Пятницкая церковь в Чернигове – последнее творение древнерусских архитекторов
Этот храм был построен как трапезная церковь Пятницкого монастыря в конце ХІІ – в начале ХІІІ века на черниговском посаде, возле торга, и назван в честь святой великомученицы Параскевы-Пятницы (женщины, которая проповедовала христианство языческим народам в первые века нашей эры) – покровительницы торговли, сельского хозяйства, семьи.
Церковь имеет вид стройной башни с почти квадратным основанием. Ее размер 11х13 м. Это небольшой одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм с толстыми стенами, возведенными древнерусской техникой «в ящик». В этой технике снаружи и изнутри идут ряды кирпича, а промежутки между ними заполнены известко-бетоном. На втором ярусе в стенах, на уровне окон и хоров, устроены галереи, связанные с окнами-бойницами, которые могли использоваться во время обороны.
Главная особенность сооружения –арки, которые поддерживают баню и размещены выше прилегающих сводов. Это дало возможность создать второй ярус, а третий ярус кокошников декоративный.
В давние времена интерьер церкви был украшен фресками, до наших дней сохранился фрагмент орнамента в откосе оконного проема в центральной апсиде. Тогда церковь имела два входа: через один заходили мужчины, через второй – женщины.
Фактически это была крепость. Старинная легенда рассказывает о том, что когда монголо-татары уже захватили город Чернигов, осталась стоять одна Пятницкая церковь, в которой заперлись и оборонялись монахи, женщины и дети. Невзирая на все атаки, захватчики никак не могли ее взять, и большая часть завоевателей пошла на Киев. А когда закончились последние запасы хлеба и воды – защитники-монахи поднялись в верхнюю часть храма и выбросились на копья кочевников.
Это культовое сооружение имеет стройную удлиненную композицию – храм, расположен на невысоком возвышении, динамически «взлетает» вверх и «вырастает». Особенно, когда на него смотреть издалека или во время движения в транспортном средстве. Внутри прямоугольные стены плавно переходят в барабан, который опирается на арки, которые поднимаются одна над другой, словно волны. Здание одинаково органически воспринимается со всех сторон, демонстрирует редкое равновесие и стройность форм. Архитектура храма дает ученым основания допускать, что его возводил известный по летописям зодчий Петр Милонег (киевский зодчий конца XII – начала XIII века). Он построил (1199-1200 гг.) на берегу Днепра под Выдубычским монастырем каменную подпорную стену, которой восхищались современники, считая ее чудом архитектуры. Есть доказательства, что Милонег построил также храм святого Василия в Овруче.
Существует интересное, хотя и не доказанное предположение о том, что Пятницкая церковь построена по воле и за средства князя Игоря, того же князя – главного героя и возможного автора «Слова о полку Игоревом». Художественное совершенство «Слова» исследователи объясняют не случайностью или исключительным дарованием его автора, а высокой общей тогдашней культурой Чернигово-Северской земли, о которой ярко свидетельствует и Параскева-Пятница (с ее визуально легкими, но такими массивными красными стенами, утонченными пучковыми пилястрами, небольшими апсидами, узкими окошками, арками-закомарами, орнаментными мережками). Черниговцам кажется вероятным, что именно князь Игорь построил Пятницкий храм в память о своем счастливом побеге из половецкого плена. А то, что он построен на торгу, может свидетельствовать о благодарности князя местному купечеству, которое помогало ему материально.
Стоит обратить внимание на то, что построенная лишь два столетия спустя после Крещения Руси Пятницкая церковь архитектурно никоим образом не является копией храмов Византии, в целом однообразных и приземленных, тогда как достаточно много христианских храмов Киевской Руси, созданных местными и греческими мастерами, их архитектура и мозаика, говорят языком новым и мудрым, символизируют отрыв от земли, быта, темноты. Именно такова и Пятницкая церковь. Кстати, в те времена западная Европа еще не переживала «бума» строительства храмов. Так, например, в Париже было только две каменные, возобновленные после давнего норманского набега, церкви – Сан Жермен де Прет и Сан Жермен л’Оксерруа, а также возвышался недостроенный собор Парижской Богоматери.
