Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё! По разогретым летним солнцем улицам Донецка неспешным шагом иду в сторону центрального рынка. На мне полное облачение буддийского монаха. Шафранового цвета одежда, сшитая из отдельных кусков ткани, закрывает большую часть тела, оставляя открытым лишь правое плечо. Широкие штаны, подвязанные у щиколотки, яркая желтая рубашка, сумка через плечо и четки на шее завершают мой костюм.
Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!
По разогретым летним солнцем улицам Донецка неспешным шагом иду в сторону центрального рынка. На мне полное облачение буддийского монаха. Шафранового цвета одежда, сшитая из отдельных кусков ткани, закрывает большую часть тела, оставляя открытым лишь правое плечо. Широкие штаны, подвязанные у щиколотки, яркая желтая рубашка, сумка через плечо и четки на шее завершают мой костюм.
В левой руке у меня барабан, похожий на шаманский бубен, я бью в него палочкой, которую держу в правой руке и произношу нараспев
фразу Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё, написанную на барабане иероглифической вязью. Она содержит в себе имя и сердце главного учения Будды - Лотосовой Сутры. Ее смысл бесконечно глубок и велик, она истинная реальность за пределами пространства и времени, жизни и смерти, божественная природа, которой наделен каждый и цель моей молитвы пробуждать ее звуками барабана.
На рынке мне нужно собрать подаяние – подношение от людей; жить на подаяние это важная часть духовной практики буддийского монаха.
Достаю из сумки пластиковый пакет и, не прекращая молитвы, кланяюсь людям торгующим овощами и фруктами. Каждому - два поклона, независимо от реакции: дают они мне что-нибудь или нет. Я ничего не прошу, не произношу никаких слов кроме молитвы, не отвечаю на вопросы, только кланяюсь.
Собственно люди даже не знают, что я буддийский монах. Кто-то считает меня кришнаитом, другие сектантом или просто ряженым тунеядцем.
Одни дают мне картошку, морковь, фрукты или немного денег, другие гонят прочь, молча или аргументируя свой отказ:
«У нас есть своя вера», «Мы православные» или «Такой здоровый и не работает, тебе не стыдно !?», «Иди в шахту, Кришна!»
Я не обижаюсь, не вступая в дискуссии, продолжаю поклоны, пока пакет не наполняется или пока не обойду всех.
Благодаря этой практике я не только поддерживаю существование, но учусь благодарности и настоящему, безусловному уважению других людей. Такому уважению не учат нигде, ни дома, ни в институте, ни в церкви. Религии же давно превратились в корпорации, которые лишь прикрываются именами святых. Они мертвы, именно по той причине, что забыли, как уважать других. Почитание других людей и прежде всего верующих других религий является основой духовной практики и если религиозные учения не учат такому уважению, то они не нужны.
В наше время религии напротив, вместо любви и уважения часто сеют вражду и ненависть. Насколько глобально опасны плоды этих посевов не дают забыть многочисленные случившиеся теракты и угрозы совершения новых.
Учение Будды, распространившись в Азии, без насилия и войн объединяло разные народы и культуры. Если вам доведется побывать в Индии, вы сможете сами воспринять духовную атмосферу толерантности, уважения и приязни, которые особенно ощутимы в ее пестром мультикультурном человеческом океане.
Это плоды великой мудрости Будды, которую после ухода Будды в Нирвану распространяли его ученики. Одним из них был Царь Ашока (3 век до н.э.).
Вначале он был воинственным правителем, силой меча подчинявшим разные народы. Однажды ему пришлось полностью уничтожить одно из отчаянно сопротивлявшихся племен. Бродя по полю битвы заваленному трупами Ашока испытал глубокое раскаяние. В результате он обрел силу Дхармы и полностью изменил стиль правления. Благодаря нему в Евразии, возникла совершенно новая ненасильственная глобальная цивилизация.
До сих пор в Индии, Пакистане, Непале, Афганистане, Таджикистане можно увидеть ее следы в виде многочисленных Ступ – буддийских курганов с реликвиями великого героя миров Шакьямуни, а также каменных колонн и скальных комплексов с высеченными на них эдиктами – посланиями самого Ашоки. Этот великий Царь занимался и другими важными делами, внутри и за пределами своих владений, в частности, направлял в разные страны послов с благой вестью о мире и единстве. Его посланцы достигали Египта, Греции и Македонии. Это значит, что плоды мудрости Будды преодолели культурные границы и барьеры между цивилизациями Запада и Востока задолго до появления Иисуса Христа.
Царь Угодный Богам, Радующий Взор, почитает последователей всех духовных учений…, оказывает дары различных видов.
Но Угодный Богам не ценит такие дары почтения, так как ценит столь нужное взращивание изначальной сути всех духовных течений.
Другим духовным учениям в любом случае следовать оказывать почтение. …
Если кто то поступает наоборот,
то он еще больше вредит своей школе,
а также другим духовным течениям.
Следовательно, единственное, что приемлемо –
это почитать друг друга.
Поэтому все должны прислушиваться
к учениям, проповедуемым другими, ища общее.
Подобные надписи высечены (разными языками!) на полированных каменных колоннах, неподдающихся разрушительному влиянию времени. Никто не может отрицать факт их существования и величия посланий запечатленных в них. Эти послания ясны, недвусмысленны и актуальны до сих пор. Они как будто адресованы нам, предназначены для нашего времени. Таково свойство настоящей мудрости.
Сейчас этой мудрости нам недостает всюду. Идеи, которые извлекают из мрака своего сознания сегодняшние правители и религиозные лидеры, если сравнить их с записями Ашоки выглядят как птеродактили по сравнению с орлами или журавлями. Они безнадежно устарели и неспособны привести к решению огромных глобальных проблем. Главной из них по-прежнему остается столкновение различных цивилизаций и религий, потому что, оно грозит нам взаимоуничтожением в огне ядерной войны.
В мире, где все полагаются лишь на грубую силу, интеллект и деньги, царит коррупция, соперничество, подлог, недоверие, страх. Отсюда - неспособность понять других людей их культуру и мировоззрение. Мы создали цивилизацию, где все являются рабами, из-за слепоты и ограниченности неспособными даже поверить, что можно жить по-другому – в согласии, доброжелательности, взаимопомощи.
У одного из славных сынов украинской земли мастера раби Нахмана есть необычайно светлое пророчество, которое гласит, что в будущем мир будет спасен юношей, молодым человеком, и произойдет это удивительным образом: на музыкальном инструменте, собственного изготовления он будет играть совершенно новые чудесные мелодии.
Каждый может интерпретировать это по своему, но думаю, что не ошибусь, если скажу, очевидно, что нам нужна новизна свежесть и молодость во всем.
Нам нужна совершенно новая музыка и новая партитура для нового мирового оркестра и каждый, безусловно, может стать его исполнителем.