Блог Сергея Филоненка_image

Блог Сергея Филоненка

Возрождение скифской духовности.Модель транснациональной идентичности для Украины

07.05.2014, 17:11

Вот те, которые с древних времён находятся в единстве. Благодаря единству небо стало чистым, земля – незыблемой, дух – чутким, долина – цветущей и начали рождаться все существа. Благодаря единству благородные мужи и цари становятся образцом в мире. Вот что создаёт единство Дао дэ цзин

Процессы, проходящие в  Украине последние годы, ( месяцы и дни) подтолкнули  ее к опасной черте, за которой уже виднеются знаки  возможной катастрофы разделения страны. Основная причина заключается в потере единства и  неспособности найти новую жизнеспособную модель идентичности и направления развития страны из-за утраты глубоких духовных корней. Данная статья  это попытка показать перспективу транснациональной идентичности для Украины на основе возрождения скифской духовности. 

Скифская духовность и ее влияние на формирование цивилизаций Евразии

 Из всех культур Евразии, самой грандиозной космической по духу и планетарной по ареалу распространения, а также  влиянию на последующие эпохи  и имеющей непосредственное отношение к Украине является культура и цивилизация кочевников скифов или саков как называют их в Азии.

В общем можно сказать, что скифская эпоха заняла первое тысячелетие до нашей эры.  Курганы скифов  рассыпаны в степной зоне  Евразии от Дуная, Причерноморья, Кавказа  до Центральной Азии Сибири и Алтая;  от Урала и до Памира, то есть на огромной территории, превышающей размерами любую из когда либо существовавших империй. Влияние скифов обнаруживается в доисторической Азии и средневековой Европе,  на Кавказе, в Иране, Индии Сибири и даже Японии.  Распространение этой культуры было скорее естественным процессом человеческого развития в поисках знаний и мудрости, общения и духовного взаимообогащения, чем военной и культурной экспансией. В  скифских курганах независимо от их локализации обнаруживаются идентичные вещи, что указывает на универсальный характер скифской культуры, несмотря на то, что в эти племена, очевидно, входили разные этнические и языковые группы. 

Греческие поэты, историки и философы сохранили для нас письменные свидетельства о той далекой эпохе.  Геродот посвятил скифам целую главу своей Истории; к слову, известный археолог Руденко, изучающий скифов Алтая упоминал в своих работах об удивительном соответствии материальных свидетельств из курганов с  данными Геродота. 

При раскопке скифских курганов на Алтае в урочище Пазырык  были сделаны сенсационные находки. Благодаря вечной мерзлоте и разреженному воздуху великолепно сохранились части тела погребенных;  на коже рук, ног, плечей ясно виднелись прекрасные татуировки животных, птиц, рыб, украшенные небесными знаками. Наиболее древнее значение китайского иероглифа Вэнь, который означает культуру -   татуировка, так как древние люди, выступающие в качестве носителей эталонных духовных качеств, были татуированы.  

 Кроме того в одной из  могил Алтайских скифов обнаружились различные вещи, которыми пользовался покойный: персидские ковры, китайская колесница, шелковая одежда. Значительная широта коммуникаций и культурного обмена была характерна для скифов и саков Евразии. Известно, что причерноморские скифы тесно контактировали с греками,  и другими народами Азии (во время своих героических походов). Таким образом, речь идет о влиянии саков и скифов на окружающие другие культуры, которые формировались под влиянием скифского духовного космоса. Прежде всего, Греческой, Персидской, Центрально Азиатской, Индийской и Китайской (в целом Дальневосточной) цивилизации.

При чем здесь Китай

Если обратить взор на Дальневосточную цивилизацию, то можно увидеть что духовные учения, лежащие в ее основании Даосизм, Конфуцианство (Буддизм увенчал их) опираются на древние корни. След этот можно проследить в монументальных текстах этих учений. 

 И Лаоцзы и Конфуций искали опору в героических идеалах прошлого. С точки зрения основных  трактатов (Дао дэ цзин и Лунь Юй), оставленных этими Учителями, развитие человечества не  является прогрессом. Духовные качества человека под влиянием создаваемой им материальной цивилизации, деградируют, поэтому постоянный ориентир на древние идеалы  позволяет сохранять стержень духовной культуры. Автор Дао дэ дзин периодически ссылается  на  мудрость древних людей. Конфуций же свято преклоняется перед правителями первых династий, в частности, Чжоу Гуном, считая себя наследником древней культуры Вэнь, хранимой этим Ваном. 

Кто эти древние люди, откуда они пришли, и какую культуру принесли? Это степные кочевники Евразии, аккумулирующие мудрость на протяжении многих тысяч лет, это скифы саки и другие племена.

Фундаментальным отличием этой культуры от культуры древних земледельческих цивилизаций является то, что духовность скифов не связана с каким бы то ни было изначальным мифом или эпосом, как например ведическая цивилизация, или  Библейским мифом о творении.  Поэтому, скифы были общиной, где отсутствовала кастовая система и значительное имущественное разделение. Не случайно Гомер назвал скифов «справедливейшими из людей».

Героический характер скифской духовности был следствием кочевого образа жизни, когда для выживания общины решающими были качества лидера, обладающего особыми  качествами, умеющего общаться с таинственными силами природы, знать, что говорит небо, понимать язык животных и птиц, разбираться в целебных свойствах растений и трав. Кроме того, уметь предвидеть опасность, направлять народ и спасать его от раздоров бедствий и катастроф.

 Таковы были вожди, цари они же шаманы, святые герои. Лаоцзы называет такого человека словом Совершенномудрый, Конфуций – Благородным Мужем. Курган это могила, и в то же время символ вечной жизни такого героя. Благодаря скифам этот идеал широко распространился в Евразии, от Греции до Центральной Азии и Дальнего Востока.

Появление Будды и Его Учения - квинтэссенция скифской духовности

 От героической культуры скифов к Учению Будды ведет прямая линия преемственности, исторически связывающая Центральную Азию и Индию ведь род Будды это один из скифских родов саков (в индийской транскрипции шакьев), мигрировавших в Индию.

Героизм древних людей обобщается и кристаллизуется в идеал бодхисаттвы -  просветленного, жертвующего всем ради спасения других и, таким образом, обретающего совершенную мудрость. Учение Почитаемого Шакьямуни хотя исторически  формировалось на Индийском Субконтиненте, в духовном смысле не опирается на Веды, а является квинтэссенцией мудрости кочевников Евразии, накопленной на протяжении многих тысяч лет, которая как уже говорилось была живой мудростью. Духовные законы скифской общины были перенесены Буддой в правила жизни Сангхи – «общины, тех, кто живет в гармонии и счастье». (В китайской Сангхе до сих пор бытует выражение, что войти в Сангху и стать буддийским монахом значит войти в семью Шакьев) Скифские курганы же на Индийской культурной почве превратились в буддийские ступы, хранящие шариру( как тело) и мудрость Святого героя Будды Шакьямуни.

Скифо-буддийские героические параллели

У греческого историка Лукиана есть  впечатлительные рассказы о жертвенных подвигах причерноморских скифов. Например, о жертве  собственными глазами или жертве детьми для спасения скифа побратима. Эти истории по духу удивительно близки буддийским джатакам Махаяны, которые можно рассматривать  как истории  рассказанные Буддой о реальных древних временах. 

  Прежде всего, типичный  герой буддийских джатак и сутр  это сам  царь, правитель и  вождь народа, который оставляет свое положение и богатство и отправляется на поиски совершенной мудрости. Этот мощный образ, наряду с культом побратимства является одним из самых архаичных идеалов евразийской  духовности. Именно он так восхищал греков  и вероятно, вдохновил Александра Македонского  искать героической удачи в походе на Восток. 

 Скифский царь Анахарсис из Причерноморья (7 век до н.э.) –фигура по величию сопоставимая с Лаоцзы -  реальный исторический персонаж  из Причерноморских скифов  являлся воплощением этого идеала, он отправился учиться в Грецию, где прославился как мудрец и философ,  и затем путешествовал в Передней Азии. Сохранились его высказывания и  письма правителям того времени в изложении Диодора Сицилийского.  Они дают возможность получить непосредственное впечатление о личности царя и его мудрости  и главное об отношении скифов к природе, земле, стране, природным ресурсам, богатству, войне, то есть вполне позволяют понять универсальный характер скифской идентичности или мироощущения. 

Правление Ашоки и Кушанское Царство – первая в истории уникальная модель транснациональной идентичности

 В отличие от монотеистических религий, Буддизм никогда не распространялся насильственно, никогда не подавлял предшествующую духовную культуру, но всегда гармонировал с  существующими духовными традициями.