Судьба Пятницкой церкви очень сложна и драматична. Впервые она пострадала от монголо-татарского нашествия в 1239 году. Позже храм испытал еще достаточно много разрушений и перестроек.
После национально-освободительной войны 1648-1654 годов монастырь был отстроен на средства черниговского полковника В.А. Дунина-Борковского. В конце ХVІІІ века комплекс состоял из каменной Пятницкой церкви в стиле украинского барокко: она имела уже семь куполов, появились многоярусные элементы, достроены башни и репиды. Монастырь окружили деревянным ограждением, а на территории его построили кельи с храмом Ивана Предтечи, колокольню с храмом Прокофия.
Пострадала эта достопримечательность и от пожара 1750 года, после которого ее опять отстроили, а фасады украсили лепкой. В 1786 году по приказу императрицы Екатерины ІІ монастырь был ликвидирован, а кельи, трапезная и дом игуменьи разобраны в 1805 году.
С 1789-го до 1805 года на территории монастыря действовала главная народная школа. В 1806 году церковь ремонтировали, а в 1820-ом была построена интересная ротонда-колокольня, которая дополнила общую барокковую композицию. Пожар 1862 года и последующее восстановление изменили вид достопримечательности.
На 1916 год церковь имела землю с погостом 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, построенные в церковном ограждении, которые сдавались в аренду. За счет церкви осуществлялся ремонт домов и скамей. Действовала и церковная библиотека, которая насчитывала 200 томов книг для чтения.
При церкви функционировали два учебных заведения. В приходе был 91 двор – 963 души обоего пола и разного социального состояния: из них 195 дворян, 36 духовных лиц, 542 души крестьян, 43 души военных чинов и казаков.
Поэтому на начало ХХ века Пятницкая церковь была одним из духовно-просветительских центров Чернигова.
Но наибольшие разрушения нанесены церкви в годы Второй мировой войны: в результате взрыва авиабомбы она была разрушена наполовину. Только многолетними усилиями авторитетного на то время реставратора П. Д. Барановского церковь была отреставрирована и возрождена в первобытном виде. Утраченные части были возобновлены, для работ изготовлялся специальный кирпич шести разновидностей по образцам и размерам древней плинфы, а блоки, найденные во время разборки руин, были вмонтированы в новые стены, которые клались по шаблонам, имитируя технику построения ХІІ-ХІІІ веков.
На протяжении 1943-45 годов были проведены консервационные работы, а реставрационные длились долгие 17 лет. И только в 1962 году реставрация церкви в виде, близком к первоначальному, была завершена. При этом не были возобновлены изначально построенные боковые притворы, а также пристройки ХVII-XIX веков и ротонда. К сожалению, в процессе работ были разрушены не только разные церковные пристройки и ограждение, но и колокольня ХІХ века, которая имела художественную и историческую ценность. C 1972-го по 1989-й год в сооружении действовала экспозиция «Пятницкая церковь – достопримечательность древнерусской архитектуры и искусства ХІІ века».
С 1991 года Пятницкая церковь – действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и любимое место молитвы многих жителей Чернигова. И не удивительно, ведь в небольшой, уютной, веками намоленной церкви по-особенному чувствуется благодать и присутствие Божье. В храме ежедневно происходят службы, осуществляются Таинства крещения, венчания, удовлетворяют свои духовные потребности сотни верующих. Посещает также храм большое количество паломников и туристов из Украины и из-за границы.
Недавно, в начале 2000-х годов, на стене церкви открылась интересная деталь: изложенный кирпичом крест, датированный концом ХII века, который до сих пор был тщательным образом заштукатурен реставраторами в советское время. Эта часть церкви не была разрушена ни во время монголо-татарского нашествия в ХIII веке, ни во время фашистского, потому изображение сохранилось. Местные историки рассказывают, что когда выдающийся архитектор и археолог Петр Барановский возобновлял храм после Второй мировой войны, из Исторического музея к нему пришел ученый и говорит: «Где-то здесь должен быть крест, который есть на старинных чертежах церкви, хотя его и не видно». И этот крест, изложенный во время возведения церкви, таки нашли, но заштукатурили. На всякий случай...