• Главная
  • Темы
  • Попытки УПЦ (МП) использовать политическую конъюнктуру и переподчинить себе Софийский собор неизбежно вызовут междуцерковное и политическое напряжение в обществе...

Попытки УПЦ (МП) использовать политическую конъюнктуру и переподчинить себе Софийский собор неизбежно вызовут междуцерковное и политическое напряжение в обществе

28.12.2010, 09:42
Попытки УПЦ (МП) использовать политическую конъюнктуру и переподчинить себе Софийский собор неизбежно вызовут междуцерковное и политическое напряжение в обществе - фото 1
Экспертное мнение профессора А. Сагана относительно возможного изменения статуса Софии Киевской.

Sahan.jpgЭкспертное мнение профессора А. Сагана относительно возможного изменения статуса Софии Киевской.

Не привалит ли Украину «Нерушимой стеною»?

Гуманитарный совет при Президенте Украины 22 декабря обсудил предложение А. Герман относительно передачи собора Софии Киевской (начало ХІ века) заповеднику «Киево-Печерская лавра». Совет это предложение не поддержал.

Этот минимум информации, который «просочился» в СМИ, четко обозначает уровень опасности, которая угрожает украинскому обществу – потеря еще одной национальной святыни (территории Софийского монастыря) и превращение ее в закрытый клерикальный центр, который будет распоряжаться ею по своему разумению и охранять/реставрировать по мере свого понимания и возможностей. Ведь именно такую картину мы наблюдаем сегодня в Киево-Печерской лавре, где даже столетняя, построенная на деньги благодетелей больница очень «мозолит глаза» монахам, а музеи вообще оказались «ненужным хламом», годящимся для выселения на улицу…

Включение в повестку дня Гуманитарного совета вопроса о смене статуса Софии – фактически превращение ее в собор УПЦ (МП) – свидетествует о том, что така передача запланирована уже на ближайшее будущее (буквально на следующий день после заседания Гуманитарного совета был проведен Синод УПЦ, который создал комиссию для «празднования 1000-летнего ювилея Софийского собора» – символическая синхронность). Обсуждение проблемы совещательным органом Президента Украины – это всего лишь своеобразный индикатор восприятия/невосприятия идеи на уровне лояльных к власти представителей гуманитарной сферы. Однако первая «прокатка» даже здесь оказалась неудачной. И это внушает маленькую надежду, что активность широкой общественности в обсуждении/противодействии этим планам может заставить чиновников изменить свои намерения.

Ведь, думаю, всем понятно, что после передачи Церкви всех корпусов Лавры заповедник «Киево-Печерская лавра» станет только ширмой, которая будет позволять получать бюджетные средства на содержание монастыря. После выселения всех нецерковных структур из Лавры и перенесения центральных структур УПЦ в новопостроенный соборный комплекс возле метро Лыбидська уже ничто не сможет помешать Московской Патриархии провозгласить ставропигию (изъятие из УПЦ и прямое подчинение Патриарху) монастыря. А это будет значить (в случае передачи Софии Лаврскому заповеднику) переход и Софии в «ведание» Патриарха Московского…

Вопрос статуса Софийского собора и заповедника в целолм имеет уже давнюю историю, а также несколько интересных аспектов, явных и скрытых.

Впервые в независимой Украине о смене статуса Софийского собора и передаче его УПЦ (МП) заговорили сразу после первой победы Л. Кучмы на президентских выборах. Роль УПЦ (МП) в победе пророссийского (по крайней мере так он на время выборов позиционировался) кандидата была неоценимой. Следовательно, кроме всей Киевской лавры, клирики просили и Софию. Однако новоизбранному Президенту хватило мудрости (и умных советников), чтобы не только сохранить Лаврские музеи, но и надежно защитить Софию статусом «национальный» от дальнейших поползновений: «Державний історико-архітектурний заповідник «Софійський музей» (м. Київ), надалі іменувати Національний заповідник «Софія Київська» (Указ №587/94 от 11 октября 1994 г.).

Во второй раз о возможном предоставлении Софии в пользование какой-нибудь Церкви заговорили после избрания Президентом Украины В. Ющенка. На волне национально-патриотического подъема и озвучивания идеи о необходимости конституирования в Украине Поместной православной Церкви сразу несколько Церквей заявили о своем желании время от времени проводить там службы (даже поочередно). Однако и в этот раз работникам музея и «адекватным советникам» удалось убедить руководство страны не делать из музея мирового уровня один из действующих монастырей, каких в Украине сотни. Чтобы не провоцировать междуцерковных трений, даже «малую» или «теплую Софию» (трапезную возле главного собора) не отдали для богослужений никому. Фактически был сохранен «status quo» собора и заповедника. Ограничились только проведением в Софийском соборе «Молитв за Украину» при участии членов Всеукраинського Совета Церквей и религиозных организаций, а также некоторых правительственных мероприятий.

