• Главная
  • "Хотелось бы видеть лишь одного Патриарха в Киеве – одной объединенной Киевской Церкви, который был бы в полном сопричастии и с Епископом Рима, как и со всеми Патриархами Востока"...

"Хотелось бы видеть лишь одного Патриарха в Киеве – одной объединенной Киевской Церкви, который был бы в полном сопричастии и с Епископом Рима, как и со всеми Патриархами Востока"

12.12.2007, 19:29
"Хотелось бы видеть лишь одного Патриарха в Киеве – одной объединенной Киевской Церкви, который был бы в полном сопричастии и с Епископом Рима, как и со всеми Патриархами Востока" - фото 1
В гостях у РИСУ: о. Иван ДАЦЬКО, президент Института Экуменических Студий Украинского Католического Университета, официальный член Международной смешанной комиссии для богословского диалога между Православной и Католической Церковью

о. Иван ДацькоВ гостях у РИСУ: о. Иван ДАЦЬКО, президент Института Экуменических Студий Украинского Католического Университета, официальный член Международной смешанной комиссии для богословского диалога между Православной и Католической Церковью

Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху


Основная тема веб-конференции: Украинская Церковь в католическо-православном диалоге сегодня


16. Вопрос от редакции

Всечеснейший отче Иван, как Вы видите роль СМИ в лелеянии этого диалога между христианами?

о. Иван Дацько— Дорогая редакция РИСУ! Как хорошие христианские журналисты Вы лучше меня знаете, что первым заданием журналистов является служить Правде. Сам Христос нас поучает: Познаете истину и она сделает вас свободными! Это значит, что Вы должны объективно освещать события.

По этому делу я бы советовал писать положительно! Освещать возможности для примирения. Работайте исправно, профессионально и быстро. И не замыкайтесь в Украине, будьте широких взглядов.

Сердечно благодарим за участие в нашей веб-конференции. Желаем успехов и много сил в работе! Всегда рады сотрудничеству!

Хочу Вам выразить признание, что РИСУ читают очень важные лица и представители разных церковных учреждений. Помните об этом! Продолжайте хорошее дело, будьте близкими к народу и его религиозности, проповедуйте толерантность и распространяйте уважение к основным человеческим правам, подаренным нам Всевышним! Желаю Вам всех успехов и пусть Вас Бог благословит!


15. Андрей, Одесса

— Уважаемый отче Иван, Слава Иисусу Христу. Отче Иван, известно, что УГКЦ является открытой и экуменической Церковью. Какие ближайшие шаги для объединения украинских христиан планирует ваша Церковь? Также в медиа была подана информация о создании экуменической комиссии УГКЦ, входите ли Вы в ее состав или планируете ли общие проекты с этой Комиссией?

— Я тесно сотрудничаю с этой Комиссией. А о ее планах прошу спрашивать ее председателя, д-ра Игоря Шабана.

Коротко могу Вам сказать, что еще в 1991 году Блаженнейший Мирослав Иван заявил, что в нашей Церкви есть два приоритета – экуменизм и надлежащая формация духовенства и мирянства. Я лично стараюсь быть верным этим двум приоритетам.


14. Татьяна Шпайхер

— Слава Иисусу Христу! 1. Отче Иван, сегодня активизировалась работа общей православно-католической комиссии, в которой принимают участие также Восточные Католические Церкви. Происходит ли сегодня сотрудничество между Восточными Католическими Церквами для согласования их действий и выработки общей политики?

— Слава навеки! Дорогая госпожа, это правда, что сегодня более ощутимое присутствие Восточных католических Церквей в экуменическом диалоге. За последние 10 лет периодически собираются греко-католические епископы Европы. Лично я, когда идет речь о Церкви, употреблять срок «политика». Характер этих встреч скорее пасторальный, епископы друг друга взаимно информируют, что планируют делать, нужно ли что-то координировать с епископами других народов.

2. С одной стороны УГКЦ официально принимает участие в работе православно-католической комиссии, из другого до сих пор не воспринимается Русской Православной Церковью, которая в упомянутую комиссию входит. Потенциальному диалогу с УПЦ (МП) будет препятствовать также налаженное сотрудничество с УПЦ КП и УАПЦ. Какие шаги предлагает предпринять УГКЦ Церквям Владимирового крещения для налаживания эффективного диалога?

