О мнимом либерализме в украинском христианстве
Но если, уж с мышлением все так плохо и хочется поставить печать «либерал», «консерватор», либо «фундаменталист», было бы неплохо по крайней посмотреть, что в принципе означают эти термины. То есть, каково их общепринятое значение в мировом религиоведение. Результат будет предсказуем — термин «либерал» используется отнюдь не по назначению. Используется совершенно безграмотно.
Возьмем в качестве примера православное христианство. (Хотя, вероятно похожие процессы есть и в католицизме и протестантизме). В православном христианстве есть группа людей, которых называются «ультрасами» — ультраортодоксами. Их не очень много. Я, например, полгода веду свой ЖЖ о христианстве. И за это время столкнулся где-то с двадцатью подобными персонажами. В то время, как в православной блогосфере (у нее свое название — ортонет) я насчитал более двух тысяч пользователей. Но, эта маленькая группа, увы, весьма немало кричит, то есть создает много шума.
В принципе ничего необычного в таком явление, как «ультрасы» нет. Напомню, что среди учеников Иисуса Христа был один иудейский «ультрас» – святой апостол Симон Зилот (который впрочем, вполне возможно изменился после того, как узнал Христа). Другой вопрос, что именно от этой категории людей все чаще приходиться слышать термин «либерал» по отношению ко всем, кто не укладывается в их жизненную модель и в их видения того, что такое христианство.
«Ультрасы» считают либералами:
— священноначалие церкви (особенно их раздражает глава РПЦ Святейший Патриарх Кирилл и митрополит РПЦ Илларион Алфеев, которых они без зазрения совести называют еретиками),
— любых православных христиан выступающих за диалог с католиками и протестантами,
— любых сторонников так называемого «литургического возрождения»,
— епископа Антония Сурожского, отца Андрея Кураева и еще с десяток на деле весьма консервативных православных проповедников и миссионеров. Да, конечно же, они считают либералом и хуже того, еретиком отца Александра Меня, а епископа Порфирия Успенского и вовсе атеистом,
— тех кто читает Священное Писание с толкованием Лопухина, а не св Феофилакта Болгарского,
— тех кто вообще учит, что надо читать Священное Писание.
Всякий сторонник катехизации перед Крещением – либерал.
Ну, а те, кто выступают (о, ужас!) за перевод Литургии на украинский и русский и службу на этих языках, это не просто либералы, это мрачные либералы.
Не верите? Могу доказать по каждому пункту конкретными примерами.
Господь, не зря называет нас овцами. И не зря называет нас стадом. Овцой быть хорошо, когда у тебя в пастырях сам Господь Иисус Христос. И когда ты слушаешь только Его голос и голос Его Церкви. Но, так уж устроены овцы, что периодически они начинают слушать не Пастыря и Церковь, а свои инстинкты. Например, стадный инстинкт. Поэтому, как только, «ультрасы» начинают оскорблять любого мыслящего христианина, выступающего за возрождение приходской жизни «либералом», церковное большинство подхватывает эту волну и ставит ему то же клеймо. И вот уже и тут и там слышится «либерал», «либерал», «либерал». Либерал Кураев, либерал Шмеман, либерал Алфеев.
(Я полностью принимаю все сказанное и на свой счет. Как только я начинаю идти не за Добрым Пастырем и Его Церковью, а за своевольным стадом, я тоже становлюсь непослушной овцой).
Братья и сестры, давайте просто подымим терминологию и разберемся что такое либеральное христианство. И тогда определим, есть ли вообще в украинском христианстве «либералы».
Вводим «либеральное христианство» в Yandex или Google. Открываем первую же ссылку на Википедию. Читаем:
«Для либерального богословия характерны: акцент на «свободном» (недогматическом) исследовании Библии, широкое использование методов библейской критики, доверие к концепциям современной науки.
В настоящее время понятие либерализма в христианстве не ограничивается специфическим направлением протестантской либеральной теологии, но подразумевает гораздо более широкое явление в богословской мысли… Они затрагивают, в частности, такие аспекты как соблюдение прав человека в пределах церкви, гендерное равенство, права женщин, права сексуальных меньшинств, а также диалог с секулярным обществом и нехристианскими религиями».
Таким образом либеральный христианин, это тот кто:
1. Не верит в богодухновенность Писания.
2. Считает, что Писание лишь частично верно.
3. Увлекается т.н. «библейской критикой».
4. Поддерживает компромисс Церкви и мира, который заключается вполне в конкретных вещах (рукоположение и венчание содомитов, рукоположение женщин и так далее).
Скажите на милость, ну кто из современных украинских православных, католиков или протестантов соответствует этим требованиям? Кто? Назовите хоть одного человека в Украине (или России), кто бы учил такому либеральному христианству?
Мне могут возразить, что те, кто описаны выше это и не христиане вовсе и не могут уже так называться. Я вообще-то тоже так считаю. Но, есть одно «но». А именно Послание святого апостола Павла к Коринфянам. В нем апостол обращается к типичной современной либеральной христианской общине. Где есть и гомосексуализм и феминизм. И все о нем знают и с этим мирятся (а то еще и хвастаются). И апостол обращается к ним, общается с ними (в переписки называет их церковью Божьей), обличает и наставляет их. И исправляет в конце-концов, если исходить из дальнейшей истории Церкви.
Поэтому, либеральное христианство, сегодня в мире есть. Но, к счастью его пока нет в Украине.
Вообще нет.
(Я имею ввиду существующие и зарегистрированные общины, а не пару заезжих доходяг, которые приезжали в этом году «причащать» содомитов).
И называть христиан, которые хотят возродить церковную жизнь и сделать ее лучше «либералами», это все равно что назвать ультраортодоксов «христианскими ваххабитами» или «христианофашистами» (по аналогии с исламофашистами).
Конечно, с точки зрения идеологического штампа это очень эффективно. Вот только правды в этом не будет. И любви тоже.