Миф об «украинскости» УПЦ. Кому он нужен?
Уже добрых полгода, с того времени как главой Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата стал Онуфрий (Березовский), фактически отстранив группу проукраински настроенных иерархов, которые группировались вокруг покойного митрополита Владимира (Сабодана), на страницах газеты «День» постоянно появляются статьи Ю. Чорноморца, убеждающего читателей в том, что якобы упомянутое нынешнее руководство УПЦ стоит на проукраинских позициях. Не будем обращаться к давним временам, когда владыка Онуфрий позволял себе откровенно антиукраинские высказывания. Поговорим о том, какие «достижения» в плане «украинизации» УПЦ были осуществлены за последние полгода. Эти факты хорошо известны людям, которые интересуются «церковной политикой». И все же стоит их напомнить.
Во-первых, это гласная и негласная поддержка духовенством УПЦ пророссийских террористов. Доходило до того, что отдельные клирики этой церкви не только материально помогали террористам, но и даже сами брали оружие в руки и шли воевать против Украинской армии. Уже не говоря о моральной поддержке ими террористов, что выражалось в крестных шествиях, публичных благословениях пророссийских боевиков, соответствующих проповедях с призывами поддерживать «ополченцев». Были ли хоть какие-нибудь шаги осудить такую деятельность со стороны руководства УПЦ. Фактически их не было. Руководство УПЦ так и не осмелилось назвать «ДНР» и «ЛНР» террористами, сепаратистами, а больше было склонно называть их «ополченцами». Терминология тоже имеет значение.
Кстати, не стоит ли задуматься над таким простым фактом. В тех регионах, где явно доминирует УПЦ, а Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и другие украинские конфессии являются маргинализированными, именно там и процветает пророссийский сепаратизм.
Во-вторых, когда Украина находится в состоянии реальной войны с Россией, УПЦ заняла своеобразную «пацифистскую» позицию. Мы, мол, за мир, мы против «братоубийственной войны» и т. д. Сейчас в храмах УПЦ звучат призывы не воевать против «братьев» на Донбассе. Не без поддержки духовенства УПЦ организуются «пацифистские» выступления против мобилизации. Думаю, не нужно особо объяснять, кому полезен такой «пацифизм».
В-третьих, во времена правления Онуфрия в УПЦ произошло отстранение иерархов проукраинской ориентации от их должностей. В частности, это касается Александра (Драбинко) и Виктора (Бедя). Вместо этого имеем поддержку сепаратистски настроенных священнослужителей. Например, церковную награду получил скандально известный сепаратист на Закарпатье, священник УПЦ Дмитрий Сидор.
Вот такие «украинизаторские» деяние Онуфрия и его окружения. Однако Ю. Чорноморец почему-то предпочитает не видеть этих явных вещей. А если и видит, то дает понять, что они не существенны. Вместо этого он пытается отыскивать «украинскость» верхушки УПЦ даже там, где ее нет. Показательной в этом плане является одна из последних его статей в «Дне» «За кулисами Собора», в которой идет речь об архиерейском соборе УПЦ, состоявшемся 13 августа, где были приняты некоторые документы, в частности, «Постановления».
Сначала он признает: «...практически каждая здоровая проукраинская идея в тексте «Постановлений» встретила критику со стороны ряда епископов. Происходили дискуссии, во время которых предлагалось заменить формулировки на полностью противоположные, в духе идей «Русского мира» или пацифизма. Однако епископат все-таки находил более мягкие, но проукраинские формулировки». Следовательно, епископат УПЦ даже не решился задекларировать проукраинскую позицию. Но, оказывается, он нашел какие-то «мягкие проукраинские формулировки».
Что же это за формулировки? И здесь Юрий Чорноморец выделяет две декларации.
Первая — это заявление: «Собор Епископов считает безотлагательной задачей Украинской Православной Церкви приложить реальные усилия для преодоления церковных разделений в Украине». Какие «реальные усилия» прилагает Онуфрий за последние полгода для преодоления «церковных разделений в Украине», видно невооруженным глазом. Как не было, так и нет никаких реальных контактов с УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). И не скажешь, что здесь вина УПЦ КП и УАПЦ. Они, в принципе, готовы к диалогу. Но на этот диалог не хочет идти УПЦ.
Хотя в УПЦ есть свой план «преодоления церковных разделений». Он озвучивался Ю. Чорноморцем в некоторых его предыдущих статьях как нечто очень позитивное. Озвучен он и в статье «За кулисами Собора». План такой — устранение патриарха Филарета от руководства УПЦ КП и присоединение этой церкви к УПЦ. Если бы этот план удался, можно было бы говорить об уничтожении одной из крупнейших конфессий в Украине, которая стоит на проукраинских позициях. Представляю, как бы этому радовались в Москве!
