Блог Константина Тетерятникова_image

Блог Константина Тетерятникова

Многодетный отец, пастор домашней церкви, христианин с маленькой буквы.

Почему богословие оказалось на обочине интеллектуальной жизни?

10.06.2020, 12:05
фото книги - фото 1
фото книги
Краткий анализ книги "Богословие в постхристианском мире" евангельского богослова из Британии Джошуа Сьорла.

В феврале 2020 года в трех городах Украины состоялась презентация книги «Богословие в постхристианском мире» молодого британского богослова Джошуа Сьорла. Автор говорил о печальном положении современного евангельского богословия, которое оказалось неспособным отвечать на вопросы, которые волнует общество. Богословие, которое когда-то считалась «царицей наук» сейчас находится в жалком положении аутсайдера, занимая маргинальное положение не только в обществе, но и в церковных структурах.

Почему богословие оказалось в таком состоянии и как выйти из существующего кризиса и задался ответить на эти вопросы Джошуа Сьорл в своей книге. Автор начинает свое научное исследование с определения понятия богословие и акцентирования внимания на той стороне богословской деятельности, которая практически не использовалась богословами. Речь идет о пророческой функции знания о Боге. Автор указывает, что отсутствие пророческого составляющего делает богословие слабым, комфортным и практически неэффективным.

Джошуа Сьорл обращает внимание на падение интереса к богословию и его неспособность конкурировать в современном академическом мире. Постмодернизм заставил по-новому посмотреть на веру и истину, тем самым обнажив внутреннюю проблему богословия, связанную с акцентом на догмах и верованиях. То есть, богословие, вместо того чтобы быть живым словом о Боге, для современного постмодерниста, стало мертвым словом скучных доктрин, в которые мало кто уже верит, а постоянные богословские споры только крадут драгоценное время и лишают церковь возможности адекватно принести истину для современного общества.

Автор этой книги попытался показать новое начало для богословия в постхристианском мире, которое заключается в переключении внимания с церкви на Божье царство. Экклезиоцентризм, который постоянно присутствовал раньше, сыграл злую шутку для церкви. Вместо того, чтобы провозглашать вместе со Христом пришествие Божьего Царства, церковь начала проповедовать, что «Божье Царство возможно увидеть только в границах церкви» и что церковь и есть «Божье Царство». Другими словами, чтобы соприкоснуться с Божьим Царством, необходимо приобщиться к церкви. Здесь и возникает множество трудностей, ведь церкви неидеальны и часто оказываются в центре скандалов вокруг моральной стороны вопроса. То ли из-за жизни её лидеров, то ли из-за идеологии, которая обслуживает интересы государства или общества.

Не мог не затронуть автор и тему богословия миссии в своей книге. Этому была посвящена целая глава, которая предлагает не только критику существующего положения дел в миссии, но и новый взгляд на миссию, который не совсем понравится большинству в евангельском фундаменталистском лагере. Кстати, более всего в своей книге Джошуа Сьорл критикует именно фундаменталистов, потому что они, на его взгляд более всего «противостоят подлинному духу богословия», которое может развиваться только в условиях свободы, творчества и сочувствия. Так что же такое миссия в современном постхристианском мире? Автор не считает, что миссия связана только с проповедью Евангелия и предлагает посмотреть на неё, как на нашу «солидарность с миром». При этом, говоря о солидарности, автор акцентирует внимание на нашу принадлежность и сочувствие, которое ярко выражается в учении Иисуса Христа на страницах Евангелий. Иисус в Евангелиях изображен, как Тот, кто помогал страждущим и в итоге сам оказался страдавшим. Жизнь христианской общины в мире не возможна без страданий и это сближает нас с этим миром.

Джошуа Сьорл задает вопрос – «где находится Иисус распятый в современном мире?». Тем самым акцентируя свое внимание на тех сторонах жизни церкви, которые всегда казались второстепенными. Он говорит предлагая свой ответ: «распятых, что представляют страдания Христа в сегодняшнем мире, можно найти в разных странах: заключенные, голодные, изгнанники, больные на Альцгеймера или на рак, дети – жертвы геноцида, бездомные на улицах наших городов».

Не смотря на критический характер своей книги, автор призывает смотреть в будущее с надеждой и предлагает несколько практических рекомендаций, которые могут быть полезными нам, современным христианам, которые также заметили кризис богословия, церкви и христианской академической сферы.

Вот эти рекомендации, которые помогают посмотреть на жизнь и служение христиан в этом мире с другой стороны.

Прежде всего нам нужно осознать, что Бог говорит не только в церкви и для людей церкви, но и в мире, и для людей этого мира. Практически это значит, что церковь находится в мире, не как цельная единица, а как «разбросанные» по всему миру Божьи люди, подобно рассыпанной соли.

Все христиане в этом мире реализовывают пророческую функцию, то есть являются «Божьими посланцами» в этом мире. Мы не просто проповедуем, мы говорим о Боге и сосредоточены на Его миссии в мире.

Мы провозглашаем приход Божьего Царства, а не эпоху церкви, и таким образом делаем себя зависимыми от Бога, а не от церковных структур, которые, чем дальше становится общество постхристианским, тем более проявляют свои недостатки в мире.

В своей книге «Богословие в постхристианском мире» Джошуа Сьорл обращается ко всем христианам, которые заинтересованы в преобразовании общества с призывом переключить свое внимание на открытой церкви, которая в этом мире является больше «церковью без стен», нежели церковью институций и структур. Не обязательно думать, что «церковь без стен» - это церковь вне деноменации или община без структуры и богословия. Скорее всего, по мнению автора, это та церковь, которая является «видимой и невидимой реальностью». То есть церковь, которая хотя и имеет богословие и структуру, но переросла их, для того чтобы являть миру «волю Божью» и Его Царство.

Теги: #Блоги

Последние новости

Вчера
13 декабря
12 декабря