Лютеране: большая ссора в маленькой украинской семье
Более двух тысяч украинцев называют себя лютеранами. Захват храмов, громкие противостояния, привлечение Баварской церкви и создание новой общины – это могло бы стать чужим сценарием. Но в такой узкой общине может развязаться конфликт, после которого возникает новая община, а дружеская Баварская церковь отказывает в поддержке. За кулисами церковного раскола стоят также личности и имущественные интересы.
Более двух тысяч украинцев называют себя лютеранами. Захват храмов, громкие противостояния, привлечение Баварской церкви и создание новой общины – это могло бы стать чужим сценарием. Но в такой узкой общине может развязаться конфликт, после которого возникает новая община, а дружеская Баварская церковь отказывает в поддержке. За кулисами церковного раскола стоят также личности и имущественные интересы.
Первые признаки будущего конфликта стали заметны осенью 2014-го. Тогда возникли сомнения в распределении материальных ресурсов НЕЛЦ Украины, вследствие чего начался раскол между представителями епископа Серге Машевски и его оппозицией, а в частности пастором Александром Гроссом. Машевски был избран епископом НЕЛЦУ 22 октября 2013 года сроком на шесть лет, что засвидетельствовал сам Гросс, который был на тот момент Президентом Синода. Именно этот епископ, по словам сторонников, стал первым, кто имел более тесную связь с Украиной, несмотря на немецкое гражданство, а потому должен был с большим интересом заботиться о развитии церкви. Пастор Гросс добавляет, что причиной ухудшения конфликта стала сама личность Серге Машевски, поскольку он еще раньше имел проблемы с алкоголем и в семье, которая жила в Днепропетровске. Об этом свидетельствует протокол от 24.02.2011, когда ему объявили строгий выговор.
Ситуация в течение революции на Майдане и проведения АТО зацепила и лютеран. Предварительно у них было 23 общины, а после аннексии Крыма потеряли семь из них, что существенно отразилось на церкви. На протяжении периода противостояний на Майдане столичная кирха св. Екатерины находилась в центре событий, в ней действовал госпиталь для раненых, а пастор Ральф Хаска останавливал возможные столкновения на ул. Лютеранской между протестующими и силовиками. По словам лютеран, далеко не все представители общины были рады подобной деятельности церкви св. Екатерины.
ТОВ «Кирхенбау»
За первыми обвинениями последовали срывы нескольких заседаний Синода, а именно в декабре 2014-го и январе и сентябре 2015-го. Стороны обвиняли друг друга в недопущении на заседание или в отсутствии приглашений. В феврале 2015-го впервые публично появилось название ООО «Кирхенбау», которое стало краеугольным камнем для дальнейшего раскола. Оказалось, что при финансовой помощи партнеров из Баварской церкви был построен Немецкий центр в Одессе, который должен был сдавать помещения в аренду, а на полученную прибыль НЕЛЦУ могла бы развиваться. Деньги от арендаторов должны были идти на поддержку самого центра и лютеранских общин, а также на выплаты зарплат пасторов.
Президент Синода Константин Бурлов добавляет, что Немецкий центр по всем документам не принадлежал НЕЛЦУ, а сразу был передан ООО «Кирхенбау» в начале февраля 2012-го. Тогда же были распределены доли уставного фонда предприятия, где 24,8% принадлежало НЕЛЦУ, 24,5% отходило к Ю.Байделшпахеру, меньше 1% к О.Панченко, а 50,6% владел Александр Гросс. Интересно, что это решение о передаче частей подписал именно он, как предыдущий президент Синода. Следующий президент будет поднимать вопрос о коррупционной схеме и невыплате доходов церкви. Пройдет полгода, когда собственники процентов акций обратятся с официальным письмом к епископату НЕЛЦУ. Они будут просить дать им возможность представить реальные данные, что обнаружит ложь в обвинении в «разворовывании миллионов», и это оправдает их перед Баварской церковью.
Главные признаки конфликта описаны в открытом письме президента Синода Константина Бурлова, который в обращении к лютеранам Баварии и Германии отчитается: Гросс и Бальдешпахер фактически владеют 99% акций ООО «Кирхенбау»; представителям Синода было отказано в выдаче технических документов Немецкого центра; они совершали попытку не только имущественного захвата, но и узурпации духовной власти: «О.Клюнд, О.Донецкая и О.Фишер, призвав А.Гросса и Ю.Байдельшпахера, совершили попытку захвата духовной и административной власти в НЕЛЦУ, путем создания, вопреки Уставу и каноническим положениям НЕЛЦУ, параллельного органа руководства Церковью. Данная группа приняла решение отстранить Президента Синода К.Бурлова-Васильева от выполнения своих обязанностей, заставить Епископа НЕЛЦУ С.Машевски передать ключи, печать НЕЛЦУ, Уставные документы и т.д. Юрию Байдельшпахеру и другим».
