На месте храма трава беcпамятства

05.11.2001, 15:29
Лидия СУРЖИК. — «Зеркало недели», № 5 (5), 5 — 11 Декабря 1994 року

Каждый век имеет свое средневековье (Станислав Ежи Лед) Михайловский Златоверхий монастырь. Возведенный в 1108-1113 годах, перестроенный в XVII-XVIII веках, разрушенный в 1936 году, возрожденный в 1993 году де-юре. Де-факто в конце двадцатого века на месте собора возвышается лишь крест, да в летнюю пору буйно произрастает бурьян. Кажется мы уже привыкли к тому, что имеющее ранее определенные часовые рамки время «пик» теперь у нас постоянно. Среди дня на улицах столицы — не пробиться. В общественном транспорте то же. К тому же не дождаться заветного троллейбуса. Катастрофически опаздываю. Смешанное чувство нетерпения, незаслуженной обиды, раздражения гложет душу. На счастье, удалось поймать свободное такси. «К Михайловскому собору», — обронила в попыхах таксисту. Не переспросил. Молча кивнул и рванул на зажегшийся зеленый глаз светофора. За считанные минуты так же молча притормозил напротив церкви Св. Иоанна Богослова — единственно уцелевший из когда-то величественного архитектурного комплекса. * * * Михайловский Златоверхий монастырь и Софиевский собор с давних времен славились как центры христианской духовности и выдающиеся строения Киева. Оба комплекса, расположенные невдалеке друг от друга, создавали как бы единую архитектурную композицию, заставляя удивляться и восхищаться современников. Возвышаясь, доминируя над плетением улиц, Михайловский монастырь и Софиевский собор, с какой бы улицы не зашел, везде открывали штечатляющий архитектурный «пейзаж». Главная церковь монастыря — Святого Архистратига Михаила, Златоверхая, построенная во времена князя Святопол-ка Второго, была второй по размерам церковью средневекового града и одной из трех церквей Свято-Дмитриевского монастыря, который вскоре стал называться Златоверхим Михайловским. Как считают специалисты, из многих византийских церквей средневековья, перестроенных в XVII-XVIII веках в стиле барокко, Михайловская являлась, возможно, наиболее удачной в плане совмещения начального византийского строения с роскошными украшениями барокко. В горькой памяти 30-е годы нынешнего века Михайловский монастырь был разрушен как не составлявший исторической ценности. Перед тем, как его взорвали, часть византийских мозаик и фресок XII века была снята и размещена на хорах Софиевской катедры, а наиболее ценные, в частности, мозаический образ Святого Дмитрия Солунского, вывезены в Москву. Многие же духовные и художественные ценности утеряны безвозвратно. Так, уничтожены серебряные царские врата, подаренная гетманом Иваном Мазепой рака Святой Варвары (около 32 килограммов серебра). Бесследно исчез иконостас работы черниговского мастера Григория, подаренный церкви другим гетманом Иваном Скоропадским. После растерзания церкви ее так же «мастерски» разрушили — направленным взрывом высадили в воздух. За совершенное «чудо» советской пиротехники кто-то был даже удостоен почетного научного звания. О времена, о нравы!.. К счастью, тогдашнее партийное руководство свой замысел о сооружении «современного административного центра столицы Советской Украины» до конца не реализовало и территория бывшего храма так и осталась незастроенной. Идея возобновления Михайловского Златоверхого монастыря, всегда витавшая в кругу интеллигенции (впервые она была высказана Александром Довженко), воплотилась в конкретное решение властей в 1991 году после принятия Киевсоветом решения «О первоочередных мерах по возобновлению комплекса Михайловского Златоверхого собора». На месте собора был отправлен молебен, установлен и освящен крест. Вышеупомянутым решением столичных властей, как одна из первоочередных мер, предусматривалось проведение археологических раскопок. Как с научной целью (монастырь, как известно из летописных источников, служил также усыпальницей киевских князей, высокого духовенства, да и много ли чего еще может таиться в его подземельях), так и с сугубо практической: исследовать состояние фундаментов для разработки проекта восстановления храма. В 1992 году Институтом археологии Академии наук Украины под заинтересованным вниманием общественности (помнится, сколько киевлян тогда с нескрываемым чувством радости и даже благоговения приходили к месту раскопок, часами созерцая кропотливую работу археологов, изъявляя желание помочь рыть траншеи) начаты первые исследования на месте собора. В ходе этих пробных раскопок было выявлено, что фундаменты собора Хорошо сохранились, они достаточно прочные (ставили храм то на века!), то есть при его восстановлении их необходимо будет лишь укрепить. Археологические находки пришлось тут же засыпать землей до лучших времен: не было ни ограды, ни охраны, ни помещения для археологической экспедиции, ни, в конце концов, средств. Понимая, что ни государству, ни церкви материальная часть восстановления храма в наше многотрудное время никак не по карману, тогда же зашла речь о создании благотворительного фонда. Идея такого фонда сразу же нашла широкий резонанс и была, поддержана интеллигенцией, бизнесменами, общественностью. Весной 1993 года Фонд восстановления Михайловского Златоверхого монастыря был официально зарегистрирован. Его президентом избран Олесь Гончар, создавший во времена тоталитарного мракобесия свой знаменитый «Собор». (Кстати, это совпало с 75-летием известного ^мастера слова и общественного деятеля). Фонд имеет также двух вице-президентов — наместника Свято-Михайловского монастыря епископа Даниила и кандидата архитектуры Виктора Харламова. На банковский счет Фонда сразу же начали поступать благотворительные