"Хоббит-крестоносец" (Блог Виктора Заславского)_image

"Хоббит-крестоносец" (Блог Виктора Заславского)

ПАМЯТНИК ВСЕМ. Впечатления от одного памятника на Львовщине

11.06.2006, 13:54

К вопросу о нетерпимости на Западной Украине

Есть во Львовской области село Страдч. Возникло село на горе, на пепелище древнерусского города, сожженного монголо-татарами во времена Батыя. От древнерусского города сохранились поросшие соснами валы и пещерный монастырь в склоне горы. Монастырь сейчас – важная греко-католическая святыня, сюда съезжаются паломники со всей Украины и не только. На самой же горе стоит старая часть села, греко-католическая церковь и кладбище, где среди надгробий прошлого и позапрошлого веков проглядывают кресты восемнадцатого века, семнадцатого века. У главного фасада церкви стоит большой крест, а под крестом – плита с множеством имен и дат.

Немало пропутешествовав по Западной Украине, я решил, что передо мною очередная братская могила сечевых стрельцов (украинский легион в австрийском ландвере, провозгласивший в ноябре 1918 года Западно-Украинскую Народную Республику, иначе ЗУНР). Еще это могла бы быть братская могила «бандеровцев» - партизан УПА (Украинской Повстанческой Армии, сформированной в 1942 году на Западной Украине и сражавшейся против нацистов до 1944 года и против коммунистов – до начала шестидесятых). Таких братских могил и памятных крестов по селам и городам Галичины стоит немало – здесь их считают прежде всего борцами за свободу Украины. Однако, присмотревшись, я увидел, что даты смертей варьируют от 1919 года до 48-го, а напротив имен стоят еще приписки – «УГА», «РА», «УПА», «мученик за віру».

«Мучеников за веру» оказалось двое – блаженные отец Николай Конрад и дьяк Владимир Прийма. Об этих двух я знал – Конрад был профессором богословия во львовской греко-католической семинарии, которого митрополит Андрей Шептицкий после закрытия семинарии советской властью отправил в село подальше от глаз НКВД, а Прийма был местным сельским дьяком, который помогал о. Николаю Конраду. Конрад и Прийма шли исповедовать больного, но по дороге их убили НКВД-шники – не смог спасти Шептицкий профессора от всевидящего НКВД…

«УГА» - это Украинская Галицкая Армия, бывшие сечевые стрельцы, вооруженные силы ЗУНР, сражавшиеся против поляков. «УПА» – ясное дело, Украинская Повстанческая Армия, а вот «РА» могла только «Радянська Армія» – Советская Армия, куда, естественно, забирали молодых парней и из Страдча.

Мясорубка гражданских войн и репрессий, через которые украинские земли прошли в первой половине 20 века, втянула в себя и профессора богословия, и полуграмотного дьяка, и несколько десятков ребят, которым добровольно или по принуждению пришлось сражаться на разных фронтах и с разными целями. Кто-то сознательно шел кровью добывать свободу Украины, кто-то был увлечен красивыми словами и мундирами, кого-то забрали в армию насильно. Но все они были зарыты в одну землю. Смерть примирила всех. И у каждого из них были в Страдче семья, друзья, родные, которые помнили о них, а кто-то – помнит и сейчас.

Вечером, уже дома, я перечитывал булгаковскую «Белую Гвардию». А именно – эпизод, где Алексей Турбин видит во сне рай, а в нем – погибших друзей: белогвардейцев, офицеров гетманской армии, царской армии. И в раю Бог отводит отдельное место для большевиков, погибших при штурме Перекопа. Вряд ли в раю будут перегородки между отделением для красноармейцев и повстанцев, между сечевыми стрельцами и польскими «орлятами» – людские перегородки до неба не доходят, и Бог смотрит на сердце человеческое, а не на погоны. И жители Страдча это понимают – потому и сделали памятник всем погибшим односельчанам, мученикам за разные веры, солдатам разных армий.

Конечно, боровшихся за независимость Украины «бандеровцев» в Галичине почитают куда больше советских «воинов-освободителей», вслед за которыми пришли репрессии, коллективизация, продразверстки и прочие радости советской жизни, но и о подвиге красноармейцев никто и не думал забывать. Уважение к одним не значит презрение к другим. Неоднозначность и сложность пережитой эпохи видна невооруженным глазом, и взаимное уважение и принятие – один из наилучших способов «залечить раны отечества», как говорили в этих краях в семнадцатом веке.

Галичане в большинстве своем это понимают, и ветераны советской армии пользуются здесь не меньшим почетом, нежели тридцать лет назад. Все так же они надевают награды на День Победы, все так же их поздравляют и возлагают цветы на солдатские могилы, и зажигают на могилках лампады – не по-советски, зато по-христиански и по-галицки. А 14 октября надевают награды ветераны УПА. И на застольях люди здесь часто поют стрелецкие песни времен Украинской Народной Республики – «Гей, Січ іде», «Повіяв вітер степовий», «Ой, на горі, на Маківці». А часто и повстанческие – «Йшли селом партизани», «Зголосився комар до повстанців», «На покинутих згарищах».

Память, история и смерть объединяют всех, и украинская культура и история прекрасны своей разнородностью. Все больше людей в Украине начинает со временем это понимать. Наверное, раньше и лучше других поняли это жители села Страдч. Все-таки живут они на святом месте, орошенном кровью героев и мучеников и тринадцатого века, и двадцатого.

Последние новости

Вчера
13 июня
12 июня
11 июня
10 июня