— Мое отношение к представителям РПЦ в комиссии является корректным и учтивым. Несколько раз я имел с ними деловые разговоры. Они замечательно знают, что я являюсь священником УГКЦ и какова моя в ней функция. И как я сказал, давая ответ на другой вопрос, к сожалению, в этом диалоге нет ни одного представителя украинского Православия.

Относительно сотрудничества с УПЦ (МП), УПЦ КП и УАПЦ, то понимание должны в первую очередь найти между собой наши православные братья.

Для меня было бы очень конкретным шагом, если бы мы вместе взялись за общий перевод наших литургических книг. Чтобы мы действительно могли почитать Бога одним сердцем и одними устами.

3. Не стоит ли сегодня опять возобновить диалог между УГКЦ и Константинопильским Патриархатом, ее Церковью-матерью с целью скорейшего становленя Греко-Католического Патриархата в Украине? Тогда, в 2004 г., Константинополь был против такого Патриархата, однако сегодня Экуменический Патриарх может пересмотреть свою позицию, поскольку между Вторым и Третьим Римом идет борьба за первенство в мировом Православии.

— Вы правдоподобно не проинформированы. Между УГКЦ и Вселенским Патриархатом существует диалог и соответствующие контакты. Считаю, что эти связи нам нужно еще усилить. Потому что в диалоге выравниваются разные кривотолки, которые зарождались на протяжении веков.

А в наших стараниях о Патриархате не делаем это против никого, всегда работаем положительно. Патриархат – естественное завершение поместной Восточной Церкви и мы к этому устройству уже созрели.


13. Анатолий Бабинский, магистр богословия

1. Насколько мне известно, Украинская Греко-католическая Церковь официально не присутствует на диалоговых встречах между Православной и Католической Церквами. Поскольку, к примеру РПЦ, не признает екклесиальности УГКЦ – то есть воспринимает ее как часть Римо-Католической Церкви. Должна ли такая ситуация измениться, и как? Возможно для этого нужен пересмотр статуса УГКЦ в Католической Церкви?

о. Иван Дацько— Господин магистр, строго говоря, все члены православно католического богословского диалога были призваны на основе своей компетентности. Каждая Православная Церковь дала по 2 своих представителя, вместе 32. А Католическая Церковь – своих 32. А я был призван по поручению Блаженнейшего Патриарха Любомира и при согласии Папского Совета для содействия единству между христианами. И каждый из участников знает, что я являюсь священиком УГКЦ.

2. Ни одна из Церквей Киевской традиции не представлена в диалоге. Каждая в силу своих причин. УПЦ КП и УАПЦ – понятно почему. УГКЦ и УПЦ (МП) не могут непосредственно выступать субъектами диалога. А я уверен, что непосредственного голоса Киевской Церкви в диалоге не хватает катастрофически! Какие пути выхода лично вы видите?

— Хочу Вас успокоить, что я принимал достаточно активное участие в диалоге и четко представлял позицию нашей Церкви. Я думаю, что все мы, члены комиссии, не только работали вместе, но и сдружились. А дружба является большой экуменической ценностью. Может Вы припоминаете, что первая конфереция нашего Института была посвящена этой теме.

3. Не считаете ли Вы, что необходимо начать внутриукраинский католическо (греко-католическо) – православный диалог? (Как это происходит, насколько мне известно, в Америке).

— Вы здесь абсолютно правы, и я только приветствовал бы такой диалог. Достаточно получить поручение от Блаженнейшего Любомира и я приму в нем активное участие. Думаю, что многие так думают и среди украинских православных.

Важно избавиться от страха относительно друг друга. Потому что как говорит св. Иоанн Богослов, имеющий страх, несовершенен в любви.

4. Мне лично одним из возможных вариантов моделей диалога для УГКЦ кажется объединение сначала с Православной Церковью в Украине (при условии образования единой автокефальной Православной Церкви, признанной Вселенским Православием) и уже в таком формате присоединяться к католическо-православному диалогу как полноправный субъект. Что Вы думаете о таком варианте?

— Дорогой брат, помните, что дело единства Церквей является делом Божьим. И не нам определять время, когда это состоится. Достаточно нам молиться, работать, создавать атмосферу взаимного сближения, «тоски, по единству» (как сказал Митрополит Андрей), стремиться к примирению, прощению и взаимному сотрудничеству. Тогда естественно возникнет общее желание единства и сопричастия. А когда это произойдет – оставьте это Богу!

5. Гипотетически. При условии достижения евхаристийного единства между православными и католиками, какое место займет УГКЦ? Поскольку ее существование будет немного абсурдным, не с точки зрения церковной традиции (поскольку УГКЦ – это феномен и имеет право на существование), а с точки зрения екклесиологии.

— Как дойдет до сопричастия Церквей, мы будем поместной Украинской Церковью в полном сопричастии со всеми другими поместными Церквами вселенской Церкви. Обряд, дисциплина, литургический уклад, духовность, богословие будут восточными, православными и католическими. Важно дойти до того, чтоб мы могли причащаться из общей чаши.

6. Основной в настоящее время вопрос диалога – это вопрос роли Папы в Единой Церкви. Православная Церковь говорит, что роль Папы должна отвечать традиции первого века. Какая позиция на сегодняшний день УГКЦ относительно этого вопроса?

— Именно теперь, как я уже сказал ранее, мы приступили к обсуждению вопроса первенства Римского Епископа, сначала в первом тысячелетии, а следовательно во втором. И имею надежду, что мы прийдем к пониманию. Такой является установка Католической и Православных Церквей, а очевидно и нашей.


12. Греко-католик

— Отче Иван! Мне досадно такое говорить, но придется: что мы как Греко-католики, Украинцы, много сетуем и обвиняем других, то ли за обряд, или традицию восточную или западную... А в действительности имеем свою ТТРАДИЦИЮ – КИЕВСКУЮ... И зачем нам ехать в МОСКВУ заимствовать то, зачем мы сами БОГАТЫ.

— Я воспитывался в духе, что я являюсь сыном Киевской Церкви, такой, какой она была во времена св. Владимира – одной и неразделенной. На протяжении истории мы забывали традиции этой Церкви, а заимствовали практики из других Церквей. Наступило время обратиться к источникам!


11. Православный

— Ваша Церковь является особенно дорогой для меня, потому что я знаю сколько страданий вы вытерпели в прошлом веке вместе с тогдашним Главой Церкви Иосифом (Слипым), имя которого для меня близко и дорого. Эти мученики вложили свое свидетельство веры в ту Церковь, к которой мы принадлежим. «Мы также сегодня призваны, чтобы давать свидетельство веры в новых обстоятельствах, в новом мире, который меняется», — сказал Кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского Совета, для содействия единству между христианами, 9 декабря 2007 года, обращаясь к многочисленным верующим в рамках своего визита на место строительства Патриаршего центра УГКЦ в Киеве. Вам униатам нужно лишиться комплексов, и перестать плакать...

— Мне приятно было читать ваши слова, хоть бы потому, что я имел ту честь и привилегию быть личным секретарем и канцлером патриарха Иосифа, исповедника веры. Приведенные Вами слова кардинала Каспера для нас является ценными. Лично я никогда не имел комплексов в отношении к любой Церкви, и я осознаю сокровища своей Церкви. А Вам был бы благодарен, если бы Вы не употребляли термин «униаты», потому что он имеет негативный оттенок.


10. Михаил

— Отче Иван. Известна ли в нашем современном мире светлая фигура Святого Иосафата Кунцевича? Является ли он покровителем экуменического института? Ведь Он для всех нас украинцев является символом единства, и пора уже обратить внимание на эту личность и правильно осветить ее в наших глазах, избавляясь от разной неправдивой полемики. Заинтересован ли кто-то вообще, чтобы подняться к такому важному делу и осветить это в духе экуменизма между нашими нынешними Церквами?

о. Иван Дацько— Для меня личности таких святых Католической Церкви, как Иосафат Кунцевич, Анджей Боболя или в английской истории Томас Мор, а также убитые разные католики и протестанты во время Тридцатилетней войны (1618-1648), являются грустным доказательством того, как христиане второго тысячелетия отдалились от Христовой воли, чтоб все были едино. Это является наибольшим грехом второго тысячелетия, что христиане убивали христиан.

Патриарх Иосиф, а затем и Папа Иоанн Павел ІІ во время визита в Украину подчеркивали значение экуменизма мучеников. Патриарх Иосиф часто отмечал, что в Сибири христиане свидетельствовали свою веру без оглядки на то, были ли они православными, католиками или протестантами. А когда закончилось время преследований, мы почему-то склонны сосредотачиваться больше на том, что нас разъединяет, чем что соединяет.

Лично я считаю, что это был бы большой экуменический вызов, если бы мы в ІІІ тысячелетии совместно чествовали память тех христианских мучеников с разных сторон. Например, чтобы мы, католики, чествовали тех православных мучеников, которых убили католики, а православные чествовали тех католиков, которых убили православные. Это был бы чрезвычайно большой и действенный шаг в направлении будущего сопричастия Церквей.

— В экуменическом диалоге выступает ли Католическая Церковь на равных правах с Православной Церковью, или опять будет уступать и толерантно принимать примитивные понятия Православной Церкви (такие как: каноничные территории, проблема унии, и тому подобное)? Благодарю.

— А относительно официального экуменического диалога, то Католическая Церковь имеет те же права, что и Православная. Относительно вопросов канонических территорий или унии, то хочу заметить, что участники смешанных богословских встреч в Белграде и Равенне уделяли этим вопросам очень мало внимания.


9. Павел

— Должно ли экуменическое согласие с Православной Церковью совершаться за счет Унии?

— Папа Иоанн Павел ІІ недвусмысленно заявлял, что Католическая Церковь будет прилагать большие усилия, чтоб прийти к согласию с Православными Церквами, но не за счет Восточно-католических Церквей. Для меня это является очень важным принципом! В Белграде и Равенне нас было 4 из Восточных Католических Церквей.

Как Вы оцениваете приезд Вальтера Каспера на Украину? Следя за событиями и читая прессу, увидел много фальши, миража и призраков. Отразится ли это снова на Греко-католической Церкви, в опасении за Римо-католиков в России?...

— Этот визит я оцениваю очень положительно. Освящен центр святого Климента в Киеве, в котором действительными членами являются православные разных юрисдикций, греко- и римо-католики. Кардинал произнес очень хороший доклад о сопричастии Церквей. И его слушали главные представители этих же Церквей. Очевидно, он посетил греко- и римо-католические общины Киева, равно так же посетил Киево-Печерскую лавру и встретился с Митрополитом Владимиром, предстоятелем УПЦ.

А относительно прессы – следует различать между позитивной, и негативной. Есть и много того, что Вы говорите. Но появляются и хорошие статьи или репортажи. Лично я стараюсь работать положительно. Насколько мы будем внутри и духовно сильными, и будем иметь высокообразованное духовенство, то нам незачем бояться.

— Как понимать такое понятие, что Греко-католическая Церковь является «мостом» между Востоком и Западом? Я считаю, что это порочное понятие. Ведь «мост» — это вещь или средство, а мы являемся равноправной стороной как по отношению к Востоку, так и Западу... К Востоку, потому что имеем все от начала, как Традиция и Обряд и тому подобное, а к Западу — благодаря правильному учению Церкви.

— Относительно этой роли, то наш Блаженнейший Любомир в последние годы четко подчеркивает, что мы являемся посредниками между Востоком и Западом, а не мостом. УГКЦ как Церковь, которая является посредником, должна показать Западу, какой является Восточная Церковь, а Востоку, какой является Западная.


8. Студент

— Слава Иисусу Христу! Всечесный отче Иван! Имею честь задать Вам несколько вопросов, как студент Католического Университета. Уже несколько лет замечаю, что когда идет речь о нас греко-католиках, то не всегда адекватно и справедливо относятся наши брать римо-католики. А проблема в том, что на это скажут братья православные, то есть преимущественно всегда прислушиваются к их мнению... Чтобы временами не обидеть их... Если идет речь о нас греко-католиках на Украине, то наша Церковь имеет определенный опыт относительно православных. Мы вместе живем, имеем временами общие трудности и проблемы, временами подвигаемся вперед и имеем определенный опыт как Церковь. Мой вопрос в том, делитесь ли Вы как представитель Греко-католической Церкви этим достоянием, которое мы имеем, и о проблемах с Высшей Властью в Риме или компетентными лицами, например с шефом Валтером Каспером.... Потому что опыт нашей Церкви Греко-католической большой и стоит поделиться, и не только делиться, а, чтобы знали в Риме, что и как даже от нас. Потому что временами выглядит очень грустно, что делается что-то средством нас же самих и нашей Церкви. Благодарю, надеюсь, что прислушаетесь к моим предложениям и поделитесь своим опытом и трудом, как происходит экуменизм между нами греко-католиками и православными.

— Относительно способа, как Рим нас трактует – из личного опыта могу сказать, что если наши аргументы являются обоснованными и убедительными, то в Риме их трактуют серьезно. Следует обходить эмоции, ненужную полемику, лучше спокойной аргументацией убеждать своего собеседника.

Не нужно иметь комплекс неполноценности. Если Вы знаете традицию и богатство своей Церкви, Вам достаточно их изложить. А досойный собеседник их только должным образом оценит.