Сегодняшняя власть никак не желает учитывать опыт своих предшественников. Летом этого года мы уже имели жаркую дискуссию относительно Софийского заповедника. «Подвиги» нашего «мэра» в застройке кварталов вокруг заповедника чуть не привели к исключению памятки из списка ЮНЕСКО. На фоне этого скандала как-то незамеченной осталась просьба УПЦ о позволении проводить в Софии каждодневные молитвы, поскольку храм – «это прежде всего молитвенный дом». Но в то время ситуация в обществе была очень политизированна ожидаемым приездом Патриарха Кирилла, следовательно власть не стала еще сильнее ее накалять. Тем более, что Патриарх Филарет прислал подобное письмо с аналогичной просьбой. Не надо забывать, что и УГКЦ также претендует на богослужения в Софии – храм на протяжении долгих лет принадлежал и этой Церкви…

Однако о просьбе УПЦ относительно Софии власть не забыла, просто отложила до более удобного времени...

Сохранение памяток мирового уровня (в Софии самая большая сохраненная в хорошем состояниии площадь фресок и мозаик ХІ века – соответственно 3000 і 260 кв. м.) требует значительных расходов, которые вряд ли будут под силу какой-нибудь одной Церкви, даже самой большой, какой себя позиционирует УПЦ (МП). Например, государство постоянно выделяет деньги (имеются ввиду десятки миллионов гривень) на ремонт и содержание памяток Киево-Печерской лавры. Однако можно ли сказать, что все то, что когда-то было передано Церкви, сохранилось или находится в хорошем состоянии? Имеются и невозвратимые потери: фрески Йижакевича, нижние ворота, некоторые заново перестроенные корпуса, мощи некоторых святых и т.д. А сейчас, когда ситуация с подземными водами и обвалами в пещерах усложнилась, бюджетные расходы только возрастут.

Не надо забывать, что УПЦ (МП) проводит грандиозное строительство своего центрального собора, и для его реализации не хватает денег. По крайней мере этим лоббисты Церкви объясняют свои инициативы относительно отмены НДС для подрядчиков этого строительства, выделения для этого 11 млн. из бюджета Киева и т.д.

Много ли людей знает о том, что главная мозаика храма – Богоматерь-Оранта – во многих местах уже на несколько сантиметров отошла от стены? Каждодневный резонанс от хорового пения может навсегда уничтожить этот шедевр! Сегодня заповедник четко регламентирует количество участников хора даже на правительственных торжественных мероприятиях и тех нечастых богослужениях, которые там проводятся. Кто будет осуществлять подобный контроль, применять профилактические меры и, в конце-концов, отвечать за состояние «Нерушимой стены», которая вот уже тисячу лет охраняет Киев и Украину?

Исходя из примера сохранения православными батюшками аналогичной памятки ХІІ века – Кирилловской церкви, которую в свое время передали УПЦ, – можно сказать, что «нерушимой» эта мозаичная икона останется недолго... В Украине за годы независимости сожжены более 150 деревянных церквей – памяток архитектуры, раскрадено тысячи икон, даже те, которые государство некогда отдало церквям и общинам. За это предвидена суровая криминальная отвественность. Но много ли мы знаем случаев, когда за подобное глумление над святынями священники или епископы несли наказание?

Расходы на содержание заповедника с каждым годом будуть возрастать еще и по причине того, что он находится в центре мегаполиса. А это: агрессивная городская среда, прежде всего воздух, давление высоток вокруг на почву и поднятие почвенных вод, которые подмывают фундаменты, вибрации и т.п.

Можно ли выделить Софийский собор из комплекса заповедника? Можно. Но и у человека можно вынуть сердце. Будет ли он жить после этого?

Для справки: в состав Национального заповедника «София Киевская» входят около шестидесяти архитектурно-исторических памяток, объединенных в пять музеев: собор Святой Софии (ХІ век) и архитектурный ансамбль монастырских сооружений (ХVIII век) во дворе; Золотые ворота (ХI век); Кирилловская церковь (ХII век); Андреевская церковь (ХVIII век); ансамбль памяток «Судацкая крепость» (VІ–ХV вв.) в АРК.

Выводы

Смена нынешнего статуса Софии Киевской – выделение собора из состава Национального заповедника «София Киевская» и передача его заповеднику «Киево-Печерская лавра» – это замаскированная передача этого собора УПЦ (МП).

Деятельность Национального заповедника «София Киевская» регламентирована несколькими законами и подзаконными актами, международными обязательствами. Фактически уничтожив заповедник, государство Украина на международном уровне потеряет значительно больше, нежели выиграет от того, что сделает «приятный подарок к юбилею храма» одной из Церквей.

Ни одна Церковь в Украине ни технически, ни материально, ни по уровню «музейной культуры» потенциальных смотрителей не готова содержать на своем балансе памятки мирового уровня. Это – уровень государства. В конце-концов, имеется мировая практика сохранения государством памяток, подобных Софии Киевской. И много Церквей мирятся с тем, что некоторые храмы или монастырские комплексы им не передают – они стали национальным достоянием, частью национальной ментальности...

Если Церквам передадут такие памятки, это будет значить, что украинские налогоплательщики всех вероисповеданий фактически должны платить за содержание культового сооружения одной из Церквей. Другими словами, речь идет о нецелевом использовании бюджетных средств в условиях отделения Церкви от государства.

Попытки УПЦ (МП) использовать политическую конъюнктуру и переподчинить себе Софийский собор неизбежно вызовут рост междуцерковного и политического напряжения в обществе, усложнят и без этого не блестящие государственно-конфессиональные отношения.

К этому ли стремится Церковь?