Комитет Верховной Рады поддержал еще два церковных законопроекта
В среду, 12 июля 2017 года, Парламентский комитет по вопросам культуры и духовности поддержал законопроект № 5309 авторства народных депутатов ряда фракций: Народный Фронт (Бриченко, Высоцкий, Лапин), БПП (Бригинец), Самопомощь (Маркевич) и Батькивщины (Крулько). Депутаты рекомендовали принять законопроект в первом чтении для последующей доработки и принятия в целом.
В среду, 12 июля 2017 года, Парламентский комитет по вопросам культуры и духовности поддержал законопроект № 5309 авторства народных депутатов ряда фракций: Народный Фронт (Бриченко, Высоцкий, Лапин), БПП (Бригинец), Самопомощь (Маркевич) и Батькивщины (Крулько). Депутаты рекомендовали принять законопроект в первом чтении для последующей доработки и принятия в целом.
Документом предлагается внести изменения в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Так, в частности депутаты хотят дополнить профильный Закон положением об изменении названия для тех религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в стране-агрессоре. Законодатели ставят перед собой цель «обеспечения общества полной и достоверной информацией» в отношении религиозных организаций в Украине.
Отметим, что ранее в Верховной Раде уже был зарегистрирован законопроект № 1244 с похожей нормой, однако тогда депутаты указывали на обязательность всем религиозным организациям, центр которых находится за пределами Украины, указывать полное название этого центра. Сейчас такая норма предлагается только для тех конфессий, чьи центры находятся в России.
Важно, что в поддержанном законопроекте прописывается ряд характеристик «вхождения религиозной организации в религиозное объединение», чего не было в предыдущем законопроекте. Депутаты предлагают три признака, при наличии одного из которых можно будет определить подчиненность религиозной организации руководящему центру в России.
Первый – это указания на зарубежный центр в уставе самой религиозной организации, действующей в Украине.
Второй – это указания в уставе зарубежного религиозного центра, что в него входят религиозные организации в Украине.
Третий – вхождение украинских представителей в руководящий орган в зарубежном религиозном центре.
Примечательно, что об этом законопроекте начала сразу же негативно высказываться Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата). С одной стороны, представители этой Церкви критикуют документ за вмешательство во внутренние дела Церкви. С другой – УПЦ неоднократно заявляла, что она не является Московским Патриархатом, что вылилось в Послание Синода этой Церкви от 27 мая 2017 года, где в частности есть следующее положение:
«Мы еще раз подчеркиваем, что руководящий центр Украинской Православной Церкви, которая, согласно своему Уставу, является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве, находится в Киеве. Именно в Киеве принимаются все решения, связанные с деятельностью Украинской Православной Церкви. Не надо называть нас «Московской Церковью» только потому, что мы храним тысячелетнюю духовную традицию, которая берет начало от крещения Владимиром Киевской Руси в благословенных водах Днепра и объединяет миллионы верующих, проживающих сегодня и в Москве, и в Минске, и в Кишиневе, и во многих других городах и государствах по всему миру».
Несмотря на заявления главы юридического отдела УПЦ прот. Александра Бахова и в соответствии с нормами законопроекта, УПЦ теоретически может попасть в категорию религиозной организации, руководящий центр которой находится в стране-агрессоре.
Согласно первому пункту, в уставе УПЦ, Раздел I, пункт 5 указано, что УПЦ является самоуправляемой частью РПЦ.
Что касается второго пункта, в уставе РПЦ, Глава XI, пункт 18 отмечается, что самоуправляемой Церковью [в составе РПЦ] с правами широкой автономии является Украинская Православная Церковь.
По третьему пункту, в том же уставе РПЦ, Глава V, пункт 4, подчеркивается, что Митрополит Киевский является постоянным членом Священного Синода РПЦ, который является в свою очередь руководящим органом этой Церкви.
Также законопроектом № 5309 Церквам, которые подпадают под действие этого закона, предоставляется три месяца для перерегистрации устава в связи с изменением названия. Отдельным пунктом документа запрещается представителям религиозной организации, центр которой находится в стране-агрессоре, быть штатными капелланами в ВСУ и Национальной Гвардии. В последней, кстати, уже официально есть юридический предохранитель для допуска на должности капелланов, представителей религиозных организаций, центры которых в стране-агрессоре. Об этом говорится в пункте 19 Положения о службе военного духовенства, утвержденного Приказом Министра внутренних дел № 205 от 24 мая 2016 года.
Также профильный комитет поддержал законопроект № 6642, авторства депутатов Унгуряна, Тымчука, Еленского, Продан, Логвинского и других. Проектом предусматривается упростить процедуру регистрации устава религиозной организации. Как указывается в пояснительной записке к инициативе, депутаты предлагают убрать лишние бюрократические преграды, а также освободить Церкви от уплаты 460 грн. за административный сбор. Таким образом, это значительно облегчит процесс обязательной перерегистрации религиозных общин.
Напомним, что 18 мая Верховная Рада должна была рассмотреть два «церковных законопроекта», УПЦ (МП) в тот день вывела верных для протеста под стены Парламента.