7. Сергей


— Когда наконец католики и православные будут говорить конкретно о важных делах относительно единства христиан, и православные перестанут петь ту же песню о канонических территориях? Благодарю!

— Должен вас заверить, что я общаюсь и с католическими, и с православными богословами, которые искренне желают единства. А то, что Вы говорите о канонической территории, то св. пам. Патриарх Иосиф неоднократно подчеркивал, что Украинская Церковь есть там, где есть украинцы. "Где есть народ – там есть Церковь", — говорил он.


6. Михаил, православный

— Слава Иисусу Христу! О.Иван, Католическая церковь в западных областях (в частности в Ивано-Франковской области) для своего укрепления в регионе активно использует местных политических и государственных деятелей, тем самым наступая на верных Православию. По моему мнению это (мягко говоря) нетолерантно по отношению к своим братьям православным.

о. Иван Дацько— Уважаемый господин Михаил, если у Вас есть конкретные факты, то прошу их сообщить греко-католическим епископам. Потому что установка нашей Церкви является уважением к вопросу отделения Церкви от государства и государства от Церкви.

Я хочу напомнить, что еще со времени возвращения Патриарха Мирослава Ивана во Львов наши иерархи призывали к толерантности, примирению, взаимопониманию. В 2001 году, по случаю визита Папы Иоанна Павла ІІ, Блаженнейший Патриарх Любомир просил у православных прощения за нашу вину и простил вину другим. Хотелось бы услышать подобное заявление и от наших православных Предстоятелей.

И нам неприятно, когда мы слышим, что кто-то из греко-католических священников или мирян использует свое влияние при светской власти во вред православним братьям. Знаю, что не один такой священник понес наказание перед Церковью.


5. свящ. Николай

— Слава Иисусу Христу!

1. Отче, как Вы оцениваете заявления Патриарха Ворфоломея уступить честь первенства в интересах Римского первосвященника?


— Слава навеки! Дорогой во Христе брат, Православие как такое всегда считало римского Архиепископа первым.

Переломность Равеннского документа в главной мере заключается в том, что первый раз от несчастного раскола 1054 года православные богословы признали первенство епископа Рима на вселенском уровне. Как они это понимают и будет ли это совпадать с католическим пониманием – будет главной темой нашего последующего диалога.

2. Как отмечается в католическо-православном диалоге разделения Украинского Православия?

— Украинское присутствие в Равенне было, к сожалению, ограничено лишь мною. Жаль, что не было представителя Украинского Православия. Стоит нашим братьям-православным над этим вопросом остановиться. Лично я думаю, что это было бы очень хорошо!

3. Признает ли Католическая Церковь действительность таинств, совершенных иерархами УПЦ КП и УАПЦ (в том числе и иерейских и архиерейских рукоположений)?

— Католическая Церковь признает действительность всех таинств Православных Церквей, если те священнослужители законно получили свои рукоположения, а в случае архиереев – если сохранен апостольский преемник. Если это условие в этих Церквях было сохранено, то таинства, преподанные священнослужителями УПЦ КП и УАПЦ, в т.о. архиерейские и иерейские рукоположения, являются действительными. Прошу четко различать между важностью и законностью!

4. Как тесно можно католическим иерархам вступать в молитвенное единение с православными в том числе с теми, которые находятся в расколе?

— 8 декабря с.г. я имел честь представлять в Киеве «Учебник из духовного экуменизма» кардинала Вальтера Каспера. Там эти отрывки, посвященные этому вопросу. Вы наверно знаете, что я являюсь сыном украинской диаспоры и издавна мы совместно с православными священнослужителями отправляли общие панихиды, молебны, другие богослужения, кроме Божественной Литургии. Думаю, что было бы очень полезно, если бы мы ввели эту практику в Украине.


4. Иеромонах Мануил (Пишкович), верный УГКЦ

1. Всечеснейший отче, я уже несколько раз встречал среди верных УГКЦ мысль, что следует вопреки ККСЦ (кан. 702), начать сослужения с православными, а мирянам – свободно, без всяческих ограничений, приступать к Таинствам взаимно. Мол, пусть иерархи решают и дальше все pro et contra, а начать следует «с низов». Как Вы относитесь к такой точке зрения?

о. Иван Дацько— Высокопреподобный и дорогой отче, к сожалению действительность является такой, что мы еще не находимся в полном сопричастии с Православной Церковью и потому мы еще не можем принимать Тело и Кровь Господнюю из одной общей чаши. В Равенне католики присутствовали на православной Литургии, а православные – на католической, но к причастию не приступали. Но если кто-то поступает иначе – то это дело его совести.

