Кисилинская академия — одна из первых высших школ
Прежняя слава Киселина забыта. А это же было родовое поместье благородной семьи Киселей, которые оставили заметные следы в истории Украины. Возможно, Киселин существовал еще в древнерусский период, хотя первое упоминание о нем приходится на 1545 г. Немногие знают, что именно в Киселине в XVII в. существовала одна из первых высших школ на территории Украины.
Ныне село Кисилин (другое название — Киселин), что в Локачинском районе Волынской области, не принадлежит к известным населенным пунктам Украины. Не примечательно оно хозяйственными или культурными достижениями. Будучи удаленным от транспортных магистралей, Киселин не стал туристическим центром. Хотя мог им стать. Даже сегодня в селе сохраняется старинная Михайловская церковь, имеющая оригинальную архитектурную композицию. Построена она еще в 1777 г. Сохраняются здесь и руины бывшего католического монастыря и костела кармелитов, построенные еще в 1720 г.
Ныне в Киселине около трехсот жителей. Хотя во второй половине 60-х годов прошлого века здесь проживало в полтора раза больше людей. А сто лет назад Киселин считался местечком, где проживало свыше тысячи человек. Почему так случилось, можно долго говорить. Были на это разные причины. Но особенно трагическими и немилосердными для села были события Второй мировой войны.
Прежняя слава Киселина забыта. А это же было родовое поместье благородной семьи Киселей, которые оставили заметные следы в истории Украины. Этот род, так считают некоторые исследователи, вел свое начало со времен Киевской Руси, а его родоначальники были сподвижниками князя Владимира Святого. Возможно, Киселин существовал еще в древнерусский период, хотя первое упоминание о нем приходится на 1545 г.
Немногие знают, что именно в Киселине в XVII в. существовала одна из первых высших школ на территории Украины. Даже справочники часто об этом молчат. Почему? Далеко не последнюю роль в этом умалчивании играет конфессиональная заангажированность. Так упомянута высшая школа в Киселине, Киселинская академия, принадлежала не к православным или католическим, а протестантским школам. Ее организовали представители такого направления протестантизма, как социнианство. В настоящий момент социниан мало. Поэтому, по большому счету, некому пропагандировать их наследие, в частности и Киселинскую академию. Хотя это наследие действительно ценное. Социниане в первой половине XVII в. имели значительное распространение на украинских землях. Оказали они влияние и на украинскую религиозно-философскую и общественную мысль — социнианские идеи прослеживаются в произведениях одного из первых преподавателей философии в Киево-Могилянской академии Иннокентия Гизеля. Наконец, социниане, изгнанные из украинских и польских земель, во второй половине XVII в. — в начале XVIIІ в. заметно повлияли на английского философа Джона Локка. Адептом социнианства был известный английский естествоиспытатель Исаак Ньютон. Уважали социниан также французские просветители XVIIІ в. Поэтому стоит сказать несколько слов об этом течении и его идеологии.
Основателем социнианства считается итальянский эмигрант Фауст Социн (1539—1604), который нашел пристанище в Речи Посполитой. Отсюда, собственно, название течения. Социниане, в конечном итоге, пришли к выводу, что разум стоит над верой. Они отбросили основные христианские догматы, считая их «неумными», в частности догматы троицы и боговоплощения. Отрицали сторонники этого учения также существование ада, идею первородного греха и т.п.
Большое внимание в их доктрине уделялось вопросам морали. Социниане считали, что не так важно, каких верований придерживается человек, главное, чтобы он вел себя в соответствии с евангельской моралью. При этом внимание акцентировалось на идее непротивления злу насилием. Именно люди, которые придерживаются евангельской морали, с точки зрения социниан, и являются «истинными христианами».
Одними из главных центров этого движения стали земли Волыни и Киевщины. Социнианами были киевский кастелян Роман Гойский и маршалок двора князя Василия-Константина Острожского Гавриил Гойский. Сторонники социнианства даже считали князя Острожского своим покровителем и тайным последователем. Социнианский поэт Эразм Отвиновский посвятил князю польскоязычные стихотворные притчи.
Центром социнианского движения в Речи Посполитой в начале XVII в. стало местечко Раков в Малой Польше, близ города Сандомира. С 1600 по 1638 гг. здесь проводились синоды (съезды) социниан, функционировала школа, именуемая Раковской академией. Среди учеников этого учебного заведения было немало выходцев из Украины. В Ракове также работала одна из лучших типографий того времени, которая принадлежала Себастьяну Стернацкому. С 1602 по 1638 г. в ней увидели свет 246 книг! Некоторые из этих изданий были рассчитаны на украинских читателей, в частности «Антапология...» Геласия Диплица, драматическое произведение «Трагедия русьская» — первое известное издание, напечатанное разговорным украинским языком.
В некоторых районах Украины влияние шляхтичей-социниан было настолько большим, что они не боялись репрессий со стороны королевской власти. Справедливым является мнение польского историка, академика Януша Тазбира, что, если бы не помощь магната Яна Сенецкого в основании Ракова, роль социнианского центра могла сыграть любая другая община социниан на украинских землях. Это фактически произошло в 1638 году, когда католическое духовенство добилось-таки ликвидации Раковского центра, обвинив студентов местной академии в совершении святотатства. Интересно отметить, что главными виновниками по этому делу признали двух учеников родом из Волыни.
После закрытия Раковского центра значительная часть социнианских лидеров переехала на Волынь, где им поддержку оказали шляхтичи Юрий, Андрей и Александр Чапличи. Главным их центром стало местечко Киселин, которое в то время стало собственностью этих шляхтичей.
В Киселине с 1612 г. существовала социнианская община, покровителем которой стала семья Киселей. С 1614 г. тут уже работала школа социниан. Первым ее ректором стал Остап Кисель (Евстафий Гизель), вероятный автор полемичного произведения «Антапология...», в котором критиковалась идея унии православных с католиками. Е. Гизель принадлежал к высокообразованным людям, владел многими языками. Ему приписывают перевод на греческий язык книги Тома (Фомы) Кемпийского «О наследовании Христу», что увидела свет в 1926 г. во Франкфурте-на-Одере (Германия).
Благодаря социнианским педагогам Матвею Твердохлибу, Якову Гриневичу-Гижановскому (Яну Трембицкому) и Луке (Ефиму) Рупневскому Киселинская школа после ликвидации Раковского центра превратилась в высшее учебное заведение (академию) с филиалом в Береске (теперь село в Рожищенском районе Волынской области). Как свидетельствуют документы, здесь учились молодые люди разных сословий. Уровень студий в академии был достаточно высок; кроме классов поэтики и риторики, в ней существовал еще один высший класс, в котором изучалась философия и теология.
К сожалению, деятельность Киселинской академии серьезно не изучалась. Частично этими вопросами занимались польские исследователи, которые рассматривали протестантское образование в Речи Посполитой. Однако известно, что документы, касающиеся деятельности социниан в Киселине и Береске, сохранились. В настоящий момент они находятся в городе Клужи (Румыния). Их туда вывезли социниане-эмигранты в 60-х гг. XVII в. Будем надеяться, что когда-то у украинских исследователей дойдут руки до настоящих документов и будет открыто немало интересных страниц в деятельности Киселинской академии.
Считается, что к Киселинской академии имел отношение Андрей Вишоватый (1608—1678), внук Ф. Социна и один из ведущих идеологов позднего социнианства. В конце 30-х гг., в 40-х гг. XVII в. он находился на Волыни, выступал перед своими одноверцами. А. Вишоватый известен как автор теологического произведения «Религия, соответствующая разуму». В этом произведении была предложена концепция «умной религии». Позже ее использовали представители французского просветительства, а в период Великой Большой французской революции даже был внедрен культ ума.
В 1638, 1639 и 1640 гг. в Киселине происходили социнианские съезды, на которых присутствовало до трех тысяч человек! Сюда приезжали представители обществ не только изо всех уголков Речи Посполитой, но и из других стран.
