"Путин и Кирилл злоупотребляют религией, оправдывая захватническую войну России", - архиепископы Финляндии (обновлено)
Они подчеркивают, что как церковные лидеры, представляющие как восточную, так и западную традиции, считают это шокирующим.
“Называя насильственную войну подвижничеством, Патриарх украшает правду. Он стремится использовать религию, чтобы смыть пятна крови. Кроме того, предположение, что русские солдаты имеют укоренившуюся мораль и что они представляют добро, означает, что противоположная сторона аморальна и представляет зло. В его основе лежит намеренная дегуманизация другой группы, являющаяся предпосылкой для того, чтобы человек был готов убивать других.
Особенно дегуманизация часто звучит в кремлевских речах, где украинцев называют фашистами и националистами, которых нужно денацифицировать. Хотя оно более изящно и имеет другой акцент, в речах патриарха можно заметить то же явление”, – отмечают иерархи.
Они отмечают, что защищать незаконную захватническую войну России на религиозной почве является злоупотреблением религией: это неэтично и нарушает связь между Востоком и Западом и, прежде всего, вредит людям.
Канцелярия архиепископа Финляндской Православной Церкви направила РИСУ перевод этого Заявления.
Войне в Украине нет религиозных оправданий
Оправдание военной агрессии религиозными причинами этически неприемлемо и разрушает единство Восточной и Западной Церквей.
Президент России Владимир Путин воспользовался религией для обоснования незаконной военной агрессии в Украине. Также и глава Русской Православной Церкви, Патриарх Кирилл обратился к религиозным причинам с целью поддержать военные действия. Как главы церквей восточной и западной традиции мы были глубоко потрясены этим.
Свежий пример злоупотребления религией был продемонстрирован в июне, в ходе визита Патриарха Кирилла в военный госпиталь в Красногорске, городке на западе от Москвы. «В определённом смысле вы все – подвижники», констатировал Кирилл раненым российским солдатам. Согласно патриарху – важно, чтобы военнослужащие и все армия России оставались на стороне добра, потому что «это поможет обретать им божественную поддержку».
В христианской традиции подвиг понимается как практика благочестия, существо которого составляет духовный рост. Речь всегда идёт о личных усилиях в стремлении к высшим ценностям, отказу от своего и жертве ради ближнего. Военнослужащие без сомнения вынуждены предпринимать усилия и жертвовать собой, однако уравнивая насилие с религиозным благочестием патриарх извращает как традицию, так и существо христианской веры.
Другой пример проблемной риторики Кирилла связан с ложным и вредным противопоставлением. В июне в кафедральном соборе Пензы патриарх заявил, что самопожертвование или подвиг для русских является чем-то, что исходит «от внутреннего нравственного чувства, воспитанного православной верой». Эта цитата несёт в себе много серьёзных проблем.
Именуя жестокую войну подвигом, патриарх приукрашивает истину. Он пытается смыть пятна крови религией. Кроме того, речи о том, что в каждом российском военнослужащем заложена мораль, и что они действуют во имя добра, являются декларацией аморальности и служения злу противной стороны. Речь идёт о целенаправленном расчеловечивании других людей, что становится предпосылкой готовности убить другого.
Особенно много расчеловечивания звучит в речах Кремля, где украинцы именуются фашистами и националистами, которых необходимо денацифицировать. Tот же феномен, хотя и в более утончённой форме, и с иными акцентами проявляется и в словах патриарха. В речах Кирилла повторяются обвинения отвергшего христианскую веру либерального Запада, являющегося подлинным врагом в этой войне и завлекшего часть украинцев в свои сети. Так Патриарх создаёт ложную картину Запада и его Церквей, игнорируя в то же время тот факт, что с противоположной стороны украинцы также в большинстве исповедуют восточное христианство.
Когда война не имеет рационального оправдания, его пытаются искусственно отыскать в том, что находит отклик в сердцах многих русских: боль от Второй Мировой войны и Православная вера. Настоящими жертвами такой риторики становятся страдающие и гибнущие в войне украинцы. В то же время своими речами патриарх вводит в заблуждение нравственное чувство русских, наносит вред Русской Православной церкви и искажает представление как о Восточной, так и о Западной Церкви.
В западной традиции христианства упоминается принцип оправданной войны. Он предполагает, что хотя убийство человека изначально — зло, в некоторых ситуациях ведение войны этически оправдано. Согласно этому принципу, лишь оборонительная война допустима, когда иных возможностей нет и боевыми действиями предотвращаются ещё большие страдания нет.
Хотя в восточной традиции и не упоминается принцип оправданной войны, Православная Церковь не требует жёстко пацифистского отношения к войне. Однако при этом на первое место она ставит христианскую совесть и подчёркивает, что несмотря на государственные цели убийство невиновных не может быть этически оправдано.
Оправдание религиозными причинами незаконной войны, которую ведёт Россия, является злоупотреблением религией: этически неприемлемо и разрушает единство Восточной и Западной Церквей, а также разрушает человека.
Лев Aрхиепископ Финляндской
Православной Церкви
Тапио Луома
Архиепископ Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии