Христианство и Евромайдан: общее и различное
Я решил поделиться им на христианском портале, потому что понять то, о чем я пишу, могут верующие люди, но никак не настоящие или религиозные атеисты. Под религиозными атеистами я понимаю людей разных конфессий и вероисповеданий, которым религия нужна как инструмент для пропаганды и утверждения своих политических взглядов. Примеры называть не буду, вы их и так знаете. Их полно и в Украине, а в России так вообще пруд пруди.
На мой взгляд, Евромайдан – это протесты в центре Киева в 2013–2014 году, которые привели к отставке Верховной Радой президента Виктора Януковича и, в конечном счете, приходу к власти новой, более прозападной команды. У президента России Владимира Путина при этом не выдержали нервы, и он, опираясь на сбежавшего Януковича, аннексировал Крым и попытался аннексировать Донбасс. Попытка аннексии Донбасса пока сорвалась из-за начавшейся войны и международного давления. Если нейтрально оценивать события, то вот, собственно, все, что произошло.
То есть, Евромайдан сам по себе, с христианской точки зрения, нейтрален. Это политическое событие, приведшее к целому ряду как положительных, так и отрицательных последствий для Украины. Причем как во внутренней, так и во внешней политике. Но это политика. С христианской точки зрения, это просто событие со своими плюсами и минусами. Как, скажем, уход Лота от Авраама. Библия упоминает это событие, но не дает ему категорической оценки, ни в плюс, ни в минус.
Придавать Евромайдану сакральный смысл, окрашивая как в положительные, так и в отрицательные цвета, на мой взгляд, не стоит. Первый вариант оценки я слышал от кардинала Католической Церкви Любомира Гузара. Второй вариант – это оценка протоиерея Андрея Ткачева то ли намерено, то ли ошибочно придавшего Евромайдану антихристианское значение, а после его победы и вовсе уехавшего в Москву.
Вопрос в том, что на Евромайдане было всё как в жизни.
Я не хочу оценивать Евромайдан с точки зрения логики, здравого смысла, экономики, политики, геополитики и так далее. Это, на мой взгляд, бессмысленно делать сейчас. Да и спрашивать надо не у меня.
Я хочу выделить десять пунктов, которыми мне, как христианину, близок, понятен и по-своему дорог Евромайдан. Есть еще три пункта, которые мне в нем не нравятся. Как обычно, попытаюсь опираться в своих рассуждениях на Библию.
Итак, что хорошего я, как христианин, нахожу в Евромайдане?
I. Свобода
«К свободе призваны вы, братия…» (Гал. 5:13).
Я считаю, что главная причина, по которой люди вышли на улицы, это политика прежней власти, хорошо описанная в Библии в 3 Царств 12:3–15: «И говорил он по совету молодых людей, и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (ст. 14).
Янукович непрестанно усиливал репрессивную машину власти, закручивая и закручивая гайки. Милиция, СБУ, налоговая, проверяющие разного рода и Генпрокуратура при нем были органами, которые занимались пытками, грабежом и издевательствами над собственным народом. Самый вопиющий пример – Врадиевка. У МВД, СБУ, судей, прокуратуры была одна цель: защищать власть от собственного народа. За это власть как бы позволяла им собирать с этого народа дань в виде взяток и поборов.
Апогеем этого сговора, между хозяином и надсмотрщиками, было решение жестко избить на тот момент беззащитных студентов на Майдане в ночь на 30 ноября. Фактически, этим власть показала, что мы не имеем права даже на мирный протест, не имеем права не только лучше жить, но и мечтать о лучшей жизни. По сути, Янукович поставил украинцев в позицию рабов и предложил им забыть не только о своей свободе, но даже о мечте о свободе. Если сказать грубо, то он вернул рабство. В начале ХХІ века. В центре Европы.
Я сейчас не говорю о том, как Украина живет при нынешней власти. Это тема отдельного и отнюдь не легкого разговора, но при Януковиче было именно так, как я написал выше. И именно против этого выступили протестующие.
Человек должен быть рабом только Бога. Когда другой человек делает его рабом, то претендует на место Бога – это и есть язычество в чистом виде. На осознание этого факта у христиан ушли столетия. Янукович его так и не понял. Люди, которые вышли на Евромайдан, пусть интуитивно, но поняли. И в этом они правы. И в этом христианская правда Евромайдана.
II. Достоинство
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
Еще одна базовая вещь, которую сложно понять людям со средневековым мышлением: Бог ценит и любит каждого человека. И, если Сам Бог нас любит и ценит, тем более, мы должны относиться с уважением к любому другому человеку и видеть в нем образ Божий.
Систематическое уничтожение человеческого достоинства характерно для многих режимов. Рамзес II, Салманассар, Тиберий, Нерон, Диаклетиан, Гитлер, Сталин, да мало ли было гонителей веры и врагов Бога, которые ставили человеческое достоинство ни во что. Украинские власти давно были в этой плохой компании, но Янукович оказался к ним близок, как никто другой.
Достоинство человека – это признание того, что он создан Творцом и по Его образу и подобию. Это значит видеть в другом человеке божественную искру и через ее признание и познание открывать Творца. И, конечно, выступить за человеческое достоинство, я подчеркиваю за достоинство, а не за гордыню, это богоугодное и христианское дело.
III. Справедливость
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Поступал ли Янукович, чья семья за годы его власти баснословно обогатилась, с украинцами так, как хотел бы, чтобы поступали с ним? Поступали ли так Владимир Рыбак, Николай Азаров, министры, главы ведомств, чьи семьи и они сами стали мультимиллионерами? По-моему, ответ очевиден.
Еще раз повторяю, я сейчас не говорю о нынешней украинской власти. Это тема отдельного разговора.
Но, совершенно очевидно, что люди, выступившие с протестом против несправедливости, поступают по-христиански. Именно благодаря своим христианским воззрениям и понятиям, что справедливо, а что нет, Уильям Уилберфорс добился отмены рабства. Просто потому, что рабство не соответствует «золотому правилу», данному Самим Господом Иисусом Христом.
Именно христиане основали крупнейшие правозащитные организации в мире, в том числе, например, и Amnesty International. Почему? Потому что они видели несправедливость и стремились ее исправить, то есть сделать мир лучше, как, собственно, и учил Иисус Христос.
Поэтому, все, кто вышел на Евромайдан, поскольку искал справедливости, были движимы самыми что ни на есть христианскими побуждениями. И в этом отношении Евромайдан был действительно правильным движением.
IV. Прогнившая система
Я просто хочу напомнить фразу из моего интервью от 14 мая 2013 года, которое было опубликовано на РИСУ: «Мой друг протоирей Андрей Ткачев любит говорить, что в Книгах пророков все изложено не только о древнем Израиле, но и о сегодняшней Украине. Если кто-то из властных мужей думает, что епископы им улыбаются, мол, все хорошо, они очень сильно ошибаются. Епископат понимает, что властные мужи уничтожают государство: поддерживают неправедные прокуратуру, суды, милицию; поощряют коррупцию и воровство, от чего нищих становится все больше и больше. И вообще, Украина – первая в Европе по темпам роста СПИДа; одна из первых по темпам роста онкологических заболеваний; одно из ключевых мест по распространению героина; страна, где дети чиновников разъезжают на Lamborghini, а на лекарства онкобольным детям в бюджете нет денег. Вся эта несправедливость вопиет к Богу. И если мы не одумаемся, не возьмемся за то, чтобы поменять ситуацию: не создадим честные прокуратуру, суды, милицию, как требуется в Библии, не знаю, что будет дальше. (Честные суды, МВД – самое страшное, что может быть для нынешней системы власти). Когда Всевышний судил древний Израиль, то отдавал их, например, в руки ассирийцев. Даже у кого-то из пророков было, мол, Боже, кого Ты послал к нам?! Если бы более праведных, чем мы, а то варваров с севера – чтобы Израиль судить?! Если придут варвары с севера, Вы понимаете, о ком я говорю, и Украины больше не станет, то это будет последствием как раз того, что у нас сейчас происходит. Я не призываю никого к бунту, но, по крайней мере, мы можем молиться. Хотя бы молиться и просить Бога изменить ситуацию».
Хочу напомнить, что тогда протоиерей Андрей Ткачев, с которым я действительно дружил, очень резко отзывался о Януковиче и обо всем происходящем в стране. И подчеркивал, что все происходящее в Украине напоминает нечестие израильтян, описанное в Книгах пророков.
Что с ним случилось спустя год, почему он изменил свое мнение, я не знаю. Я вообще потерял много друзей и братьев во Христе в результате произошедших за год событий. Из 10 верных УПЦ (МП) на фото под моим интервью пять человек поддержало Евромайдан, а пять выступило против. Все, что произошло потом, напоминает дурной сон. Но об этом как-то в другой раз.
Я знаю, что система, которую строили в Украине много лет подряд все предыдущие режимы, прогнила. И потому была обречена на провал. Это витало в воздухе. Это можно было пощупать руками. Всё, что происходило с Януковичем и с так называемой его Семьей, можно было назвать двумя словами: Валтасаров пир.
V. Молитва
«…много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).
В самые сложные моменты на Евромайдане множество людей объединялось в молитве. Люди становились на колени перед Богом в едином порыве. Монастыри открывали свои ворота для спасения преследуемых, а монахи помогали ухаживать за ранеными. Люди читали Библию, молились, каялись и в самые безнадежные моменты все свои чаяния и упования обращали к Богу.
Да, был и другой Евромайдан. Были бутылки с зажигательной смесью и булыжники, протестующие применяли огнестрельное оружие против силовиков, были пьяницы, городские сумасшедшие и трусоватые политики. Но это ничего не меняет.
В критические моменты, в самые сложные и ответственные часы, Бог вмешивался и незримо действовал среди людей. Я уверен, что и крови могло быть больше и события могли развиваться намного драматичней. Война могла быть не только на Донбассе, а и по всей стране.
Можете мне не верить, но мое мнение: если бы не молитвы тысяч людей, у Евромайдана ничего бы не вышло. Все это можно было буквально пощупать руками в те редкие моменты, когда Небеса вмешивались и на площади происходили чудесные вещи.
VI. Жертвенность
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Когда смотрю кадры расстрела Небесной сотни, я раз за разом поражаюсь увиденному. В людей стреляют в упор, их расстреливают прямой наводкой, а они продолжают подбегать друг к другу, чтобы помочь вытащить друга, чтобы закрыть щитом, который не спасает от пули истекающего кровью побратима… И падают, падают один за другим.
Давайте вспомним, сколько людей в едином порыве поднялись для того, чтобы обеспечить Евромайдан провиантом, теплой одеждой, палатками, медикаментами да вообще всем необходимым. Восемь из десяти моих знакомых киевлян, так или иначе, помогали Евромайдану. Это было массовое, бескорыстное, искреннее движение.
Давайте добавим, что после этого мы получили самое мощное на сегодня волонтерское движение на просторах Европы, и помножим на стремления людей: свобода, достоинство, справедливость. Что мы получим? Движение, очень близкое к духовному возрождению. Если добавить в его центр Иисуса Христа, то, собственно, это и будет духовное возрождение в чистом виде. Христа прямо пока никто не добавил, но шанс есть…
VII. Волонтеры
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).
Все волонтерские движения начинались в Европе исключительно как христианские. В ХІІ веке в Голландии возник орден бегинок, который, в каком-то смысле, был прародителем волонтеров по всему миру. А потом понеслось. Особенно преуспели в волонтерстве голландские, швейцарские и английские христиане в ХІХ – начале ХХ вв.
Помощь раненным на Евромайдане, помощь беженцам и пострадавшим от войны и есть проявление той сам любви к ближнему, которую от нас ждет Бог.
Контроль за вороватыми чиновниками, борьба с коррупцией, уборка улиц, помощь немощным и малоимущим, помощь больным детям. Множество нужных волонтерских движений, так или иначе, вышло из Евромайдана. И это большой плюс этого явления. Можно сказать, что Евромайдан создал гражданское общество, а можно сказать, что просто открыл доброе в некоторых «самарянах».
VIII. Открылась ложь России
«Ваш отец диавол… он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Как-то я был на Майдане вместе с инокиней Евгенией (Марией) Сеньчуковой, которая живет сейчас в Магадане. Как специально, на сцене стояла делегация российской оппозиции. Ведущий и украинские участники Евромайдана распинались: мы за братский российский народ, мы не против России и так далее…
В России на телевидении в тот же вечер Евромайдан поливали помоями и откровенной ложью. Говорили о русофобских настроениях и угрозе. Об этом прямо с амвона говорили в православных храмах, шептались в баптистских и других протестантских собраниях.
Конечно, в нашей стране хватало неумных и наивных людей, которые скакали, рассказывая, что они «не москали», подливая масла в огонь ненависти, зажженный в сердцах россиян кремлевским бесом. Но это глупость.
А вот то, что сделали российские СМИ, в принципе, может иметь только одно объяснение: бесноватость.
И именно насколько я ненавижу эту ложь российской власти (а СМИ в России – это часть властного аппарата), настолько я люблю Евромайдан. Обратно пропорциональная реакция. Некий иммунный механизм, заложенный в христианина: когда на кого-то нагло лгут, ты становишься на сторону оболганного.
IX. Мы ушли с кладбища
Это скорее не аргумент, а ощущение. Когда я читаю о том, что сейчас происходит на оккупированных территориях Донбасса, о том, что творят командиры террористов, у меня такое впечатление, что люди там живут на кладбище. Каждый в своей могилке, из которой они даже подняться не имеют права.
В любой момент любой человек может быть арестован и доставлен в подвал для пыток.
Ты не согласен с генеральной линией? Пытки.
Ты поддерживаешь Украину? Пытки.
Ты не являешься верным Московского Патриархата? Ты католик? Баптист? Гонения. Возможно, пытки. Расстрел, как в Славянске.
В конце концов, ты не имеешь связей среди верхушки террористов или у их московских покровителей и у тебя есть дорогое имущество? Реквизиция. Пытки. Расстрел.
Недавно я увидел фото разграбленного дома одного из луганских прокуроров. Его и его семью «пустили в расход», а в дом въехали пьяные террористы. Мне впервые в жизни стало жалко прокурора. Я представил, что этот человек, пусть безвкусно, но обставил свой дом, расставил фотографии, обустроил быт. Кто-то его любил, кто-то приходил в гости. А его, как собаку, вместе с женой вывели на улицу и пустили в расход наркоманы, имеющие несколько ходок и вооруженные до зубов кремлевским сатаной.
Если всерьез об этом задуматься, в воздухе повиснет запах трупов, а к горлу подкатится комок. Это кладбище, а не территория.
О случае убийства протестантов в Славянске я даже говорить не хочу. Кстати, Славянск стал одним из городов, который украинская армия смогла освободить, и Бог, фактически, изгнал оттуда «Русскую православную армию», устроившую расстрел протестантских служителей. Как вы думаете, почему?
«Если долго звать Сталина – он придет за тобой», – так сформулировал происходящее в «ДНР» и «ЛНР» донецкий журналист Денис Казанский.
Если долго звать сатану – будешь жить на кладбище. Дух зла несет с собой только мертвечину.
Безусловно, если бы Евромайдана не было, а Янукович остался у власти, то сразу же в Украине ничего подобного не случилось бы, но постепенно к тому бы шло. Ведь даже из лидеров террористических организаций «ДНР» и «ЛНР», по крайней мере, половина выходцы из Донбасса и люди, близкие к Януковичу.
То, что сейчас происходит на Донбассе, в каком-то смысле подтверждение этих самых жестких тенденций прошлой власти, того, что в ней было заложено. И потому, когда Евромайдан встал против такой власти, он был прав.
X. Революция изнутри
Я знаю множество людей, которые перестали давать взятки после всего случившегося. «Как я могу это делать, когда за то, чтобы победить коррупцию, погибла Небесная сотня», – вот главный аргумент.
Я знаю людей, которые стали напрямую связывать евангельские истины со своей повседневной жизнью после Евромайдана. Людей, которые стали менять мир вокруг, делая его справедливей, чище и правильней. Сразу оговорюсь, что среди политиков и украинской власти я знаю очень мало таких людей. Они есть. Но их катастрофически мало.
Настоящие перемены наступают изнутри. Это называется духовным возрождением.
Евромайдан был, наверное, первым из протестных движений, который провозглашал революцию изнутри. Безусловно, это положительный результат.
Я перечислил все то хорошее, что принесли протесты 2013–2014 года. Теперь расскажу о том, что мне не нравилось в Евромайдане.
О мошенниках, грязи, городских сумасшедших и прочих особенностях любого протеста говорить не стану, в принципе, это мелочи. Да и было их не так много, все-таки организация была довольно неплохой. Конечно, тот, кто хотел увидеть грязь, ее увидел. Но есть принципиальные вещи, которые для меня, как для христианина, неприемлемы. Поговорим о них.
1. Ожидание мессии, или «Україна понад усе»
«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25,26).
«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3).
Проблема многих (слава Богу, не всех) украинцев – это постоянное ожидание мессии. Это отражается в надежде на то, что «вот он придет и порядок наведет». Но, Мессия был только один. А тот, другой, кто назовет себя так же, вообще-то, окажется антихристом.
Заметьте, спустя месяц-другой после появления очередного лжемессии в Украине наступает жесткое похмелье. Так было с Виктором Ющенко, Юлией Тимошенко, Петром Порошенко, Арсением Яценюком, Игорем Коломойским, Олегом Ляшко. Так будет с Михаилом Саакашвили.
Вместо того чтобы полагать все надежды на Бога, жить согласно Евангелию в единении с Ним, молиться так, будто все зависит от молитвы, а работать не покладая рук так, будто все зависит только от работы. Вместо того чтобы просто самим менять жизнь к лучшему, народ все время надеется на лжемессий.
Евромайдан в этом смысле был много лучше Майдана–2004. Там кричали «Ющенко!», здесь, слава Богу, ко всем лидерам относились одинаково скептически.
Единственное исключение, пожалуй, слоган «Україна понад усе». Место коллективного мессии заняла Украина, которая не является Богом и никогда им не станет. Обожествление земли – высшая степень язычества. «Христос понад усе!» Хотите строить успешную страну? Зарубите это себе на носу.
В этом смысле христианский посыл Евромайдана, посыл о справедливости, жертвенности и свободе резко контрастирует с посылом на обожествление родной земли.
Страна и земля это не Бог. Более того, Бог ревнив. И за то, что кто-то любит кого-то или что-то больше, чем Его, Бог склонен это что-то забирать. Важно это помнить.
Хотите, чтобы у вас не осталось Украины? Обожествляйте ее и ставьте выше Бога и христианства. Верный способ лишиться родной земли и родной страны.
Не хотите? Сосредоточьтесь на главном. А именно на построении христианского, евангельского, справедливого, процветающего общества на нашей, Богом данной земле. Этим вы сделаете для Украины намного больше…
Кстати, русские в этом смысле намного хуже украинцев. Их мессии – Сталин и Путин – и вовсе прямо походят на антихристов. Нет на свете народа, который быстрее примет дьявола, чем русские. Они будут первыми в очереди. История последнего времени это четко подтверждает. Роман Федора Достоевского «Бесы», совершенно очевидно, имеет современных героев. Верховенский, Шигалева, Толкаченко, Виргинский – это не кто иной, как Гиркин, Бородай, Малофеев и прочие убийцы ради «высоких идей». Родила их уродливая, жестокая и больная страна с разложившимся, в общем-то, обществом.
2. «Маски сорваны, верить некому»
«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:11).
Как неизбежное следствие первого пункта – разочарование и уныние, которое поселилось в сердцах людей. Стих поэтессы Аллы Дмитрук «Маски сорваны, верить некому» как раз об этом.
Но верить всегда есть кому. И этот кто-то – Господь Бог Иисус Христос. Просто дом свой надо строить не на песке, а на камне. На Краеугольном Камне. Тогда и разочарований не будет.
Кстати, строки Аллы Дмитрук, которые прозвучали, правда, уже после Майдана «Никогда мы не будем братьями», тоже не совсем верны. Любой настоящий христианин (подчеркиваю, настоящий) мне брат вне зависимости от того, русский он, араб, армянин или китаец.
Мы, украинцы-христиане, всегда будем братьями с русскими-христианами. Но только с христианами, а не с выдающими себя за таковых православно-ФСБешными бесами.
3. Стрельба, камни и бутылки с зажигательной смесью
«Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пет. 3:9).
Самый сложный вопрос. Сложный, потому что, если бы моего друга или близкого человека кто-то убил, я бы тоже взялся за оружие.
Я понимаю умом, что убить 13 сотрудников внутренних дел 18–20 февраля было явно лишним. Я понимаю, что, стреляя по роте «Беркута» из отеля «Украина», протестующие только раздразнили этих людей, у которых оружие и экипировка были намного лучше, опыта больше, а также имелся приказ действующей тогда власти, развязывающий руки.
Но надо понимать, что, до того как начали стрелять по «Беркуту», десятки мирных протестующих уже были убиты, замучены или подверглись жесточайшим пыткам со стороны милиции и «титушек». Насилие порождает насилие.
Я не оправдываю тех, кто стрелял по милиции на Евромайдане. Это невозможно оправдать. В этом смысле очень сильно удивляет позиция христиан, которые пытаются оправдать не христианские вещи.
Приведу пример. В Библии четко сказано: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17) и «Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь Бог твой дает тебе во владение» (Втор. 19:14), «Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27:17). Очевидно, что это касается и аннексии Крыма тоже.
Мне часто доводилось слышать от тех, кто живет в России и называет себя верующими христианами, объяснения вроде: «все границы условны», «при СССР Крым отдали случайно», «это люди Крыма проголосовали» или «Путин вынужден был забрать Крым, чтобы американцы не разместили там системы ПРО».
Это все оправдание греха. «Не возжелай» – значит, «не возжелай». «Не нарушай межи» – значит, «не нарушай межи». И никак иначе. Оправдания тому, что произошло с Крымом, – нет. Как нет оправдания и стрельбе по милиции.
Конечно, с точки зрения христианина, самое правильное место в самые острые моменты – на нейтральной полосе или между протестующими, где стояли многие мои друзья, скажем, протоирей Георгий Коваленко или журналист Влад Головин. Христианин мог участвовать в мирном протесте, помогать раненым, молиться, в конце концов. Но, скажу честно, если бы у меня убили или пытали близкого, я бы не был на нейтральной полосе. И я применил бы оружие в ответ. Поэтому, понимая, как правильно, не могу, тем не менее, ничего сказать в адрес тех, кто поступил неправильно, взяв в руки булыжники, бутылки с зажигательной смесью и винтовки. Сам поступил бы так же.
Сразу скажу, по моему личному мнению, насилие, которое произошло на Евромайдане, и насилие, которое произошло на Востоке Украины, по многим причинам имеет разный механизм и корни. Я не буду говорить о политической разности протестов за смену власти и отделения от страны. Если провести аналогии с больным, то первый рецепт предполагает лишь смену лечащего врача для единого организма. А второй – тотальную ампутацию всех движущихся конечностей. Захват административных зданий на Востоке часто осуществлялся не разношерстной толпой из протестующих, политиков местного разлива, националистов, а действующими сотрудниками ГРУ ГШ ВС РФ (вспомним «поребриков»). Это все равно, что здание мэрии на Крещатике захватил бы отряд Seal Devgru United States Navy без распознавательных знаков.
Но оставим политику политикам. Поговорим о поступках народа.
На Евромайдане вначале был разогнан мирный митинг студентов, затем в попытке подавить восставших пошли похищения, пытки и первые смерти протестующих. Ответные же смерти милиции по официальным данным появились лишь спустя три месяца протестов, то есть 18 февраля. Даже если приписать две странные смерти милиционеров возле их общежитий протестующим, все равно они погибли лишь в конце января, когда было убито множество «евромайдановцев» и в ответ на эти убийства. Подчеркну: до этого не убили ни одного человека с противоположенной стороны.
В Восточной Украине с первых дней выступлений стали убивать безоружных людей, которые имели противоположную сепаратистам гражданскую позицию. Например, «ЛНР» была создана только 11 мая, активная фаза АТО началась вообще 15 мая, а еще за две недели до этого, 17 апреля был зверски убит украинский народный депутат Владимир Рыбак, который в тот день попытался установить государственный флаг Украины на здании Горловского горсовета.
Разница в том, кто сеял ветер, а кто пожинал бурю. Очевидно, что на Майдане сеяла ветер тогдашняя власть, подавившая мирный протест студентов, а затем начавшая убивать активистов. Она же получила в ответ «бурю» – максимальное ожесточение в обществе. В «ДНР» и «ЛНР» ветер посеяли «Бесы», «Гиркины», «Бэтмены», прямо руководимые из России по прямому указанию/согласованию с президентом России Владимиром Путиным. К сожалению, бурю пожали все, включая и жителей Донбасса, поддержавших насилие, выйдя на митинги, и те, кто его не поддержал, и остальная Украина, чьи дети пошли сражаться с сепаратистами и российскими военными и гибнуть на войне.
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7:16). В этом смысле происходящее на Донбассе: насилие, преследование протестантов, отсутствие всякой свободы, убийство и пытки со стороны «МГБ» и «НКВД», грабеж и мародерство с их стороны – это и есть плоды. (Это ж хватило мозгов назвать свои карательные сборища именами организаций, уничтоживших в XX веке рекордное количество православных христиан.) Гнилые плоды заезжих «бесов», кремлевских демонов и тех местных жителей, кто их поддержал.
Плоды же в нашей стране пусть много лучше, но, мягко говоря, далеки от идеалов Евромайдана. Это повод задуматься о том, что пошло не так и исправить ошибки.
Обвинять же тех, кто вышел на Евромайдан с мирным протестом, в том, что из-за них случилась аннексия Крыма и война на Востоке Украины, это все равно, что обвинять ранних миссионеров в том, что они «спровоцировали» гонения на христианство в Римской империи. То есть, путать жертву и палача.
Вот вкратце и все. Остается только добавить, что действительно важно молиться, чтобы то лучшее, что было в Евромайдане, победило. А все плохое ушло прочь и осталось в прошлом.