Визит Кирилла Московского, который начинался с бравых тирад о «русском мире» и победоносным шествием по югу Украины, завершился реверансами о «самостоятельном статусе УПЦ» и заверениями в нерушимости «широких прав автономии». Однако если кто-то думает, что Кирилл одумался, то он глубоко ошибается. Это всего лишь тактика, а стратегия остается нерушимой.
Визит Кирилла Московского, который начинался с бравых тирад о «русском мире» и победоносным шествием по югу Украины, завершился реверансами о «самостоятельном статусе УПЦ» и заверениями в нерушимости «широких прав автономии».
Однако если кто-то думает, что Кирилл одумался – тот глубоко ошибается. Это всего лишь тактика, а стратегия остается нерушимой.
На первый взгляд может показаться странным, что проповедуя и воспевая Русский мир на протяжении всего своего визита, рассказывая о юге Украины, как о «новорусских землях» и призывая все более единиться и плотнится… в последний день своего пребывания в Украине, Кирилл рассыпался в реверансах в адрес УПЦ.
Чего только стоит эпохальное заявление о том, что «всем непонятливым, всем не имеющим слуха, всем потерявшим зрение, всем потерявшим память, я хочу сказать, что слово Церкви — это золото, как и слово архиерея — золото. Церковь никогда не отступается от своих слов, и когда устами Поместного Собора был подтвержден статус самостоятельной в своем управлении Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии, то подтверждался он не для того, чтобы его отменить.»
Ну какой пробы «золотое» слово РПЦ, украинцы могли сами проверить не единожды на своей шкуре ( и дважды за одно только ХХ столетие). Была у Украинской церкви и самостоятельность, и независимость – дарованная, а потом снова забранная. Поэтому, как «Церковь не нарушает своих слов» мы знаем не понаслышке.
В общем, не для того «Патриарх приезжает в Украину, чтобы ограничить права и возможности Предстоятеля Украинской Церкви». Конечно не для этого. Для этого существует собор епископов, которые обращаются к патриарху, и просят его сделать все это по просьбам трудящихся верующих. Задача патриарха на данном этапе – найти и поддержать эту самую критическую массу епископов в УПЦ (МП), которые смогут переломить «дух самостійництва» и слить УПЦ в лоно РПЦ без шуму и пыли.
Однако, проходя по стране как хозяин, Кирилл то и дело спотыкался о «недалекость и примитивность этих самых хохлов». То они пикетами и протестами грозят. Да так сильно, что южно-губернской милиции приходится их двойным кольцом окружать, чтобы до тела не дотянулись. То вместо заявленных «200 тысяч паломников» приходит от силы 2 тысячи, да и те про Русский мир уже все знают, что и проповедовать некому. Это при том, что Хрестный ход УПЦ КП собрал легко и непринужденно до 10 тысяч верующих.
А тут еще и сам президент Янукович, который (если верить Кириллу) «служит делу духовного просвещения своего народа» попал в затяжной отпуск, и ради очередного «пастырского визита» вылазить оттуда явно не собирался. Ну не захотел «человек глубоко верующий» (слова патриарха московського) снова ходить следом за Кириллом и глубокомысленно креститься во славие Великой Руси. Устал он, за год трудов праведных, незачем ему свои законные вакации на Кирилла переводить. Пришлось тогда Гундяеву самому резко менять курс следования и совершить паломничество в Крым, дабы самолично вручить «його вЫсокоповажності» высочайшую награду РПЦ.
Однако, если кто-то лелеет надежду, что данный визит оказался неудачным для московского пастыря, то он глубоко ошибается. Все идет по плану, просто некоторые «товарищи на местах» еще оказывают сопротивление. Тем не менее, успехи в преобразовании УПЦ в МП – явны и очевидны. Проехав по регионам, патриарх переговорил с наиболее преданными «единой Руси» епископами, посетил монастыри (некоторые из которых уже обсмотрел на пригодность для переделки под свои летние резиденции).
Отслужив эксклюзивную мессу в Святой Софии, Кирилл ненавязчиво намекнул «раскольникам» и «униатам», кому ж в итоге Азаров передаст Собор в пользование, а Табачник в школьных учебниках напишет про исконно-русский Софиевский собор трех братских народов. В том, что Киево-Печерская Лавра полностью и всецело (очищенная от музеев и больниц) достанется северным соседям сомнений остается с каждым днем все меньше.
А своим «Обращением к православным христианам Украины» РПЦ поставила жирную точку в попытках диалога УПЦ (МП) с УПЦ КП и УАПЦ. Тезис – прийдите и покайтесь – явно демонстрирует, что все попытки здоровых сил в УПЦ (МП) вести диалог с другими православными церквями Украины, во имя объединения – перечеркнуты. И все «совместные межцерковные комиссии» уже не имеют никакого значения.
Однако наиболее четким и однозначным показателем того, что единство русской церкви нерушимо, явилось проведение в Киево-Печерской Лавре Заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. Впервые в Украине, впервые под предводительством Самого, но явно не в последний раз. И то, что в Киево-Печерской Лавре рассматривались такие, далекие от интересов УПЦ, вопросы как-то создание в Казахстане митрополичьего округа, итоги визита патриарха в Петербург или назначение нового епископа Якутского и Ленского явного говорит не о «самоуправлении УПЦ с правами широкой автономии», а о ней, как о едино-неделимой части русской церкви.
Назначение же в патриаршие комиссии РПЦ целой группы представителей Украины явилось наглядным подтверждением того, УПЦ (МП) не является отдельной частью «с правами широкой автономии», а есть лишь набором епархий РПЦ, которые в силу внешних обстоятельств условно называются все вместе «УПЦ».
Поэтому, все реверансы в сторону «самостоятельной УПЦ», есть не что иное, как пыль в глаза сомневающимся в рядах «канонической», количество которых после последнего визита еще больше возросло. И которые все более серьезно подумывают о том, как бы не раствориться без остатка во всепоглощающем «русском мире» от РПЦ.
Мире – который вскоре может вполне стать «принуждением к русскому миру».