Вторая якобы «мягкая» проукраинская декларация звучит так: «Призываем всех, кто незаконно взял в руки оружие, сложить его и искать пути мирного решения конфликта». Это относительно нынешней ситуации на Донбассе. Звучит вроде бы и хорошо. Возможно, месяца четыре назад такое заявление и имело бы смысл. Но в нынешних условиях, когда пророссийские террористы уже неоднократно демонстрировали нежелание договариваться и складывать оружие, когда на их стороне откровенно воюют россияне, когда Россия сознательно идет на эскалацию конфликта на Донбассе, такие призывы, мягко говоря, звучат странно. Еще раз договариваться с террористами? Но после каждых «переговоров» они, восстановив силы, шли в наступление. И лились снова кровавые реки. Неужели этого не понимают батюшки УПЦ? При этом стоит добавить, что собор УПЦ так и не осудил пророссийских террористов.
На основе лишь этих двух достаточно сомнительных деклараций из «Постановлений» Ю. Чорноморец почему-то делает такой вывод: «Итак, видим плоды деятельности проукраинского большинства епископата УПЦ даже после избрания митрополита Онуфрия. Можем эти плоды ценить или нет, но они — есть. Так же, как есть и это большинство. И УПЦ — все-таки Церковь украинская, а не только Православная». Не знаю, стоит ли такое комментировать? Где же эти плоды?!
Кстати, эти плоды хорошо проявились перед интронизацией Онуфрия, которая состоялась 17 августа. Перед ней владыка имел встречу с президентом Петром Порошенко. Последний во время этой встречи говорил, что УПЦ должна была бы занять более патриотическую позицию. Однако Онуфрий «соскочил» с этого вопроса, заявив, что нужно... молиться. Порошенко так и не прибыл на интронизацию Онуфрия. Но туда прибыли регионалы, среди которых Николай Левченко, известный своими украинофобскими заявлениями.
Впрочем, оставим пана Ю. Чорноморца в покое. Не одному ему суждено было создавать миф об «украинскости» УПЦ. В последнее время, похоже, за это всерьез взялось высшее руководство УПЦ.
Так, 18 августа, как раз после примечательной интронизации Онуфрия, где присутствовали упомянутые регионалы, председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко, иначе говоря, — спикер этой церкви, заявил: его конфессия выступает за то, чтобы Крым был в составе Украины. Более того — такая позиция поддерживается Московской патриархией. Казалось, можно аплодировать руководству УПЦ, а заодно и Московскому патриархату. Наконец-то они поняли несправедливость деяний Путина и московской политической камарильи по отношению к нашему государству.
Но устное заявление спикера УПЦ не означает, что это официальная позиция церкви. В любой момент можно сослаться на то, что протоиерей Георгий Коваленко что-то сказал не то, что он выразил личное мнение и т. п. Московский патриархат не делал никакого официального заявления относительно незаконности оккупации Крыма Российской Федерацией. Поэтому заявление Георгия Коваленко, будто бы позиция УПЦ в вопросах Крыма совпадает с позицией Московского патриархата, кажется, скажем так, преждевременным.
И наконец — какова реальная цена этого заявления? Оно имело бы смысл в марте, когда Россия начала захват Крымского полуострова. А теперь делать такие заявления это, извините, просто «сотрясать воздух».
И все же, для чего Георгий Коваленко якобы от имени УПЦ выступает с такими ультра-патриотическими заявлениями? Очевидно, российские политтехнологи поняли, что заигрались с делами церковными. Слишком антиукраинскими были деяния Московского патриархата в последнее время. Не удивительно, что в Украине начинает формироваться негативное мнение относительно УПЦ, а некоторые приходы этой церкви выражают желание перейти в Киевский патриархат. Поэтому нужно спасать положение.
Вот и появилось, озвученное Георгием Коваленко, на первый взгляд патриотическое заявление относительно Крыма. По крайней мере оно даст возможность пропагандистам от УПЦ рассказывать о невероятном украинском патриотизме этой конфессии.
Не удивлюсь, если в ближайшее время услышим другие подобные «проукраинские» заявления от УПЦ, которые будут звучать хорошо, но которым грош цена. Просто эта «проукраинскость» нужна, чтобы, прикрываясь красивыми словесами, Московский патриархат и дальше в Украине имел возможность строить «русский мир».