Православный собор и мусульманская мечетьстали поводом для конфликта в Крыму
Ударными темпами в центре Симферополя строится собор Александра Невского, храм, с которого в 1784 году начинался имперский Симферополь на месте крымскотатарского города Ак-Мечеть. Главный собор крымской епархии в XIX веке, построенный в честь «присоединения» Крыма к России, был разрушен большевиками в начале 30-х годов ХХ века. На его месте после войны был устроен общественный туалет и неподалеку, на месте братской могилы советских воинов, установлен памятник с танком, который, по легенде, первым ворвался в город, освобождая его от фашистов. Проблема восстановления собора Александра Невского в Симферополе долгое время была предметом ожесточенных споров. «Зеленые» были против того, чтобы восстанавливать собор на старом месте в нынешнем Сквере Победы, аргументируя это тем, что будет вырублена часть парка, а зеленые зоны в степном Симферополе на вес золота. Ветераны войны были против потому, что на месте бывшего собора была братская могила погибших освободителей города и надо будет переносить и братскую могилу, и танк-памятник. Крымские татары возражали потому, что именно этот православный собор знаменовал завоевание Крыма Российской империей в 1783 году, падение Крымского ханства и утрату крымскотатарской государственности. Именно с этим фактом крымские татары связывают процесс уничтожения практически всех мусульманских мечетей и многих других духовных, исторических, культурных святынь. Более того, неподалеку также расположен обелиск в честь завоевания Крыма, куда русская община теперь возлагает цветы каждый год 8 апреля в честь известного манифеста Екатерины II. Что, естественно, не прибавляет согласия и дружбы между народами в Крыму. Кроме того, крымская епархия, которая инициировала восстановление собора, является составной частью церкви Московского патриархата, которая мусульманство не очень-то жалует, и в короткой послерепатриационной истории между муфтиятом и духовным управлением православной епархии возникало несколько конфликтов — по поводу установки крестов, вхождения в межконфессиональный совет «Мир —дар Божий!» и других. Украинская община была против потому, что стремилась к усилению влияния на полуострове церкви Киевского, а не Московского патриархата. Поэтому все вместе предлагали разные варианты воссоздания собора. Все вместе возражали также потому, что, как предполагали горожане, собор будет воссоздаваться не столько на деньги епархии, сколько за бюджетные средства, которых и так не хватает на более важные программы. Но несмотря на все эти возражения, вылившиеся в бурное обсуждение в прессе, пикеты и митинги, Верховная Рада Крыма прошлого созыва приняла волевое решение — собор восстановить на старом месте. Чтобы примирить людей и прекратить споры, попросили Президента Украины Леонида Кучму взять на себя патронат над воссозданием собора. И хотя проект реализуется, по мнению украинской общины Крыма, не в лучшем виде — на его месте планируется создание так называемого русского духовно-патриотического комплекса, в который бы входили сам собор, памятник-танк и памятник-обелиск — это позволило приостановить споры и начать конкретные работы. Уже перенесены на новое место братская могила и памятник-танк, установлены новые стелы с названиями воинских формирований, освобождавших Симферополь от фашистов, создан проект храма, в точности повторяющий оригинал прежнего собора. Согласно последней информации, строительство собора Александра Невского планируется завершить в течение двух лет при условии стабильного финансирования. Вместе с тем сооружение Русского духовно-патриотического комплекса в Крыму воспринято крымскими татарами как вызов: мол, русская община и власть автономии стремятся таким образом, по их мнению, увековечить отторжение крымских татар от Крыма. Сошлись на том, что все равно теперь ориентироваться на прошлое не годится, надо двигаться вперед, развивать обе религии, поэтому крымским татарам сказали, что для равновесия они могут построить в городе соборную мечеть, равнозначную храму Александра Невского. Решение меджлисом и муфтиятом мусульман Крыма также было принято соответствующее — соборную мечеть решили построить в парке «Салгирка», то есть на том месте, куда в мае 1944 года крымских татар свозили со всего полуострова в день депортации, где был пункт сбора и где их формировали по составам перед отправкой в изгнание. В этом памятном для крымских татар месте давно уже установлен закладной камень. В ответ на то, что возле храма Александра Невского существует обелиск в честь присоединения Крыма к России, меджлис принял решение вместе с соборной мечетью построить свой духовно-патриотический центр, в состав которого входил бы и Монумент памяти жертв геноцида крымскотатарского народа. Однако вопросы строительства соборной мечети не стали решаться так же оперативно, как и проблемы со строительством храма. Симферопольский горсовет долгое время находил причины для того, чтобы отказывать в выделении этого участка под строительство. Оно и понятно — парковая зона, тоже практически центр города, для нынешнего населения Симферополя наличие мечети в таком месте было бы еще непривычным. Однако и мусульмане отступать были не намерены. В августе прошлого года глава меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев заявил, что мусульмане Крыма могут пойти на самозахват земли для строительства соборной мечети в симферопольском парке «Салгирка», если власти Крыма и Симферополя будут и далее затягивать решение вопроса о ее выделении. По его словам, вопрос об участке под строительство мечети муссируется уже более шести лет, а когда Духовное управление мусульман Крыма указало конкретное место, то эту землю решением Верховной Рады автономии передали Таврическому университету. Чуть позже было объявлено, что Симферопольский горисполком определился с местом строительства соборной мечети. «Мечеть будет построена в парке «Салгирка» в Симферополе, рядом с памятным знаком жертв депортации», — объявили горожанам. Сообщалось также, что участок площадью 1,5 гектара для этой цели уже выделен. По словам руководства Крыма, финансирование строительства должно будет осуществляться за счет средств спонсоров. Однако вскоре это сообщение было опровергнуто — симферопольский горсовет, как оказалось, проблему обсуждал, но окончательного решения не смог принять. Во-первых, сообщили крымским татарам, «указанная территория является памятником садово-паркового искусства, и в соответствии с Законом Украины «Об охране культурного наследия» решение данного вопроса находится в компетенции Кабинета Министров Украины. К чести руководства Таврического национального университета, которому был передан парк «Салгирка» со всеми постройками и деревьями, оно не стало возражать против соседства с мечетью, однако справедливо заметило, что основные вопросы этого строительства должен решать не университет. Последний факт, препятствующий выделению земли в парке «Салгирка», обнародован совсем недавно — опубликовано письмо бывшего председателя немецкой общины Крыма Юлиуса Миллера, ныне гражданина Германии, правительству Крыма, в котором он пишет: «По тем данным, которыми располагала община, в годы Второй мировой войны во время оккупации Крыма в доме графа Воронцова (в парке «Салгирка») размещался госпиталь для немецких офицеров. И, естественно, территория парка (от дома Воронцова до гостиницы «Москва» и реки Салгир) использовалась для захоронения умерших. На заседаниях общины рядом наших членов ставился вопрос об установке мемориального знака в парке.(…) Однако это предложение не нашло поддержки в Госкомнаце. В связи с отъездом большинства членов немецкой общины в Германию этот вопрос больше не поднимался. Сейчас стало известно, что в правительстве Крыма обсуждается вопрос о строительстве мусульманской мечети в парке «Салгирка» как раз на месте немецких захоронений. Это абсолютно недопустимо, т.к. вызовет новую волну национального противостояния. Кроме того, украинско-немецкая община в Германии, членом правления которой я являюсь, не сможет стоять в стороне от этого вопроса и вынуждена будет обратиться в средства массовой информации Германии и в немецкое посольство в Украине. Прошу довести до сведения членов крымского правительства содержание этого письма и решить вопрос о переносе места строительства мечети…» Более того, пророссийские средства массовой информации в связи с требованием крымских татар выделить землю под мечеть стали нагнетать напряженность и изображать их этакими варварами, стремящимися разрушить памятники, посягающими на православные и славянские святыни. Все желающие стали искать другое место для соборной мечети. Некоторые предлагают построить ее в Бахчисарае, другие — на окраинах Симферополя. Рескомитет по историческому наследию предложил свое место — в урочище, где располагался в свое время дворец калги-султана. Варианты еще не рассматривались меджлисом и муфтиятом, но можно с уверенностью сказать, что они вряд ли удовлетворят крымских татар, потому что все это предложения не равновесные русскому духовно-патриотическому центру, ведь настойчивость восстановителей храма сделала это условие обязательным и для мусульман. Во всяком случае, людей в Крыму будоражит именно то, что православный храм строится ударными темпами, а вопросы строительства мечети так и не решены до сих пор… В интервью для «Дня» глава правительства Крыма Сергей Куницын сказал, что крымские татары должны были двигаться таким же путем, каким шли инициаторы воссоздания храма — внести вопрос на рассмотрение Верховной Рады Крыма, а уже принятое там постановление стало бы основой для дальнейших решений. Если бы изучение места показало наличие там немецких захоронений, они были бы перенесены, как и памятник-танк в сквере Победы. Все проблемы могли бы быть решены. И если вопрос о строительстве мечети до сих пор не рассмотрен Верховной Радой Крыма, то вина в этом депутатов — крымских татар, так и не удосужившихся внести его в повестку дня сессии… Между тем развитие этого конфликта можно было предположить заранее. Социологи и социальные психологи утверждают, что развитие всех ситуаций в обществе может идти двумя путями: конфликтным, когда решения принимаются властью вопреки желаниям больших масс населения, и мирным, когда власть избирает заведомо бесконфликтные решения проблем. И вот интересно, что параллельно с инициативой о воссоздании храма и мечети ректор Крымского индустриально-педагогического университета Февзи Якубов выдвинул совершенно справедливую и бесконфликтную идею создания комплекса благодарности крымскотатарского народа украинскому и узбекскому народу, в котором изначально заложены идеи не соперничества, не увековечивания негативных сторон и фактов нашей истории, а — идея сотрудничества, взаимопонимания, дружбы и согласия. Однако Верховная Рада Крыма прошлого созыва более актуальным и первоочередным посчитала отнюдь не этот проект, избрала именно конфликтный путь, чем заложила основу нынешних и будущих разногласий. В XIX веке православные храмы и мусульманские мечети неплохо уживались в Крыму, в XX веке и те, и другие были уничтожены большевиками. Именно от нас сегодня зависит, как люди будут относиться к храмам и мечетям в XXI веке — станут они инструментом взаимопонимания или превратятся в источник разногласий и вражды.
http://www.day.kiev.ua/25170/