 Царь Ашока (который правил Индией в третьем веке до нашей эры), бросил завоевания ценой кровавых побед и объединил страну на основе универсальных ценностей Учения Будды. Его послание «о взращивании  изначальной сути всех духовных учений» является важнейшим манифестом, до сих пор актуальным для принятия правительством любой страны, желающим созидать мирную цивилизацию. Ашока направлял в другие страны посланцев с особой миссией мира. Исторические факты говорят о том, что его послы достигали Египта, Греции и Македонии. Однако главным делом Ашоки было строительство  ступ-курганов с заложенными в их основание частицами Шариры Великого Святого Шакьямуни. Многие из них сохранились на территории Индии, Непала и Пакистана, они напоминают нам о древней великой и мирной!!! цивилизации. 

Появление Кушанского Царства в Центральной Азии в первые века нашей эры, ознаменовало начало Золотой Эпохи Евразии. Скифы не только подготовили почву для него, но и непосредственно участвовали в нем в качестве организующего  элемента. Это образование представляло собой древнейшую федерацию разных народов, культур и цивилизаций не только мирно гармонично и цельно существующее, но и приведшее к невиданному культурному расцвету всю Евразию. Греческая и Римская, Персидская цивилизация, а также Цивилизации Индии слились здесь воедино на основе буддизма Махаяны.  Столицей и центром Кушанского царства был нынешний Пешавар, а его границы охватывали современный Афганистан и Пакистан, бывшие республики Центральной Азии, значительную часть Индии.

Быть может отсюда  Иисус Христос принес свою Благую весть (о всеобщем братстве) на Ближний Восток. 

С распространением в Евразии Христианства и позже Ислама  предшествующая культура, имеющая древние корни, была подменена новой идентификацией этих религий, которая очень быстро обрела признаки  религиозной идеологии, не имеющей ничего общего с Благой вестью Иисуса, ни с чистым посланием пророка Мухаммеда. Эта новая религиозная идентичность была использована  Христианской Церковью и Наместниками Пророка для очередного передела мира. Кушанское царство исчезло и  предшествующие Исламу в Центральной Азии, духовные культуры, были тщательно стерты. 

Нам следует избавиться от исторической слепоты и предвзятости и честно спросить себя была ли судьба благосклонна к этим местам после искоренения в них великой культуры, объединяющей без насилия, оружия, этнической и культурной доминанты, разные народы и цивилизации. 

 Судьба скифского наследия в Украине

Что касается истории Украины, после принятия  князем Владимиром  модели византийского христианства, отмеченного тесной связью с институтом государства, здесь,  также как и в Центральной Азии под влиянием Ислама, река древней духовной культуры ушла под землю, вглубь общественного сознания, уступив эпохе внедрения в общественное сознание библейского мифа.  Христианство объявило о новой эре, и прошлая героическая эпоха, так или иначе, оказалась за этой чертой. Но подземная река духа оказалась настолько полноводной, что периодически фонтанировала, напоминая о себе.

Через несколько веков Запорожские казаки стали преемниками скифов: 

 они населяли те же сакральные места и степи по Днепру, были такими же искусными наездниками, так же чтили свободу, законы общины, побратимство, сохраняя уникальную духовную идентичность и образ жизни.

Расцвет Запорожской Сечи можно считать золотым веком Украины, при этом важно отметить, что социальное устройство оставалось общинным, и  не было создано никакого значительного государственного уклада. 

Образ кургана - могилы, занимает одно из центральных мест в наследии Т.Г. Шевченко, его «Кобзаре», и даже посмертным желанием поэта было похоронить его в одном из таких курганов.

Десакрализация скифских святынь 

Процесс десакрализации скифских святынь начался с принятием христианства, которое создало свои новые святыни. Закончился же он в эпоху советского хозяйствования и индустриализации их физическим уничтожением, прежде всего,  Днепра – реки, которая всегда считалась священной (путем затопления  пойменных лугов, вырубкой лесов, строительством на его берегах металлургических заводов, обогатительных комбинатов, атомных электростанций) и распашкой тысяч скифских курганов.

