Лавровский монастырь: от княжеских веков до наших дней
Монашеская обитель в Старосамборском районе Львовской области принадлежит к самым древним достопримечательностям культуры и духовности галичского края. Принимая во внимание знаменательный юбилей монастыря – 800 лет, актуально заглянуть в его интересное прошлое, взглянуть на художественное и культурное наследие, образование, вспомнить выдающихся людей, связанных с этим местом.
Историки неоднозначно говорят о том, что церковь, посвященную монаху-пустыннику св. Ануфрию, построил славный князь Лев Даниилович. По гипотезе, в храме сохранялись мощи св. Ануфрия, к которым имел большой пиетет сын основателя Львова. В разные времена эта давняя церковь совмещала признаки таких стилей как романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм. Археологи установили, что алтарная часть и пространство под куполом датируются XIII ст. В подземельях Онуфриевской церкви находится некрополь. Его корни достигают еще древнерусских времен, когда здесь перед строительством Онуфриевской церкви находилось кладбище. В алтарной части храма была найдена ниша – аркасолия, в которой в давние времена могли храниться останки князя Льва.
Если говорить об основании подобных монашеских центров в этот период, то исторические источники говорят о монастырях св. Юрия на околице Львова (1280), св. Ануфрия во Львове возле княжеского замка (1292) и Спасовский возле Старого Самбора.
Существуют предания о подземном соединении лавровского храма с церковью св. Иоанна на горе и Спасским монастырем. Легенда связывает возникновение упомянутой церкви со Спасским камнем, который находится на горе в с. Спас (7 км. от Лаврова) и является важным объектом туризма. Церковь св. Иоанна сначала была деревянной и впервые упоминается в 1760 году. Впоследствии, в 1804-1814 гг., ее заменили новым кирпичным сооружением, а в 1950-х гг. уничтожили „активисты”. Рядом с руинами церкви есть кладбище, на котором похоронены многие монахи и выдающиеся духовные лица.
В ХІV-ХV ст. в Лавровской обители достроили переднюю часть храма (бабинец), стены которого позже расписали фресками, о которых будет идти речь ниже. В 1549 году монастырские здания сгорели в результате турецкого нашествия. С большими усилиями пришлось возобновлять известную монашескую обитель этого региона Прикарпатья. После пристройки боковых частей здания во второй половине XVII ст. возникают крипты, где хоронили известных духовных и светских лиц, в частности в XVII ст. - Киевского православного митрополита Антония Винницкого, Перемышльских греко-католических епископов Иннокентия и Юрия Винницких, двух молдавских правителей. В 1860 г. по приказу государственной власти во время перестройки храма большинство останков были перенесены на кладбище (гора св. Иоанна). В подземельях церкви также сохраняются останки людей, имена которых неизвестны.
В 1675-1705 гг. построили боковые части здания, притвор, центральный купол, а также пять других бань Святонуфриевского храма. С 1693 г. при монастыре действовал новициат, то есть школа для обучения будущих монахов, впоследствии небольшая семинария для будущих василианских священников. Это были времена расцвета униатства на западноукраинских землях. Монашеская реформа, основанная митрополитом Иосифом Велямином Рутским, касалась объединения усилий отцов василиан ради духовного труда. Важный документ из истории этого древнего монастыря оставил о. Михаил Ваврик, ЧСВВ. Исследованная им „Лавровская хроника” (1781-1882), опубликованная в „Записках ЧСВВ” (том II, Рим, 1954) содержит факт о произнесении проповедей на „руськом” языке на лавровских паломничествах в 1781 г., в 1783 г., то есть на полвека раньше аналогичного выступления Маркиана Шашкевича.
В 1774 году австрийский цысарь Иосиф II издал декрет о ликвидации монастыря в Лаврове (в истории это известно как „иосифская касата”, которая касалась ликвидации мелких или малозаселенных монастырей). Чиновники подсказали тогдашнему протоигумену В. Сторожинскому учредить при обители немецкую образцовую школу. Она была основана в 1789 году (за год до того был второй пожар в истории монастыря) и получила название „цысарско-королевской школы”, принадлежала к категории главных и просуществовала до 1859 года как трехклассная, потом как четырехклассная. Как свидетельствовали ее воспитанники, изучение немецкого языка под учительским руководством монахов имело суровый характер. После изменения общественно-политической ситуации в Галичине, когда польская знать имела при власти решающее влияние, лавровская школа потеряла государственный статус и до 1911 года просуществовала как частная монастырская.
Отдельного внимания заслуживают воспитанники этой специализированной школы. Как отмечает историк Чина о. Роман Лукань в соавторстве с И. Филипчаком в статье о главной школе в Лаврове (предвоенные неизданные „Записки ЧСВВ”, том IV-V-VI, Львов 1942), лишь один ученик из больше чем шести тысяч отрекся от своей нации и обряда. Здесь учился архидикон и библиотекарь перемышльской капитулии Мирон Подолинский, высокообразованный юрист, генерал Захарий Павлюх, будущий посол в австрийском парламенте, издатель украинских информационных журналов в Вене Василий Яворский и др. Среди учителей выделяются о. Еремия Ломницкий, ЧСВВ, соучредитель Общины сестер Служебниц, будущий архимандрит ЧСВВ о. Дионисий Ткачук, редактор „Місіонаря” Рафаил Криницкий, ЧСВВ и др. В 20-30-х гг. XX ст. при монастыре действовал василианский лицей, который продолжил традиции главной школы, но его воспитанники, среди них будущие исповедники веры прошлого века, уже не были ограничены в изучении своего национального наследия, как это было раньше.
