Какое государство создал князь Владимир?
4 ноября прошлого года он торжественно открыл в Москве памятник князю. Хотя последний не имеет к Москве никакого отношения.
А совсем недавно, 18-го августа, находясь в Севастополе, в заповеднике "Херсонес Таврический", Путин заявил: "Здесь нужно создавать русскую, российскую Мекку. Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а в том, что после этого здесь началось укрепление централизованного российского государства". Вот так, ни много ни мало, в Х веке во времена князя Владимира "существовало" российское централизованное государство. И якобы это государство сформировалось на базе общего рынка, общей веры, языка и власти князя.
Такие заявления — не что другое, как модернизация и политизация истории. Путин, вероятно, хочет в лице князя Владимира видеть предтечу, якобы создававшего российское централизованное (!) государство. Это — политическая мифология, рассчитанная на современных россиян, большинство из которых легко воспринимают подобные мифы, поданные под историческим соусом.
Попробуем разобраться.
Из исторических источников знаем, что отец Владимира князь Святослав не собирался княжить в Киеве, который на то время фактически был важной, но в целом незначительной по величине торговой факторией на пути из варягов в греки. Государство князя Святослава, точнее протогосударство, было военно-торговой корпорацией, существовавшей преимущественно благодаря военной добыче и торговле. Князь считал, что на дунайском торговом пути он получит больше доходов, чем владычествуя в Киеве.
Своих сыновей он послал княжить в земли, контролируемые киевскими князьями. В Киеве сидел Ярополк. Неподалеку, в древлянской земле, княжил еще один его сын — Олег. И, наконец, Владимир, который был сыном рабыни, т.е. бастардом, — в Новгороде. Как свидетельствуют археологические источники, этот город был основан приблизительно во второй половине Х в. Он стал одной из факторий на пути из варягов в греки.
После трагической смерти князя Святослава (972 г.) между его потомками начинается борьба за власть на Руси. Победителем на некоторое время становится Ярополк, которого отец посадил княжить в столичном Киеве. Ярополк убивает своего брата Олега, затем устраивает "разборки" с Владимиром. "Когда же услышал это Владимир в Новгороде, что Ярополк убил Олега, то, испугавшись, бежал он за море. А Ярополк посадил посадников своих в Новгороде и владел один в Руси", — читаем в "Повести временных лет".
Владимиру удалось договориться с варягами, чтобы те предоставили ему военную помощь. Имея под рукой варяжское войско, он изгнал из Новгорода посадника от Ярополка. Потом Владимир идет на Киев, с помощью варягов берет столичный престол и, убив Ярополка, становится единоличным правителем Руси. Но у него возникает проблема с варягами. Прибыв с Владимиром в Киев, наемники, считая себя хозяевами положения, начали требовать денег.
Из летописи следует, что Владимир не только не заплатил варягам, но и решил деликатно от них избавиться, спровадив в Византию. Правда, перед этим он предупредил императора, что к нему на службу идут варяги, и их не следует держать в Константинополе, поскольку те могут создать проблемы. Потому лучше разослать их по разным городам.
В летописном источнике есть один интересный момент, на который не всегда обращают внимание исследователи. Владимир все же выбрал среди варягов "мужей добрых, и смышленых, и храбрых", раздав им города. В "Повести временных лет" не указывается, что это за города. Но можно понять, что Владимир старался создать централизованное государство. Это был важный шаг в строительстве государства. И определенную роль в нем (нравится нам это или нет) сыграли норманнские элементы. Хотя в то время начал набирать силу "славянский корень".
Русь с центром в Киеве (особенно на раннем этапе) и на самом деле была не совсем славянским государством. И дело не только в том, что основное ее население представляли не только славянские, но и угро-финские племена. Не меньшее значение в восприятии иностранцами Руси имело "этническое лицо" Киева и других больших городов. А они были полиэтническими. Как полиэтнической была и элита, в которой заметное место занимали варяги.
Однако со временем набирают силу славянские элементы. Первые представители древнерусской элиты носили нормандские имена — Рюрик, Олег, Игорь, Ольга... Но вдруг на смену им приходят славянские. "Первым славянином" на киевском столе был Святослав. Его имя типично славянское. Своим сыновьям он тоже дает преимущественно (что показательно!) славянские имена — Ярополк, Владимир. Только одному сыну, Олегу Древлянскому, дал варяжское. Сыновья Владимира также носят в основном славянские имена — Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Станислав, Позвизд, Судислав… Так же поступают и Ярослав Мудрый, и его преемники на киевском столе. Следовательно, русские князья периода Киевской Руси идентифицировали себя преимущественно как славяне.
В "Повести временных лет" о Владимире содержится много мифологии. Летописное житие князя представлено в контексте христианского морализаторства.
Когда Владимир придерживался языческих верований, волей автора он предстает перед нами как грешник: князь не только устанавливает языческих идолов возле своего двора теремного, но и совершает убийства и насилие.
К тому же Владимир еще и "ненасытный на блуд". Но как только он принимает христианство, все меняется. Князь из грешника становится праведником. Значительная часть сказа о Владимире в "Повести временных лет" — это преимущественно рассказ, как он обращался в христианство.
Узнаем кое-что и о походах Владимира. Летописец говорит о них очень мало, не вдаваясь в детали.
В частности, указано, что Владимир в 981 г. пошел "к Ляхам и занял города их — Перемышль, Червень и другие города, которые и на сегодняшний день под Русью". В отношении Червенских городов возникает много вопросов, какие городские поселения к ним относились. Распространена точка зрения, что это города, находившиеся в бассейне Западного Буга, а одним из главных среди них был город Волынь. Дальше в "Повести временных лет" сказано, что Владимир "сего же года и вятичей… победил, и наложил на них дань от плуга, как и отец его брал".
То есть, как видим, князь старался взять под свой контроль территории, не принадлежавшие прежде Руси (Перемышлянскую землю, Червенские города), а также территории, которые раньше были под Русью, но по определенным причинам отошли от нее (имеются в виду земли вятичей). Последние проявляли непокорность. И Владимиру пришлось идти на них в 982 г. походом во второй раз.
Чем был вызван интерес Владимира к территории вятичей? Эти территории лежали на торговом пути из Балтики через Волгу на Восток. Святослав пытался овладеть этой транспортной и коммуникационной артерией, однако не довел дело до конца. Тем более что непокорные вятичи вышли из его подчинения.
Владимир, похоже, ставил перед собой цель завладеть волжским путем. С этим был связан его поход на волжских болгар (булгар), которые создали свое государственное образование в результате распада Хазарского каганата. Охватывало оно территорию Среднего Поволжья. Под 985 годом "Повесть временных лет" фиксирует следующее событие:
Из этого сообщения понятно, что Владимир не смог подчинить Волжскую Булгарию. Слова Добрыни, дескать, болгары (булгары) ходят в сапогах, свидетельствуют об относительно высоком развитии этой страны и благосостоянии ее жителей.
Интересно, что сразу после информации об этом походе в "Повести временных лет" сообщается, что к князю Владимиру приходили волжские болгары (булгары) и предлагали принять ислам. А это свидетельствовало о том, что этот народ стоял на более высоком уровне, чем русы, ибо исповедовал мировую религию! К тому же в то время ислам переживал подъем, а мусульманские страны "задавали тон" на широких пространствах Азии и даже Европы.
Вообще существовала вероятность того, что русы могут стать мусульманами. Какая-то часть из них, похоже, даже приняла ислам. Омельян Прицак считал, что союз с мусульманской Волжской Булгарией особенно был полезен для Новгорода, который лежал не только на пути из варягов в греки, но и на пути от Балтики до Поволжья. И если бы Владимир, по мнению ученого, остался в Новгороде, "…то наверное ввел бы там тюркскую версию ислама, и таким образом северная часть восточных славян тюркизировалась бы, как это произошло с волжскими булгарами Однако Владимир перешел в Киев, променяв "полумесяц" на "солнце" Константинополя, где вынужден был принять вместо ислама греческое христианство".
В дохристианский период своей жизни Владимир, вероятно, направлял свою деятельность на укрепление тылов пути из варягов в греки. Поэтому в 983 г. осуществил поход на ятвягов. Последние жили в междуречье Нарева и Немана, преимущественно на землях современной Беларуси. Принадлежали они к балтской группе племен, были близки к литовцам и прусам. Вместе с тем Владимир в
984 г. с помощью одного из своих воевод подчинил радимичей. Это было славянское племя, проживавшее в бассейне реки Сож.
Уже после принятия христианства Владимир, как сказано в "Повести временных лет", осуществил поход на хорватов. Имеются в виду белые хорваты с территорий нынешней Западной Украины, преимущественно Галичины.
Ходил Владимир и на Крым, подчинив Корсунь (Херсонес), который входил в состав Византии. Но сделал он это не с целью завоевания, а ради получения определенных преференций от императора.
Одним из важных актов государственной политики стало принятие Владимиром христианства из Византии. Это событие в "Повести временных лет" датировано 988 г. И именно этот год стал общепризнанной датой крещения Руси. Показательно, что летописец связывает принятие этой религии с организацией Древнерусского государства, его укоренением.
В "Повести временных лет" рассказывается, что после принятия христианства Владимир начал посылать своих сыновей княжить в разные земли государства: "Владимир просветился сам, и сыны его, и земля его. А было у него сыновей двенадцать: Вышеслав, Изяслав, Святополк и Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис и Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил он Вышеслава в Новгороде, а Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, [а] Ярослава в Ростове. И когда умер старший, Вышеслав, в Новгороде, то посадил он Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянах, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани".
Это сообщение имеет определенные элементы мифологизации. Летописец говорит о 12 сыновьях Владимира. И здесь сразу возникает библейская аллюзия с 12 апостолами. Учитывая то, что у Владимира было много женщин и наложниц, сыновей должно было быть больше. Но поверим на слово летописцу.
Приведенный отрывок дает нам представление о тогдашней Руси. Центром ее был Киев, откуда правил великий князь. Важным престолом считался новгородский. Туда Владимир отправляет своего старшего сына — Вышеслава. Вероятно, важными считались престолы в Полоцке, Турове и Ростове. Полоцк был фактически на пути из варягов в греки (ныне — территория Беларуси).
Туров лежал в бассейне Припяти, которая соединяла Киев с Полесьем и Волынью, в частности Червенскими городами на Западном Буге. Эта земля стала объектом экспансии Владимира. Недаром он ходил на ятвягов и завоевал Червенские города. В приведенном сообщении (правда, уже на втором плане) упоминается престол во Владимире. Это, безусловно, нынешний город Владимир-Волынский, продолжительное время выполнявший роль "столицы" Волынской земли.
Еще одним важным престолом стал Ростов — город на волжском пути, который также старался контролировать князь. Упоминается на втором плане и престол в Муроме, городе на реке Ока (район проживания вятичей), имевший отношение к волжскому торговому пути. Также второстепенным считался престол в Древлянской земле, которая была тесно связана с Киевом и уже длительное время находилась во власти "матери городов русских". Как еще один второстепенный престол упомянута и Тмутаракань. Относительно этого престола существуют разные мнения. Однако утвердилась версия, что Тмутаракань располагалась на территориях нынешнего Таманского полуострова.
Отрывок о раздаче Владимиром для своих сыновей престолов мог появиться не во времена его правления, а позже — в ХІ и даже в ХІІ в. Поэтому есть сомнения относительно точности отражения тогдашней ситуации. Однако другие источники, в частности и археологические, дают основания утверждать, что приблизительно именно такая ситуация на то время сложилась в государстве. Разумеется, все пути в ней вели к Киеву, поскольку город превратился в важный торговый и политический центр, связанный с рядом земель.
Русь во времена Владимира начала формироваться как средневековое патримониальное государство (но никак еще не централизованное!), которое было намерено взять под свой контроль определенные территории — прежде всего, приносившие доходы элите. Преимущественно это были земли, по которым проходили важные торговые пути. И Русь не была этнически однородной.