По словам Александра Гросса, подобное расследование и проверки на самом деле были попыткой полностью захватить Немецкий центр и использовать его финансы на свои личные нужды. Позже это вылилось в выселение арендаторов и их запугивание судебными исками, которые пока что застряли в судебной волоките.
Рука Баварии
Немецкие СМИ активно присоединились к освещению конфликта в Украине, представляя только мнение стороны Александра Гросса. Особенность этого, по словам Константина Бурлова, в том, что Лютеранская Церковь Баварии является одним из наибольших мировых доноров лютеран, а поэтому имеет огромное влияние. Важен и богословский аспект, поскольку церковь Баварии взяла курс на либерализм (отдельные общины имеют женщин-пасторов), в то время как украинские представители более консервативны.
Вопросом Украины сначала занимался церковный советник ЕЛЦБ Ульрих Ценкер. Именно он распределял финансовые ресурсы и предоставлял другую поддержку. Когда ситуация стала похожа на внутреннюю войну, сперва г-н Ценкер отказывался от разговоров с епископом Серге Машевски и его представителями, а позже принял решение о прекращении финансирования НЕЛЦУ. В письме к руководству ЕЛЦБ от 06.09.2015 Президент Синода Константин Бурлов детально расписывает всю ситуацию, в том числе с ООО «Кирхенбау», доказывает, что передача Немецкого центра проходила по согласию г-на Ценкера вместе со старшим церковным советником Михаилом Мартиным, которые «делали целенаправленные манипулятивные действия с целью дискредитации епископа Серге Машевски, даже после раскрытия коррупционных схем».
Г-н Бурлов объясняет подобный показательный отказ Баварии от поддержки Украины тем, что Германии выгодно иметь НЕЛЦУ полностью под контролем, а поэтому личность Машевского не удовлетворяла этих требований. А Александр Гросс отмечает, что представители ЕЛЦБ не раз делали шаг навстречу, предлагали обсуждение проблем, а также были готовы продолжать свою поддержку. Однако именно из-за позиции и личной игры епископа, Украина осталась без покровителей. Это коснулось Александра и его общин в селах Петродолинское и Новоградовка, Одесской области. Там, кроме церкви, им была создана Библейская школа при поддержке благотворителей из Германии, Норвегии, Швеции и США. Сейчас и там продолжаются судебные заседания, как в Кривом Роге и других общинах. Пасторы были уволены, а школа была закрыта епископом, преподаватели были вынуждены выехать. Его представители объясняют это тем, что так называемая Библейская школа используется для увеличения финансирования, помещения частично сдают в аренду, а грантодатели жалуются на отсутствие отчетности.
««Синод» выгоняет ряд общин церкви, даже не допустив их на заседание Синода. «Синод» осуждает фирму «Кирхенбау», даже не дав ей шанс представить свою позицию. «Синод» лишает сана пастора, даже не предоставив шанса защиты. Сталинская тройка на фоне «Синода» выглядит очень демократично, ведь она встречалась со своей жертвой! А тут тотальное нежелание епископа на протяжении семи месяцев садиться за стол переговоров, решать проблемы, работать над этим с помощью модератора (от Баварской церкви, от государства). И банальное поливание грязью, манипуляции и ложь. Сталин нервно курит в стороне. Ученик превзошел учителя», – напишет об этом Гросс.
Киевские страсти
«Молитесь друзья! Сегодня в 5 утра группа молодых людей (неизвестные, явно титушки) под руководством епископа Машевского, при участии пасторов Цехановича, Целинко, Кузнецова и диакона Шемигона взломала замки церкви св. Екатерины в Киеве и захватила здание. Охранник был закрыт в подсобном помещении. Сейчас на месте работает Служба безопасности Украины и милиция. Молитесь! Это ли день Господень для таких людей?)» – говорится в сообщении в Facebook от Александра Гросса 6 декабря 2015 года.
Киевская община уникальна, потому что объединяет в себе духовную общину лютеран и немецкую общину. Она была создана одной из первых в рядах НЕЛЦУ вместе с общинами Одессы, Львова и Днепропетровска. Однако если сначала общину наполняли немцы или украинцы с немецкими корнями, то после массовой миграции в Европу ситуация изменилась. 2010 год можно назвать годом прихода украинцев в лютеранскую веру. С 2012-го с молодежью начал работать диакон Игорь Шемигон, чьим духовником является Серге Машевски. За то время в церковь пришли около 50 украинцев, добавившись к приблизительно 70 представителям «немецкой» части столичной кирхи.
Тогда же появилась традиция проведения утренней службы на украинском языке раз в месяц. Все нововведения, в том числе духовные беседы и обучение исчезли после начала конфликта. По словам представителей «украинской» части общины, другая половина община не хотела идти на диалог, даже звучали мысли типа: «Немецкая церковь только для немцев». Ситуацию изменило прибытие немецкого пастора Шеффера, который отказался от сотрудничества с епископом после визита в Одессу и выбрал новый совет общины столичной кирхи без участия предыдущей, которую возглавили представители немецкого товарищества «Возрождение». Вскоре произошло возвращение к немецкому и русскому языкам богослужения.
Пиком конфликта стало столкновение 6 декабря 2015 года. Рано утром епископ Серге Машевски прибыл в кирху, чтобы подготовиться к службе. Охранник храма отказался их допускать, из-за чего делегация спросила об основаниях отказа. Тогда же подтянулись представители общины, в частности от «Возрождения». По словам Игоря Шемигона, там присутствовали «люди в черной форме» и представители Правого сектора, провокаторы надеялись начать драку и снять все это на камеру. Однако представители епископа отступили, так и не проведши службу.
Александр Гросс отрицает подобный силовой сценарий развития событий и подчеркивает, что никто не собирался подстрекать общину украинско-немецкими настроениями, так же как никто не запрещал служения. Напротив, по его словам, община решила именно таким образом вести свою духовную жизнь, вместе с пастором Шеффером, а поэтому имеет на это полное право.
Последние события привели к тому, что под Рождество начала создаваться новая община НЕЛЦУ, под руководством Игоря Шемигона. «После получения благословения на создание украинской общины НЕЛЦУ в г. Киев, начались необходимые действия по регистрации, выборам совета, планированию мероприятий. Это, конечно же, требует определенного времени. Но за месяц удалось многое. Особенно рад тому, что есть костяк из 20 ответственных людей. Община названа в честь св. Мартина Турского. Деяния этого святого близки нам по духу, и первые шаги по созданию общины уже произошли. Сейчас у нас есть место для проведения воскресных Богослужений, на праздники же, что припадают на будни, нам любезно разрешила собираться в их храме Реформаторская церковь», – отметил он на своей странице в Facebook.
Государство – посредник?
Представители власти в лице Департамента по делам религий и национальностей готовы взять на себя роль медиаторов, а именно провести общую встречу представителей сторон ради диалога. «В этой ситуации, которая сложилась в лютеранской немецкой общине Украины, для нас единственно возможным вариантом является призвать стороны к диалогу, – комментирует глава Департамента Андрей Юраш. – На наш взгляд, конфликт имеет больше субъективный личностный характер. Здесь нет богословских противоречий, поэтому стороны имеют определенные личные соображения относительно выхода из ситуации. Для нас важнее, чтобы эти все внутренние несогласованности не становились причиной внешних разногласий и не углубляли и так известные конфликтные линии в Украине».
По его словам, вопрос давно вышел за рамки сугубо внутреннего распределения влияния и взглядов, поскольку коснулся имущественных вопросов, в частности относительно кирхи св. Екатерины, а вместе с тем зацепил немецкую общину.
Константин Бурлов добавляет, что он предлагал путь примирения, при котором должны бы забыться все противоречия и начаться новые отношения, однако другая сторона отказалась. Вместе с тем, убежден он, на это влияет Германия, которая имеет свое видение будущего лютеран в Украине.
Александр Гросс видит главную проблему в личности епископа: «Проблема в том, что епископом стал человек, за которым тянется шлейф проблем. Тогда же он начал убирать из церкви всех людей, которые были самостоятельными. Он взялся за подчинение всех комитетов, структурных подразделений. Построил такую вертикаль, где часть людей боится потерять работу, а все, кто был против него, были изгнаны из церкви, но никто никуда особо не пошел. Мы продолжаем жить, служить, но по сути не имеем с ним никаких отношений. Нужно остановить незаконную деятельность Машевского на территории Украины, восстановить права верян НЕЛЦУ, помочь в восстановлении отношений ради прощения и доверия».
Сейчас конфликт выливается в многочисленные судебные тяжбы, где побеждают адвокаты и их профессионализм. Круг замыкается на противоречивой личности епископа Серге Машевски, на влиянии и поддержке Баварской церкви и финансировании, а также деятельности ООО «Кирхенбау». Тут не говорится о богословских противоречиях, пока проблемы возникают между людьми и распределением имущества. Запланированный диалог в Киеве переносится на неизвестные даты. Пока создание новой общины и деятельность ключевых игроков указывает на появление двух параллельных структур.