"Путин и Кирилл злоупотребляют религией, оправдывая захватническую войну России", - архиепископы Финляндии (обновлено)

12 августа, 17:07
Украина и мир
"Путин и Кирилл злоупотребляют религией, оправдывая захватническую войну России", - архиепископы Финляндии (обновлено) - фото 1
Президент России Владимир Путин использовал религию для оправдания незаконной захватнической войны против Украины. Патриарх Кирилл, предстоятель Русской Православной Церкви, поддержал военные действия на религиозной почве. Об этом заявили Тапио Луома, архиепископ Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии и архиепископ Лео из Православной Церкви Финляндии.

Они подчеркивают, что как церковные лидеры, представляющие как восточную, так и западную традиции, считают это шокирующим.

“Называя насильственную войну подвижничеством, Патриарх украшает правду. Он стремится использовать религию, чтобы смыть пятна крови. Кроме того, предположение, что русские солдаты имеют укоренившуюся мораль и что они представляют добро, означает, что противоположная сторона аморальна и представляет зло. В его основе лежит намеренная дегуманизация другой группы, являющаяся предпосылкой для того, чтобы человек был готов убивать других.

Особенно дегуманизация часто звучит в кремлевских речах, где украинцев называют фашистами и националистами, которых нужно денацифицировать. Хотя оно более изящно и имеет другой акцент, в речах патриарха можно заметить то же явление”, – отмечают иерархи.

Они отмечают, что защищать незаконную захватническую войну России на религиозной почве является злоупотреблением религией: это неэтично и нарушает связь между Востоком и Западом и, прежде всего, вредит людям.

Канцелярия архиепископа Финляндской Православной Церкви направила РИСУ перевод этого Заявления.

Войне в Украине нет религиозных оправданий

Оправдание военной агрессии религиозными причинами этически неприемлемо и разрушает единство Восточной и Западной Церквей.

Президент России Владимир Путин воспользовался религией для обоснования незаконной военной агрессии в Украине. Также и глава Русской Православной Церкви, Патриарх Кирилл обратился к религиозным причинам с целью поддержать военные действия. Как главы церквей восточной и западной традиции мы были глубоко потрясены этим.

Свежий пример злоупотребления религией был продемонстрирован в июне, в ходе визита Патриарха Кирилла в военный госпиталь в Красногорске, городке на западе от Москвы. «В определённом смысле вы все – подвижники», констатировал Кирилл раненым российским солдатам. Согласно патриарху – важно, чтобы военнослужащие и все армия России оставались на стороне добра, потому что «это поможет обретать им божественную поддержку».

В христианской традиции подвиг понимается как практика благочестия, существо которого составляет духовный рост. Речь всегда идёт о личных усилиях в стремлении к высшим ценностям, отказу от своего и жертве ради ближнего. Военнослужащие без сомнения вынуждены предпринимать усилия и жертвовать собой, однако уравнивая насилие с религиозным благочестием патриарх извращает как традицию, так и существо христианской веры.

Другой пример проблемной риторики Кирилла связан с ложным и вредным противопоставлением. В июне в кафедральном соборе Пензы патриарх заявил, что самопожертвование или подвиг для русских является чем-то, что исходит «от внутреннего нравственного чувства, воспитанного православной верой». Эта цитата несёт в себе много серьёзных проблем.

Именуя жестокую войну подвигом, патриарх приукрашивает истину. Он пытается смыть пятна крови религией. Кроме того, речи о том, что в каждом российском военнослужащем заложена мораль, и что они действуют во имя добра, являются декларацией аморальности и служения злу противной стороны. Речь идёт о целенаправленном расчеловечивании других людей, что становится предпосылкой готовности убить другого.

Особенно много расчеловечивания звучит в речах Кремля, где украинцы именуются фашистами и националистами, которых необходимо денацифицировать. Tот же феномен, хотя и в более утончённой форме, и с иными акцентами проявляется и в словах патриарха. В речах Кирилла повторяются обвинения отвергшего христианскую веру либерального Запада, являющегося подлинным врагом в этой войне и завлекшего часть украинцев в свои сети. Так Патриарх создаёт ложную картину Запада и его Церквей, игнорируя в то же время тот факт, что с противоположной стороны украинцы также в большинстве исповедуют восточное христианство.

Когда война не имеет рационального оправдания, его пытаются искусственно отыскать в том, что находит отклик в сердцах многих русских: боль от Второй Мировой войны и Православная вера. Настоящими жертвами такой риторики становятся страдающие и гибнущие в войне украинцы. В то же время своими речами патриарх вводит в заблуждение нравственное чувство русских, наносит вред Русской Православной церкви и искажает представление как о Восточной, так и о Западной Церкви.

В западной традиции христианства упоминается принцип оправданной войны. Он предполагает, что хотя убийство человека изначально — зло, в некоторых ситуациях ведение войны этически оправдано. Согласно этому принципу, лишь оборонительная война допустима, когда иных возможностей нет и боевыми действиями предотвращаются ещё большие страдания нет.

Хотя в восточной традиции и не упоминается принцип оправданной войны, Православная Церковь не требует жёстко пацифистского отношения к войне. Однако при этом на первое место она ставит христианскую совесть и подчёркивает, что несмотря на государственные цели убийство невиновных не может быть этически оправдано.

Оправдание религиозными причинами незаконной войны, которую ведёт Россия, является злоупотреблением религией: этически неприемлемо и разрушает единство Восточной и Западной Церквей, а также разрушает человека.


Лев Aрхиепископ Финляндской
Православной Церкви

Тапио Луома

Архиепископ Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии