Религиовед, религиозный журналист, сооснователь Cerkvarium, Директор Центра религиозной безопасности
Предыстория. Верховная Рада еще в конце прошлого года приняла законопроект № 5309 о переименовании религиозных организаций, центры которых находятся в стране агрессоре. Заключительными и переходными положениями указано, что Минкульт, как государственный орган по делам религий, в течение месяца проводит религиоведческую экспертизу и формирует перечень религиозных организаций, которые должны изменить название.
Еще раз. Минкульт обнародовал перечень церквей, которые должны переименоваться, потому что его заставила это сделать Верховная Рада, как единственный законодательный орган страны.
Между тем депутаты из «Оппозиционного блока» и отдельные представители группы «Возрождение» подали обращение в Конституционный суд с требованием признать закон неконституционным. Коллегия судей решила открыть производство. Сейчас идет подготовка к его рассмотрению.
Зная продолжительность рассмотрения дел в Конституционном суде в Московском патриархате решили подстраховаться. Дело в том, что 27 апреля истекает срок до которого церквям надо было изменить название, Верховная Рада дала на это 4 месяца для епархий, а общинам и вовсе отведено 9 месяцев. Конституционный суд вполне может не успеть рассмотреть это дело и потому УПЦ (МП) подала собственный иск.
Они обратились в Киевский окружной административный суд, который имеет противоречивую репутацию. Там уже не один год затягивается рассмотрение дела по «Десятинному МАФу» ‒ захвате земли представителями Московского патриархата в Национальном заповеднике возле фундамента исторической Десятинной церкви. А судья Вовк, тот который рассматривает дело о переименовании, перед выборами признал незаконной национализацию Приватбанка, удовлетворив иск Игоря Коломойского.
Так вот, Киевский окружной админсуд пока только приостановил действие приказа Минкульта, а не отменил его. По логике судей это нужно для обеспечения прав истца. Поскольку в случае, если до 27 апреля не будет изменено название истец потеряет правомочность юридического лица. То есть теперь дедлайн переименование отложен на неопределенный срок, что фактически означает приостановление процесса.
Однако по моему мнению это дело проигрышное и единственная его цель ‒ затянуть процесс переименования пока свое решение не вынесет Конституционный суд. Дело в том, что УПЦ (МП) просит признать противоправными действия Минкульта по установлению и обнародования перечня религиозных организаций, которым нужно изменить название. Однако, обнародование этого перечня требует Закон, это норма, которую приняла Верховная Рада. Нельзя признать противоправными действия предусмотренные Законом. Минкульт здесь выступает лишь исполнителем того, что ему прописали делать законодатели. Фактически в этом деле ненадлежащий ответчик и нормальный судья отказал бы в открытии производства. Однако не в Киевском окружном административном суде.
Вообще выглядит странно, что церковь Московского патриархата выступает против того, чтобы ее называли церковью Московского патриархата. Более того, до 2014 г. эта религиозная организация всячески гордилась своей принадлежностью к Москве и постоянно об этом напоминала. Когда выявлять принадлежность к Москве стало не популярно, то в УПЦ (МП) изменили тактику и теперь всячески сопротивляются тому, что их называют Церковью Московского патриархата.
Более того, когда российские власти в 2011 г. приняли закон о том, чтобы все религиозные организации указывали свое полное название, то Московский патриархат не только не протестовал против этого, но и поддерживал действия власти. Главный юрист РПЦ инокиня Ксения (Чернега) тогда говорила, что действия власти направлены на предоставление гражданам максимально полной и достоверной информации о вероисповедании религиозных организаций.
Когда же такая же мотивация побудила украинских законодателей принять соответствующее решение, то Московский патриархат рассказывает о не конституционности таких действий.
Двойные стандарты ‒ это вероятно единственная стабильная вещь в Церкви Московского патриархата.