В XIX ст. произошли изменения и в архитектурном лице лавровского монастырского храма. В 1860-1867 гг. все бани (кроме центральной) сняли – их заменила обычная крыша.
В конце XIX ст. Лавровский монастырь стал первым, который присоединился к обновлению Чина св. Василия Великого – Добромильской реформе. Монахи-реформисты активно взялись за перестройку своей обители. Считается, что во время перестройки в 1910-1914 гг. было уничтожено много ценных стилистических деталей княжеских времен и декоративных элементов XVII ст. Вместо этого появилась псевдороманская отделка.
Известный художник Модест Сосенко, который тесно сотрудничал в иконописи с отцами Василианами, нашел в тот период ценные фрески конца XVII ст. Работы мастеров этого периода вне Лаврова находятся в Польше (Люблин, Краков, Сандомир, Посада Риботицкая).
Фрески сохранились лишь на трех стенах бабинца. Они размещены 3-мя поясами – регистрами – на северных и южных стенах, небольшие фрагменты остались на западной стене. Нижний ярус „Акафист Богородице” представляет большую художественную ценность. Второй регистр росписи представлен цепью медальонов, на которых изображены святые со свитками в руках. Третий (наивысший) воспроизводит события вселенских соборов, из которого сохранились лишь два фрагмента.
Над фресками работало по меньшей мере пять мастеров. Среди них были украинцы – художники ведущей в то время на западноукраинских землях Перемышльской школы украинского религиозного занятия живописью. Уникальность лавровской живописи заключается в том, что она – одна из самых древних.
С целью исследования истории, культуры, архитектуры, живописи и архива Лавров посещали известные деятели Украины И. Нечуй-Левицкий, И. Франко, М. Грушевский, И. Крипьякевич, А. Барвинский, митрополит Андрей Шептицкий. Из Лаврова родом известный иконописец, художник-абстракционист Карл Звиринский.
Отдельную ценность составлял монастырский архив. Здесь хранились пергаментные листки XII-XIII ст., грамоты князя Льва, польских королей ХV—ХVI ст., роскошные рукописи, писаные золотом; книги старинной печати, редкие издания, грамоты гетманов, владык и молдавских владетелей XVI ст., книги митрополитов Петра Могилы, Лазаря Барановича с дарственной надписью монастырю. В Лаврове появились в XVII ст. два нотные ірмолої, один из которых принадлежит перу Иосифа Крейницкого, второй – неизвестных авторов. Они свидетельствуют о том, что в Лаврове в XVII ст. была сформирована школа хорового пения, композиции, составления, редактирования и переписывания нотных книг. Лавровская библиотека была одной из наибольших в Западной Украине в XIX ст. Монастырь выписывал почти все существовавшие издания Австро-Венгрии. В начале XX ст. при монастыре был создан церковный музей, который с годами приобрел прекрасную коллекцию древних икон ХV—ХVIII веков.
Духовная жизнь Лавровского монастыря значительно активизировалась в 20-30-х годах XX ст. Это было место паломничеств на праздники св. Ануфрия, Благовещение, Вознесение, Рождество Иоанна Крестителя, Честного Креста. В 1932 г. Лавров стал центром движения Апостольства молитвы и культа Христова Сердца.
Во время первого прихода советской власти в Западную Украину начались первые преследования за веру, в частности, аресты духовенства, ликвидация церковного имущества и др. Лавровский монастырь среди всех остальных многочисленных василианских обителей принадлежал к первым, которые были ликвидированы в 1939 году коммунистическим режимом. Имущество монастыря было разграблено „освободителями”, а позже здесь устроили интернат для неполноценных детей.
Хотя этот ценный комплекс продолжал и дальше представлять интерес для исследователей, некоторые из них пытались избегать идеологических наслоений. На территории монастыря в 1983-1986 гг. проводились археологические исследования под руководством Михаила Рожко. В храме обнаружили захоронения как древнерусского периода, так и более поздних времен (крипты), а также большое количество керамики XIII ст.
После выхода из подполья в 1990 году отцы Василиане начали возвращать ликвидированные монастыри, и только в 1994 году получили от власти Лавровский, где еще до сих пор действует рядом упомянутый интернат. В 1994-1995 гг. здесь возобновлен василианский лицей, где учились ребята старших классов, которые могли заинтересоваться духовным призванием. Первым настоятелем возрожденного монастыря в Лаврове был назначен уже покойный о. Ипполит Пьехунь, ЧСВВ. Потом здесь служили о. Степан Бондаренко, о. Степан Романик, а последние пять лет здесь неутомимо работает молодой василианин о. Николай Ковалишин. Традиционно паломничество происходит на праздник св. Ануфрия, когда в цветении близлежащей природы просыпается молитвенный дух.
Много монастырских помещений еще до сих пор не восстановлено. Это требует значительной финансовой поддержки со стороны Церкви, государства, всех заинтересованных в том, чтобы Лавровский монастырь оставался важным цетром духовности и культуры Бойковского края, а потенциальные платежеспособные туристы смогли найти в туристическом путеводителе интересных мест Львовщины этот уникальный комплекс, где витает дух княжеской эпохи, строгость немецкоязычной школы, отзвук молитв монахов многих поколений.
Фотографии с официального сайта Чина святого Василия Великого в Украине