честными – это совсем другое. Мы должны объединиться сегодня не на основании теологии или какой-то доктрины, но на евангельских принципах! И пусть Бог нам поможет!»

Сумма личных ответственностей

Профессор журналистики Алла Бойко призывает депутатов и представителей разных Церквей создавать собственные медиа для распространения правды. «В Alla_Bojko.jpgусловиях войны идет волна вражеской пропаганды, которая еще и прячется за религию: из 353 периодических изданий при УПЦ (МП) почти половина направлена на формирование «русского мира» и, как своеобразный посредник, часто транслирует огромной аудитории уязвимых людей – верующих – то, что якобы сказал Бог. Эту манипуляцию нужно прекратить. Мы никогда не построим украинский мир, пока это страшное пропагандистское нашествие будет отравлять наше общество».  

Скептически настроенный протоиерей УПЦ (МП) Георгий Коваленко: «Мы постоянно говорим о какой-то Церкви и каком-то государстве. Хотим возложить ответственность на институции, которых не существует. Государство – это не только клерки, это все мы. И Церковь – не только клирики, это все мы. Только сумма личных, персональных ответственностей может дать ответственное общество. Другого пути, наверно, в принципе не существует». Он поднимает проблему внутренней секуляризации Церкви, которая поразила многие украинские конфессии. «Как может появиться христианская демократия в обществе, которое фактически полностью пронизано нарушениями Божьих заповедей?»

georgij-kovalenko.jpg

***

Три часа интенсивного обсуждения в зале Института философии в Киеве незаметно пролетели. Напоследок Кьелл-Магне Бондевик призвал христиан осознавать свою ответственность за общество и брать ее на себя. Напомнил, что этика и мораль – необходимый базис, чтобы преодолеть коррупцию и совершить хорошие сдвиги. Гость из Норвегии пожелал украинцам достичь даже большего и лучшего будущего. Тем не менее, осталось впечатление, что христиане не имеют четкого представления, что конкретно делать дальше вместе. В который раз собрались в хорошем экуменическом обществе, озвучили те же проблемы и… разошлись. Кредит доверия общества к христианам как действенной силы без предложенного ими четкого видения будущего (а мечты без действий недостаточно) может закончиться, похоронив под завалами ожиданий украинцев жить по-европейски. Обвинять в неудачах и бездействии исключительно церкви тоже было бы несправедливо. Хотя, если точка бифуркации слишком затянулась, возможно, это не неопределенность возможностей, а банальная смерть.

Ольга РЫБАЧУК