Социальный состав общин социниан на украинских землях не был однородным. Ведущая роль в них принадлежала шляхтичам, но членами были и мещане. Среди последних социниане вели активную пропаганду. Покровителя социнианства на Волыни и одновременно владельца Киселина, Юрия Чаплича, обвиняли в том, что он «некоторых попов греческой религии и подданных, разрешая им освобождение от всевозможных работ, на ту кощунственную секту... приводил и привел». Реестр киселинско-берестской социнианской общины свидетельствовал, что в ее состав, кроме шляхтичей, входили мещане украинского происхождения и даже некоторые крестьяне.
В Киселине родился один из наиболее известных польских социнианских поэтов Якуб Теодор Трембицкий (1643—1720). Он составил объемный сборник поэтических текстов польских авторов XVI—XVII вв., в частности произведений авторов-социниан. Этот сборник можно считать антологией поэзии польского Ренессанса и раннего Барокко. В эту же антологию вошли произведения и самого Я.Т. Трембицкого.
После того, как социниане перенесли свой центр из Ракова в Киселин, католическое духовенство Волыни начало весьма активную борьбу с ними. В 1640 г. луцкий католический епископ и владимирский плебан подали жалобу на Чапличей, обвиняя их в организации социнианских школ и свободной проповеди своего учения. В 1644 г. Люблинский трибунал приказал Чапличам закрыть основанные ими школы и общества на Волыни. Долго время считалось, что киселинско-берестский центр социниан был ликвидирован именно в этом году. В действительности он, как установил Я. Тазбир, просуществовал до конца 50-х гг. XVII в. До того же времени, очевидно, и просуществовала Киселинская академия.
В конце 40-х гг. XVII в. начинается активное наступление на социниан. Так в 1647 г. вышло сеймовое постановление по поводу издания Й. Шлихтингом книги «Исповедование веры». Автор за публикацию этого произведения был приговорен к смертной казни. Социниан обязали закрыть все типографии и школы. В соответствии с постановлением, печатание, распространение и даже хранение социнианской литературы каралось изгнанием из страны и конфискацией имущества. В следующем 1648 г. сейм объявил, что опека Варшавской конфедерации 1573 г., которая гарантировала некатоликам определенную свободу вероисповедания, не распространяется на социниан. В результате этого они потеряли какую-либо правовую защиту на территории Речи Посполитой. В 1657 г. король Ян Казимир выдал универсал, запрещающий социнианские съезды, а уже 10 июня 1658 г. сейм принял постановление об изгнании вообще всех социниан с территории Речи Посполитой. Они, если хотели оставаться на родине, должны были отречься от своего вероисповедания, в другом случае — покинуть государство в течение трех лет. Потом этот срок был сокращен до двух лет. 10 июля 1660 г. был объявлен последним днем пребывания социниан в Речи Посполитой. Правда, и после этого некоторые женщины продолжали открыто исповедовать свое вероучение, поскольку постановление об изгнании распространялось только на мужчин. Поэтому в 1662 г. сейм вынужден был запретить и женщинам исповедовать эту «ересь». Но даже такие драконовские законы не могли сразу привести к полному искоренению социнианства. Судебные процессы, направленные протии представителей этого вероучения, продолжались в Речи Посполитой до начала XVIII в.
Отмеченные преследования и положили конец деятельности Киселинской академии, которая, при наличии даже элементарных условий для существования, могла бы превратиться в один из крупнейших образовательных центров Восточной Европы. К сожалению, шанс был потерян. Католики приложили немало усилий для искоренения социниан в Киселине. С этой целью здесь в начале XVIIІ в. были построены монастырь и костел кармелитов. Правда, сейчас они пустуют, превратившись в стихийную свалку. При желании в этом можно увидеть «историческую справедливость», своеобразную расплату католикам за преследование социниан. Только может ли нас радовать такая «справедливость»? Ведь часто из-за нецивилизованной борьбы, религиозной и идейной нетерпимости мы теряли много в образовании, культуре. В конце концов, и сегодня продолжаем терять.