средства. Предполагалось, что фамилии благотворителей, передавших свои средства на святое дело, будут занесены в специальную книгу, хранимую в алтаре собора. Их будут зачитывать каждый год во время больших богослужений, а имена меценатов, как это повелось издавна, будут отлиты на бронзовой доске, прикрепленной навечно к стене храма. Тогдашнее руководство столицы в лице Ивана Салия, всецело поддерживая идею Фонда, издало распоряжение, которым, в частности, было предусмотрено выделение средств из городского бюджета на благотворительные цели. Заказчиком на первоочередные работы по восстановлению храма выступил комитет по охране и реставрации памятников истории и архитектуры горадминистрации. То есть доброе дело сдвинулось, скажем так, благодаря также благословению государственных структур. Однако, последовавшие вскоре бурные события на нашем политическом олимпе, реорганизации органов власти со сменой руководства, шумные избирательные кампании, инфляции и гиперинфляции как-то отодвинули на дальний план начатое было дело. Поначалу яркая, пламенная идея, символизирующая возрождение нашей духовности, стала затухать, как свеча. Сегодня ситуация, сложившаяся вокруг Михайловского монастыря, прости, Господи, абсурдна, как наша действительность. Так и остались нерешенными ключевые проблемы, связанные с восстановлением храма. Юридически Михайловский Златоверхий монастырь ныне принадлежит церкви. Фактически же его не существует, до сих пор даже не отведена храму земля. Более того, документы о землеустройстве вокруг монастыря затеряли в горсовете. А это трехмесячный труд специалистов «Укрпроектреставрации», обошедшийся Фонду в солидную сумму. Не лишне будет заметить, что идея возрождения Михайловского Златоверхого использовалась в предвыборных программах некоторых нынешних руководителей как «конек», способный вывезти на властный олимп. Представители Фонда неоднократно обращались к руководству Киевсовета за помощью в разрешении проблемы. Однако, каждый раз сталкивались с тем, что у столичных властей на первом месте другие неотложные дела. А ведь не денег просили — понимания остроты реальных проблем с восстановлением национальной святыни. Но увы... Поэтому на недавнем собрании учредителей благотворительного Фонда восстановления Михайловского Златоверхого монастыря принято решение обратиться к Президенту Украины Л.Кучме. На состоявшейся на прошедшей неделе пресс-конференции, организованной руководством Фонда, журналистам было передано это обращение для обнародования. В нем, в частности, говорится: «Мы рассматриваем восстановление Михайловского Златоверхого монастыря как обобщающий памятник разрушениям XX века в Украине, количество которых только в Киеве составляет 120 единиц, символ возрождения духовности украинского народа». Далее в обращении четко очерчены нерешенные проблемы, и выражается надежда на то, что Президент сочтет необходимым «взять под свою руку дело восстановления выдающегося памятника славянской культуры мирового значения». Как особо подчеркивалось на пресс-конференции, главная проблема возрождения храма отнюдь не в деньгах. Государственным структурам только и нужно, что решить вопросы с землей да возвращением монастырю бывших культовых сооружений. К тому же церковь не претендует на всю бывшую территорию и сооружения, а лишь на ее часть и на два здания, находящихся ныне в распоряжении государственных и коммерческих структур. В одном из них сейчас питейное заведение, ресторан. И этот морально-этичный аспект не может не беспокоить дирекцию Фонда. Ведь рядом, под гаражами находятся захоронения князей, митрополита. И, как заметили наблюдательные священнослужители, представители дипломатического корпуса, бывающие на приемах в помещении, так пока и не возвращенном монастырю, куда более уважительно относятся к нашей истории и нашей святыне. Один из вице-президентов Фонда, Виктор Харламов, ознакомил журналистов с результатами археологических исследований на месте бывшего собора в нынешнем году. В ходе раскопок, в частности, открылись впечатляющие материалы и находки, о которых даже и не подозревали. Ведь перед тем, как высадить в воздух Михайловский собор, он был варварски разграблен и разгромлен. Причем работали там специальные отряды НКВД, которые уничтожали и разбивали все, даже такие уникальные с точки зрения археологической науки «вещдоки» былых времен, как захоронения. Одно из открытий археологической экспедиции нынешнего сезона — пристройка к северной стене Михайловского собора, которая, как показали исследования, была построена в одно время с собственно собором. По предположениям это мог быть небольшой храм для мощей Св.Варвары. Найдены также ступени на второй этаж, подземные ходы к восточной части собора, о которых ранее не подозревали, и много других интересных находок. По окончании сезона раскопанные участки монастыря пришлось опять засыпать землей, как и в предыдущие годы. Раскопали — засыпали, раскопали — засыпали... И так уже несколько лет — тяжелый и горький опыт по восстановлению храма. Что дальше? * * * Мимо территории, где крестом обозначено местонахождение бывшего собора, а далее — через живописный парк направляюсь к фуникулеру. На какой-то миг останавливаюсь, и, припоминая изображения Златоверхого Михайловского, пробую представить его здесь целым и невредимым, во всем своем величии и великолепии. Под ноги стелется золотой листопад. Не спеша сворачиваю асфальтированной дорожкой. Из торца здания, где «Бар», вышли подвыпившие молодые люди. Курят, громко смеются. Один из них бросил окурок и плюнул в сторону креста. Боже, прости их, грешных, ибо не ведают, что творят!.. А если ведают?..