• Главная
  • Митрополит Онуфрий (УПЦ МП) о причинах Голодомора: "Катюзi по заслузi". Комментарий читателя....

Митрополит Онуфрий (УПЦ МП) о причинах Голодомора: "Катюзi по заслузi". Комментарий читателя.

28.11.2008, 20:02
Евгений МАЗУРЕНКО, преподаватель (г. Черновцы)

Евгений МАЗУРЕНКО, преподаватель (г. Черновцы)

С тяжелым чувством прочитал я, православный верующий, небольшое интервью о Голодоморе, которое дал сайту Интерфакс иерарх Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий. В нем он так описал причины Голодомора:

"Голодомор - это было вразумление, усмирение со стороны Господа нашей гордыни, которая восстала против себя самого, против бытия человека. Есть такое украинское выражение, немного вульгарное - катюзi по заслузi [палачу – по заслуге. Ред.]. Мы получили то, что заслужили. <...> Можно много спорить, искать виновных, но, если мы верующие люди, мы должны на это посмотреть с точки зрения духовной. Мы знаем, что произошло с нашим обществом после революции 1917 года, какое было восстание людей против Бога. Как разрушали храмы, уничтожали иконы, оскорбляли православные святыни. А Бог не бьет палкой, Бог другими способами вразумляет человека. <...> Мы сегодня и всегда молимся за тех людей, которые делали ошибки в жизни, это наши предки, мы просим, чтобы Бог их простил <...> Но этих людей нельзя возводить в ранг праведников".

Если слова митрополита переданы агентством точно, то возникает вопрос: в какого именно Бога верует иерарх? Впрочем, постараюсь на этот вопрос ответить позже.

Известно, что Голодомор не был следствием плохого урожая – он был организован. Очень конкретные люди сознательно замыслили и совершили это преступление. Эти люди были коммунистами. Они были атеистами. Они ненавидели Православие. От Голодомора они лично ничуть не пострадали – организаторы сидели в кабинетах в Москве и Киеве, исполнители служили в НКВД и в армии. Именно эти люди и были палачами, в прямом смысле этого слова. И вот теперь оказывается, что когда православный иерарх говорит о виновных в Голодоморе, то об этих его реальных виновниках он молчит. Не произносит ни единого слова. Ни малейшего звука. Кого же он видит виновником, кого он прямо называет палачом? Жертву!!!

По его мнению, Голодомор был наказанием за то, что в те годы "разрушали храмы, уничтожали иконы, оскорбляли православные святыни". Но разве все это делали сами украинские крестьяне? Может, именно украинские крестьяне, уничтоженные потом Голодомором, и совершили революцию 1917 года в Петрограде? Именно они своими руками и уничтожали храмы и иконы? Митрополит Онуфрий продолжает: "А Бог не бьет палкой, Бог другими способами вразумляет человека". Оставим вопрос, что длительная смерть от голода – это, мол, не "палка", а некий "другой способ" в руках Божиих. Более подходящий у Бога для вразумления. Но возникает вопрос: а кого именно Бог вразумил Голодомором? Миллионы погибших крестьян, целые семьи, включая самых малых детей. В городах о голоде тогда знали мало, а если кто и узнавал подробно, то за распространение информации о нем можно было сесть в тюрьму. Вряд ли голод был вразумлением для тех, кто не голодал и ничего о голоде не знал. Вот так!

Но интересно, а за что именно Бог хотел вразумить миллионы погибших, включая сотни тысяч детей, младенцев? Если в село приходят коммунисты и забирают все зерно подчистую, оставляя в селе всех умирать от голода – то это вовсе не преступление коммунистов, это, оказывается, вразумление Божие жителям села. А за что? Да за то, что те же самые коммунисты раньше в этом селе пришли и церковь взорвали! Впрочем, коммунисты отбирали зерно и в тех селах, где церкви стояли, так что – что-то тут не так, с "вразумлением" за храмы и иконы... Да и как быть с не голодающими областями России и других республик СССР? Там, наверное, храмы не взрывали, раз голода не было потом? Вразумлять голодной смертью украинские села за уничтожение храмов необходимость у Бога, видать, была, а Московскую область – конечно же, нет.

На самом же деле украинские крестьяне очень свято хранили православные традиции. И здесь они представляли для коммунистов опасность. Гораздо легче было убить украинское село голодом за несколько месяцев, чем десятилетиями, поколение за поколением превращать его жителей в атеистов, ничего не помнящих о Церкви Божией. Но как можно их самих винить в тех преступлениях, которые ПРОТИВ НИХ совершались? Ничего при этом не говоря о реальных виновниках!

Если Голодомор был "вразумлением Божиим", то нужно признать, что это не христианский Бог. Это не Бог любви, прощения, нет! Это бог слепой мести. Да и сам этот бог полностью слеп – ибо он мстит вовсе не тем, кто взрывал храмы. Он вразумляет смертью вовсе не тех, кто против него восстал, а тех, у кого еще сохраняется вера.

Но если следовать логике митрополита Онуфрия, то, наверное, и о мучениках, пострадавших от коммунистов, нужно будет сказать то же самое. Не величания им петь, а: "получили то, что заслужили"! О каком-либо расстрелянном в тридцатые годы епископе Русской Церкви можно будет сказать: это ему было вразумление! наверное, плохо пас он свою паству! совершал ошибки, вот и получил.

Но интересно, скажет ли митрополит Онуфрий о кровавых гонениях на Церковь в годы СССР то же самое, что он сказал о Голодоморе: "Катюзi по заслузi"?