"Еврейская тематика - весьма занимательная", - итоги религиоведческой школы по иудаике
Участники четвёртой Международной молодёжной религиоведческой школы по иудаике попытались непредвзято изучить иудаизм. Подробнее читайте в репортаже Алексея ГОРДЕЕВА.
Завершила свою работу четвёртая Международная молодёжная религиоведческая школа по иудаике. Как РИСУ сообщала ранее, Школа проходила с 6 по 18 июля и объединила представителей академических кругов, общественных и религиозных организаций, став платформой для встречи молодых учёных и аспирантов с целью изучения иудаизма. Организаторам удалось организовать программу таким образом, что она стала интересной всем. Финансовую поддержку в проведении школы оказали Голландский Еврейский Гуманитарный фонд и Евроазиатский еврейский конгресс.
Столичный экскурс
Первая, лекционная, часть Школы проходила в аудиториях Междисциплинарной сертификатной программы по иудаике НаУКМА. Здесь также каждый из участников имел возможность представить и свои конкурсные исследовательские работы, на основании которых они были допущены к участию в школе. Презентация работ – и в этом, наверное, её главное достоинство – позволила очертить круг интересов сегодняшних исследователей иудаизма.
Поскольку считается, что исследование иудаизма без исследования иврита – напрасная трата времени, то в расписание Школы было введено изучение основ классического языка. Нужно отметить, что, по мнению Евы Синкевичи, аспирантки теологического факультета Латвийского университета (г.Рига), это был один из наиболее интересных и информативных курсов, предложенных студентам. Преподавала данный предмет Мира Витман, и.о. завкафедры современного иудаизма и семитологии Петербургского института иудаики. По всеобщему убеждению, данные занятия помогли понять мир иудаизма сквозь призму изучения языка, отображающего менталитет и мировоззрение народа.
«Участников религиоведческой школы интересно узнать историю языка иврит, что это вовсе не один язык, а что это – несколько языков, причём существующих параллельно, − подчёркивает языковед. – Я предпочла культурологический подход к языку, попыталась сделать так, чтобы участники сами переводили тексты».
В итоге, каждый участник Школы смог самостоятельно перевести асерет ха-диброт – Десять Заповедей.
Кроме того, в рамках Школы проводились встречи с представителями различных ветвей иудаизма. Гостями Школы стали Борис Грисенко, раввин Киевской еврейской мессианской общины, и Александр Духовный, главный раввин Киева и Украины общин прогрессивного иудаизма. Также участники Школы посетили ряд еврейских культурно-исторических объектов в украинской столице. Галицкая синагога, синагога на Подоле, Музей Шолом-Алейхема, Центральная синагога Бродского – вот неполный перечень тем мест, посещение которых способствовало знакомству с реальным положением дел в современных еврейских общинах и их культуре.
Город контрастов
Так охарактеризовал Умань Игорь Кривошея, учёный секретарь Государственного историко-архитектурного заповедника «Старая Умань». Как и было запланировано, вторая часть Школы проводилась в Умани стенах старого василианского монастыря, который передали в собственность заповедника. Кроме знакомства с темами, особенно актуальными для Умани ближе к сентябрю – рабби Нахмана из Брацлава и хасидских паломников, – вниманию слушателей Школы были предложены тематические экскурсии. Участники посетили хасидский квартал и могилу рабби Нахмана.
Наталия Касянчик, музыкант и аспирантка НПУ им.М.П.Драгоманова, провела мастер-класс по еврейской музыке европейской традиции. Религиоведов учили петь еврейские мелодии и понимать, почему еврейская музыка столь привлекательна и представляет интерес не только для обыкновенных людей, но и учёных.
Оставшееся время Школы было посвящено экскурсии по г.Умань и дендрологическому парку «Софиевка». Слушатели Школы узнали, что Умань – город с весьма колоритной и захватывающей историей, полный историческими памятниками и памятниками архитектуры. А парк «Софиевка» удивил своей гармоничностью и завершённостью.
Фотографии - Анна Мария Басаури Зюзина, Алексей Гордеев