2. Не считаете ли Вы, что экуменизм исчерпал себя (не знаю какой подобрать термин). Он стал как будто «правилом хорошего тона», виплеснув себя изнутри. Был свидетелем, когда, например, римо-католический епископ, считая нашего священника или монаха членом какой-то Православной Церкви, подходил к нему, но когда выяснял, что это «униат», абсолютно терял всякий интерес к нему. И это случалось в разных странах и с разными людьми. В свою очередь, греко-католики часто привыкли ругать Рим, с которым имеют реальное сопричастие (какие бы не были здесь проблемы отношений), а гоняться за призрачным единством с восточными братьями, что в настоящий момент более «модно» (как и хаять Рим). Не считаете ли Вы, что здесь нужен «Коперниковский переворот» (не в сути дела: стремлении, чтобы «все были одно», а в подходах), чтоб не наполнять старые мехи новым вином? Благодарю!

— Советую Вам перечесть книжку о. Кирилла Королевского «Униатство», которую он написал в 1927 году, которая вскоре выйдет в издательстве «Свичадо». Там очень четко сказано, что понимали творцы унии, а что из нее вышло. Именно это «униатство», которое является искажением идеи унии. Это произведение написано несколько терпко и слуга Божий Митрополит Андрей сказал, что это хорошая книжка, но она написана «без любви».

Однако нужно сказать православным, что термин «униатство» употребили не они первые, а католические священники.

Факты, которые Вы описываете, достаточно грустные, и я считаю пережитками прошлого. Настоящий экуменизм или экуменическое движение, как научает документ ІІ Ватиканского Собора Unitatis Redintegratio (4), это поиск путей единства, а не разъединения. Вам известно высказывание Блаженного Папы Иоанна ХХІІІ, что католиков и православных намного больше чего соединяет, чем разъединяет. И потому нужно, чтобы и православные, и католики вели в таком духе диалог и взаимно дополняли друг друга.


3. Рома Гайда, США

— Дорогой отче Иван. Признает ли РКЦ существование Католического Сопричастия или нет? Меня всегда удивляет нехватка ознакомления руководства РКЦ с теми Восточными Церквами, которые находятся в сопричастии с Наместником св. Петра, а их трактуют только вторым обрядовым вариантом Римской Церкви. Не стоит ли такой подход на препятствии сближению, не противоречит экуменическому движению?

о. Иван Дацько— Приветствую Вас, госпожа Рома. Вижу, что Вы меня еще не забыли. Если изучать новейшие документы Пап и Римского Апостольского Престола, главный после ІІ Ватиканского Собора, то четко сказано, что есть одна Вселенская Церковь, которая состоит из многих поместных Церквей. Одной из таких Церквей, и к тому же очень большой, является Латинская Церковь. И к сожалению, на протяжении истории понятия «католический» идентифицировалось с понятием «Римо-католицький», то есть латинского обряда. Со времен ІІ Ватиканского Собора все семинарии и католические университеты обязаны преподавать и изучать предметы восточного богословия, права, Литургии и духовности. Однако, насколько мне известно, это распоряжение не везде выполняется. И следствие является таким, как Вы говорите. И это наверняка не содействует экуменическому диалогу. Я считаю, что в конечном итоге очень подчеркивал св. пам. Патриарх Иосиф, что православные очень наблюдают, как относится Римский Престол и епископы РКЦ относятся к своим восточным братьям и сестрам.


2. Олесь Пустоцвит, [email protected]

— Отче Иван. Вы являетесь знаковой личностью в УГКЦ, можно сказать – историческая. Вы были личным секретарем Патриарха Иосифа, были при Патриархе Мирославе-Иване после его возвращения в Украину. Если можно, прошу ответить на несколько моих вопросов.

1. На ваш взгляд, выполняет ли УГКЦ сегодня в целом и в частности Завет Патриарха Иосифа?


— Благодарю господин Олесь. Я действительно себя считаю привилегированным, что имел честь работать с такими историческими личностями, какими были Патриархи Иосиф и Мирослав-Иван. Относительно вопроса, то в целом думаю, что и епископы, и духовенство, и верные выполняют завещание Патриарха Иосифа. Мы действуем как Церковь с синодным и патриаршим укладом. Единственное, чего нам не хватает – это формальное признание титула Патриарха.

После выхода из катакомб мы обновляем духовную и церковную жизнь в Украине. Наши монашеские чины и общины успешно развиваются. И Украинский Католический Университет развернул очень широкую научную деятельность. Лично имею впечатление, что чем больше мы отходим от даты его смерти, тем более весь украинский Божий люд убеждается, какой большой фигурой и какими актуальными были взгляды и поучения Патриарха Иосифа, изложенные им в завещании.

2. Движется ли УГКЦ к получению Патриархата? И вообще, есть ли надежды на то, что в Ватикане согласятся его признать в ближайшем будущем?

— С того времени я стал священником в 1971 году, утверждаю, что вопрос признания нашего Патриархата был для УГКЦ приоритетным. Знаю, что в настоящее время в Ватикане к этому вопросу относятся положительно, а не скептически, как это было в 70-х годах. Всегда находим больше сторонников этого дела, а то и высоких иерархов, которые декларируют свою готовность поддержать нас в этих соревнованиях.

Хотел бы отметить, что всегда больше актуальности набирает экуменическое измерение нашего патриархата, а именно, хотелось бы видеть лишь одного Патриарха в Киеве – одной объединенной Киевской Церкви, который был бы в полном сопричастии и с епископом Рима, как и со всеми Патриархами Востока. При том, эта Церковь сохраняла бы свою полную поместность, в которой и ее Православие, и Католичество, взаимно дополнялись.

В конечном итоге, мы ничего чрезвычайного не добиваемся, потому что Патриархат и Патриарший уклад является окончательным завершением любой поместной восточной Церкви.

3. В свое время Патриарх Варфоломий выступил решительно против идеи Патриархата УГКЦ. Известно ли Вам, изменилось ли его мнение (оценка) УГКЦ, в частности, ее права на Патриархат? Кстати, должен был бы Рим советоваться с Константинополем относительно этого, потому что все же Константинополь является материнской Церковью для УГКЦ (если рассматривать ее как часть когда-то единой Киевской Церкви)

— Это правда, что Патриарх Варфоломей одно время отнесся с предостережениями по созданию Патриархата УГКЦ.

Святой памяти Папа Иоанн Павел ІІ хотел иметь как кожно более широкий консенсус по этому делу как с католической, так и из православной стороны. И это было очень экуменически с его стороны. Единственно, что не хватило, это окончательное определение, вызванное может и смертью Папы. Должен заметить, что возможно нужно и нам больше поработать с другими восточными Патриархатами, чтоб и они убедились, что в будущем единый, объединенный Киевский Патриархат будет твориться на благо всей Церкви.

4. Каковы Ваши оценки переговоров в Равенне? Каковы их перспективы?

о. Иван Дацько— Прежде всего хотел бы сказать, что в Равенне происходили не переговоры, а богословский диалог. Это была научная встреча 64 богословов с обеих сторон. Мы изучали вопрос авторитета Церкви, синодальности, соборности и приготовили почву для дискуссии по самому сложному вопросу – примату епископа Рима.

Следующая пленарная сессия предусматривается в 2009 году, где будем обсуждать вопрос первенства епископа Рима в первом тысячелетие. Как завершим этот вопрос, приступим к изучению этого первенства во втором тысячелетии, а следовательно выведем надлежащие выводы.

В Равенне прозвучал голос, чтобы мы пришли к полному сопричастию наших Церквей в 2025 году, когда вся Церковь будет отмечать 1700-летие Первого Вселенского Никейского Собора (325). Если мы будем приступать к богословскому диалогу с настоящей смиренностью, молитвенно и с желанием осуществить заповедь Христову «чтобы все были едины», ища Божьего, а не человеческого, то может эта дата станет действительно реальностью.

5. Как Вы думаете, какие будут последующие шаги Московской Патриархии относительно Раввенских встреч? Вернутся ли они, чтоб не выпасти из процесса?

— Все члены-католики Равеннской встречи обязались не входить во внутриправославные спорные вопросы. Мое впечатление таково, что Московская Патриархия хотела бы принимать полноценное участие в этом диалоге, однако на своих условиях. В нашем случае, в Белграде в сентябре 2006 года она не согласилась, что Вселенский Патриарх есть просто (первым) среди православных Патриархов, а в Равенне они не желали участия представителей Эстонской Православной Автономной Церкви.

Митрополит Иоанн Зизиуюлас заявил, что присутствие эстонских делегатов не является равнозначным с их признанием. Но это не устраивало московских делегатов и они покинули совещания. Считаю, что можно было подойти к этому делу более спокойнее, потому что в Белграде, думаю, могла развернуться очень интересна дискуссия о роли и месте вселенского Патриарха в Православии. А в Равенне предложение митрополита Иоанна было благоприятным для всех других православных делегатов. Все же действительность была такой, что уже в первый день представители РПЦ (еп. Илларион Алфеев и о. Игорь Вижанов) оставили зал совещаний. Однако, думаю, что это в интересах всей Церкви, чтоб положительно решить вопрос их участия. Но нужно отойти от метода ультиматумов и искать диалога. Важно, что все Православные Церкви принимали участие в этом очень важном богословском и экуменическом диалоге.

В своем выступлении еп. Илларион четко заявил, что РПЦ высоко ценит богословский диалог между Католической и Православными Церквами, а прощаясь, он выразил желание вскоре принять в нем участие. Я думаю, что этим он четко сказал, что его Церковь заинтересована в этом процессе.

6. Как Вы оцениваете нынешние межправославные отношения в Украине и видите ли Вы вариант пути решения проблемы раскола? Какое участие УГКЦ в этом?

— Сегодня уже 16 лет после провозглашения независимости Украины я наблюдаю, что вырастает новое поколение не только священников, но и богословов, которым вопрос единства Церкви в Украине является первоочередным. Думаю, что предпосылкой всякого настоящего экуменического диалога является установка смиренности и старания исполнить Христов завет «чтобы все были едино».

Я думаю, что мы должны обстоятельно выучить, каким было Киевское христианство во времена св. Владимира, когда Церковь еще была одна и не разделенная, или, как это сказал святой памяти Папа Иоанн Павел ІІ, «православной в вере и католической в любви».

Вторым важным вопросом было бы как Киевская Церковь хранила сопричастия из материнской Константинопольской, и с Римской Церквами одновременно. Потому что известно, что Владимир получил от Папы Сильвестра ІІ мощи св. Климента Папы и что Киевская Церковь лелеяла контакты не только с Константинопольской, но и из Римской.

Думаю, что важными являются даты для понимания всему украинскому народу, что Православие и Католичество является богословскими понятиями, которые взаимно себя дополняют, а не противоречат. Кстати, вскоре появится книжка, которую издает наш институт, о. Вильгейма де Фриса, в которой автор очень четко объясняет этот вопрос.

7. В завершение, немножко юмора. Журналисты любят говорить о возможных преемниках Пап и Патриархов. Идет ли такой разговор о потенциальных преемниках нынешнего Главы УГКЦ? И если так, то о ком говорят?

— Это не совсем шутливый вопрос. Я думаю, что оставим это дело Святому Духу, а впоследствии епископам. А каждый из нас пусть достойно работает на своем месте.

В конечном итоге, я думаю, что наш Блаженнейший Патриарх Любомир, хотя ему и вскоре исполнится 75 лет, будет еще нашим главой достаточно долгое время. Молимся и работаем. А как придет то время, то и найдется соответствующий человек, который возглавит нашу Церковь. Равно же помним старый принцип: в Церкви каждый нужен, но не каждый необходим.


1. Иван Верстюк (православный богослов, публицист), [email protected]

— Приветствую вас. Наблюдая за ходом экуменических встреч, я пришел к выводу, что поскольку на них решающий голос имеют епископы – католические и православные – возможно, стоило бы при возглавляемом вами Институте Экуменических Студий учредить специальную программу подготовки епископов к экуменическому диалогу?

— Когда дойдет до окончательного вопроса единства или сопричастия Церквей, то решающий голос будут иметь епископы, Патриархи и Папа. Однако, как член православно-католической богословской комиссии должен заявить, что кроме епископов-богословов есть немало мирян, мужчин и женщин, а также священников-богословов, которые принимают очень живое участие в наших дискуссиях. Достаточно вспомнить такие имена с православной стороны как профессор Анджей Кузьма из Польской Православной Церкви, архидиакон Иоанн Ика из Румынской ПЦ. А с католической стороны профессоры-женщины Терезе Ганьталлер, Барбара Галленслибен, о. Павел МакПартлянд, о. Дмитрий Саляхис, себя самого и других. Все мы являемся богословами, но не епископами.

В комиссии преобладает сугубо богословский и научный характер. И каждый имеет равный голос без исключения – епископ он или нет. Однако, я согласен, что мы должны воспитывать и формировать будущих священников на наивысшем научном и духовном уровне, а впоследствии это уже будет зависеть от Синодов епископов отдельных Церквей, кого они изберут своими владыками.