Лекарство Царя Анахарсиса

У скифов не было государства,  они жили общиной и в идее разделения мира, присвоении и использовании земли  и природных ресурсов видели  большую опасность, «земля это общее достояние богов и людей» говорится в одном из писем скифа Анахарсиса.  Вряд ли, они пользовались также понятием национальности, скорее всего, было лишь самоназвание народа  или племени, которое означало просто «мы», или «люди», а также слово «скиф» или «скит» означало люди, которые странствуют, «скитаются».

Но широта их духовных качеств была такой же огромной, как и степные просторы, где они свободно перемещались. Скифы создали цивилизацию, которая без преувеличений стала духовной матерью и учителем для всех цивилизаций Евразии. 

Кризис можно рассматривать, как исполнение скифского пророчества, о том, что разделение земли, то есть ее десакрализация и неумеренное использование природных ресурсов является источником всех бед. Государство, в котором небольшая группа людей распоряжается богатствами земли, в наше время, когда ресурсы планеты почти исчерпаны, потеряло всякий смысл.  Оно не соответствует духу времени и характеру новых глобальных процессов. Кроме того, если говорить об Украине, то в стране, где все земли распаханы, а ресурсы (сырьевые и административные) захвачены, человек лишен свободы и реальной среды обитания, где эта свобода могла быть реализована. 

Существующие идентификации, на которые опирается государство давно устарели, поскольку связаны с древними или современными мифами.  И если миф о неуклонном прогрессе терпит глобальное крушение, то мертвые по-существу мифы, связанные с монотеистическими религиями и родовые мифы по прежнему крепко внедрены или внедряются в сознание большинства людей. 

  Анахарсис сказал сыну греческого царя:

«У тебя флейты и полный кошелек, а у меня стрелы да лук, поэтому ты раб, а я свободный. У тебя много врагов, а у меня их нет вовсе. Если ты захочешь выбросить деньги взяться за лук и колчан и жить вместе со скифами, то и у тебя появятся все наши блага». 

О каких благах говорил Анахарсис? 

«Выбросить деньги» это вызов из глубины веков и пророчество о порочности и несостоятельности цивилизации,  где все продается и покупается. Но поскольку нельзя купить духовные качества, то они заменяются суррогатами, лишь претензией на величие  -  чрезмерным стремлением к материальному обладанию и накоплению. 

«Наши (то есть скифские) блага» - это, напротив, свобода от рабства потребительской цивилизации, разумное использование природных богатств,  чистая жизнь в гармонии с  природой, отсутствие национальных, расовых, религиозных конфликтов и культурное взаимообогащение. 

Модель Кушанского царства является поэтому наиболее  актуальной. 

Вместо того, чтобы порабощать друг друга, используя военную силу экономику, сырьевое давление, и другие рычаги государства, разумнее

в содружестве с другими (странами и народами) создать новую программу сохранения и совместного использования природных ресурсов и развития альтернативных источников энергии, натурального сельского хозяйства а также конверсии военной промышленности. Это позволит высвободить средства для решения важных проблем.

Примеры современной скифской идентичности

Никто из президентов независимой Украины не занимался возрождением скифской духовности: не защищал скифские святыни, в частности курганы от окончательного уничтожения, и не провел прямой линии к важнейшему духовному наследию, которому иногда больше уделяется внимания в  других странах, чем в Украине. Хотя такой проект снял бы конфликтные вопросы национальной идентичности, и открыл бы совершенно новые возможности развития  Украины, став примером для людей в России,  в то же время, нивелируя ее имперскую доминанту. 

Одним из примеров является Казахстан. Национальным символом Казахстана является Золотой Человек – сак из Исыкского Кургана, его статуя возвышается на центральной площади бывшей столицы Алматы, это принято всеми, это объединяет, потому что таковы действительно глубокие корни казахского народа. 

Другой пример – духовное возрождение на Алтае, хотя коренное население алтайцев немногочисленно, но древнюю культуру саков там хранят, считают священной и гордятся подобной преемственностью. 

 Примечательным является альтернативное молодежное движение «скифов» из Воронежа (http://grani.ru/blogs/free/entries/175955.html)

 Его активисты хорошо восприняли транснациональный характер скифской идентичности: скиф это не национальность, а качества духа, это тот, кто не вредит другим людям, а помогает им, не враждует, а дружит,  поэтому  скифом может стать каждый...

Отношение к земле и стране не ограничивается определенной территорией: там где скиф, там и скифия!