Итак, как выглядело "государство Владимира"? Его основной экономической, коммуникационной и политической "осью" был путь из варягов в греки. Отсюда понятной является ориентация правителей, с одной стороны, на Византию, а с другой — на Скандинавию.
Приоритетом, безусловно, была богатая Византия. Для Руси чрезвычайно важными были торговые отношения с этим государством. Не чурались русы и того, чтобы пограбить богатых византийцев. Их походы на Византию стали традицией. Вместе с тем русы перенимали достижения византийской цивилизации. Отсюда они взяли христианство, церковную организацию, архитектуру и религиозную лектуру, некоторые элементы политического устройства.
Что же касается скандинавов, то русы старались установить с ними дружественные отношения, чтобы иметь выход в Балтийское море и возможность торговать в перспективном Балтийском бассейне. Норманны, которых на Руси именовали варягами, в период становления Русского государства нередко становились "руководящим слоем", организовывая военно-торговые корпорации на перспективных торговых путях в Восточной Европе. Однако уже во времена Владимира варяги превратились в "элиту второго плана" и нанимались на службу к русским правителям как воины-профессионалы. Некоторые из тех наемных варягов, впрочем, оседали на Руси, занимали высокие государственные должности. По большому счету, не норманны-варяги государство — они были лишь подручными.
Кроме транспортной и торговой магистрали — пути из варягов в греки — в Киевской Руси было еще два торговых пути, имевших определенное значение.
И еще один интересный для русских правителей торговый и транспортный путь пролегал по бассейну Припяти. Он объединял Киев с Червенскими городами в бассейне Западного Буга, а дальше вел в земли Центральной Европы и на Запад.
В плане социальном Русское государство имело несколько уровней. Первый — это столичная элита: князья, члены княжеской семьи, их дружинники, из среды которых походили "лучшие мужи", представители княжеской "администрации", бояре и др. Элита старалась контролировать не только Киев с его торговым и ремесленным населением, но и земли, которые постепенно становились частью Руси. В эти земли посылали специальных представителей, в т.ч. и членов княжеской семьи.
Отдельной частью элиты, ее культурной и интеллектуальной составной частью постепенно становилось христианское духовенство. Начало становления этого сословия пришлось на времена Владимира, но в основном процесс завершился при правлении Ярослава Мудрого.
Конечно, русская элита Киева, пытаясь руководить большой территорией своего государства, должна была идти на контакты с местными племенными элитами. Где-то такие элиты были сформированы лучше, где-то хуже. Эти контакты приобретали разный характер. Иногда доходило до резкой конфронтации и даже уничтожения местных князей, как это, например, наблюдаем у древлян: княгиня Ольга убивает князя Мала и его "лучших мужей". Но часто присланные из Киева наместники старались найти общий язык с местными и даже породниться с ними. Таким образом на Руси формировались региональные элиты, возникали местные княжества, которые, пользуясь благоприятной обстановкой, начали дистанцироваться от Киева. Правда, было это позже — уже после правления Ярослава Мудрого. В литературе это дистанцирование часто именуется "феодальной раздробленностью" и подается как негативный процесс. Хотя на самом деле явление было закономерным.
Преобладало славянское население, которое создавало отдельные племена (или племенные союзы). Эти племена можно рассматривать как отдельные этносы (иногда их именуют субэтносами). Другую значительную часть представляло финское население севера и северо-востока, которое тоже делилось на отдельные племена-этносы. Преимущественно это территории нынешней "коренной" России.
В состав населения Руси были инфильтрованы другие этнические элементы — норманнские, греко-византийские (особенно заметные среди духовенства), литовские, тюркские, еврейские и т.п. Русь фактически становилась "котлом", где "переваривались" многочисленные этносы и этнические элементы. И в этом "переваривании" далеко не последнюю роль сыграла церковь, стараясь всех сделать христианами, пользующихся в богослужебных целях церковнославянским языком. Последний стал не только языком церкви, но и, претерпев некоторые трансформации, языком культуры и государственного управления. Со временем такой трансформированный язык стали называть русским.
"Проект" Руси Владимира был только заявкой. Его нужно было еще реализовать, завершить. И это уже сделал его преемник на киевском престоле — Ярослав Мудрый.