• Главная
  • Публикации
  • Интервью
  • "Мы уже стали свидетелями Божьей милости в первом туре и есть все основания надеяться на то, что мы увидим ее и во втором туре президентских выборов"...

"Мы уже стали свидетелями Божьей милости в первом туре и есть все основания надеяться на то, что мы увидим ее и во втором туре президентских выборов"

17.11.2004, 17:15
Интервью
"Мы уже стали свидетелями Божьей милости в первом туре и есть все основания надеяться на то, что мы увидим ее и во втором туре президентских выборов" - фото 1
ИНТЕРВЬЮ с директором Института религиозной свободы (г. Киев) Александром ЗАЙЦЕМ

zayets.jpg— Господин Александр, Институт религиозной свободы существует не первый год. Как возникла идея организовать такой институт? Какими были первоначальные направления и что добавилось или изменилось в процессе деятельности?

— Институт религиозной свободы – это, в первую очередь, обычная, нормальная общественная инициатива. Идея создать эту организацию возникла в конце 1990-х годов. Много лет подряд, интересуясь и переживая вопросы свободы совести и вероисповедания, я вместе с другими увидел, что религиозная свобода в нашей стране, с одной стороны Божий дар, а с другой – её нужно постоянно оберегать. Изначально, направления работы Института были следующими: разработки в сфере правового обеспечения свободы совести и вероисповедания, содействие развитию государственно-конфесcиональных отношений, мониторинг церковно-религиозной жизни и анализ процессов, которые протекают в религиозной сфере. Позже добавились и другие направления, главным из которых было содействие развитию межцерковных и межконфесcиональных отношений.

— Одним из направлений вашей работы является законодательство. Дайте общую и, по возможности, более конкретную оценку религиозного законодательства Украины. Ваши предложения по его усовершенствованию.

— Не будет чем-то новым, если я отмечу, что украинское законодательство, касающееся свободы совести и религиозных организаций, является одним из самых демократических в мире. И в тоже время оно нуждается в усовершенствовании, учитывая реалии развития общественной жизни. Однако решать эти проблемы необходимо аккуратно, с осторожностью, прозрачно и демократично.

Совершенствование законодательства о свободе совести и религиозных организаций должно происходить путем максимального обеспечения свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций согласно с международными нормами в сфере религиозной свободы и создания благоприятных условий для развития равноправного диалога и сотрудничества государства и Церкви.

— Созданный всего год назад Совет представителей христианских Церквей Украины, который насчитывает несколько членов, проявляет большую активность, чем Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. В связи с чем возникла идея создания нового органа и как я между ними существенная разница? Были ли какие-нибудь попытки противостояния Совету ПХЦУ со стороны власти?

— Совет представителей христианских Церквей Украины был создан 2 декабря 2003 года путем подписания соответствующей Декларации шестью лидерами христианских конфесcий УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ в Украине, ВСЦ ХВЕП, УХЕЦ и Братства независимых церквей и мисcий ЕХБ Украины. Что касается самой идеи создания такого консультативно-вспомогательного межконфеcсионального органа, думаю, что об этом Вам лучше спросить у руководителей Церквей, которые создали Совет.

По-моему, создание Совета представителей христианских Церквей Украины является вполне закономерным результатом развития отношений, касающихся расширения диалога между христианами в возрождении христианской морали украинского общества и преодолении последствий советского атеизма и тоталитаризма в религиозной сфере.

Между Советом ПХЦУ и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций (ВСЦ) существуют некоторые отличия, начиная с формата участников и заканчивая степенью влияния государственных факторов на принятие решений. Но это, по-моему, не является препятствием для налаживания между ними активного сотрудничества, тем более учитывая, что пять из шести участников Совета являются членами ВСЦ. Стремление же представить Совет ПХЦУ как альтернативу ВСЦ безосновательны.

О каких-либо попытках препятствования деятельности Совета ПХЦУ со стороны власти мне на сегодняшний день неизвестно. Наоборот была попытка организовать сотрудничество между Советом ПХЦУ, ВСЦ и государственными органами власти в направлении защиты человеческой жизни, но, к сожалению, по определенным причинам, реализация этого проекта перенесена на период после выборов.

— Религиозно-политическая тематика в Украине особенно активизировалась перед выборами. Имели ли Церкви и религиозные организации, по-вашему мнению, влияние на предвыборные процессы? Известно ли Вам что-либо о случаях давления со стороны государства или политических сил на Церкви перед выборами?

— Влияние религиозного фактора на общественно-политические процессы в Украине, как и во всем мире, ежегодно, возрастает. Церковь как общественный институт, согласно с разными социологическими исследованиями, на протяжении многих лет обладает наивысшей степенью доверия среди украинцев (приблизительно 57-65%) Это, в сочетании с процессом увеличения сети религиозных организаций, является одной из причин некоторых действий со стороны отдельных политических сил, направленных на использование религиозного фактора в политических целях.

Так, уже обычным становится, что накануне каких-нибудь важных общественно-политических событий Государственный комитет Украины по делам религий ( я думаю не по своей воле) инициирует принятие Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций обращений, которые в результате соответствующего освещения в СМИ, направлены против оппозиционных политических сил и содержат в себе элементы поддержки действующего правительства. Например, в сентябре 2004 года, накануне политической акции «Повстань, Україно!», которую совместно проводили социалисты «бютивцы» и коммунисты, по инициативе Госкомрелигий Украины появилось «Обращение к народу Украины представителей политических партий и общественных объединений Украины» (кстати это обращение поддержали не все члены ВСЦ и потому оно не может считаться официальным документом Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций).

В октябре 2004 года Госкомрелигий Украины предложил членам ВСЦ подписать «Обращение Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций к украинскому народу накануне выборов Президента Украины», в котором было отмечено, что руководителей конфессий «беспокоит нагнетание неоправданных пристрастий вокруг выборов Президента Украины, стремление внести раскол, вывести людей на улицы для достижения своих неправедных целей». Учитывая, что последняя фраза была внесена в проект обращения после известных событий, которые произошли ночью с 23 на 24 октября 2004 года около здания Центральной избирательной комиссии, становится вполне понятным в чью пользу и против кого планировалось использовать это обращение.

Примерно в это же время, в октябре этого же года, в ряде областей Украины местные подразделения по делам религий инициировали подписание региональными религиозными деятелями обращений к духовенству и верующим в связи с выборами Президента Украины, в которых высказывалась прямая или косвенная поддержка одного из кандидатов. Например, в «Обращении руководителей религиозных центров и епархиальных управлений Закарпатья к духовенству и верующим в связи с предстоящими выборами Президента Украины» было отмечено, что «уменьшение безработицы, весомое увеличение социальных затрат, забота о пенсионерах – это конкретные результаты работы нынешнего правительства, возглавляемого Виктором Януковичем».

Эти и многие другие факты, которые имеют место в государственно-конфессиональных отношениях, создают кризис доверия в отношениях между государством и Церквями и религиозными организациями.

— Возможно ли разглядеть политические ориентации отдельных Церквей, их лидеров, в частности, из содержания их посланий? Можно ли говорить о разделении на поддерживающих правительство и оппозиционные церковные блоки? Отдельно охарактеризуйте послание к выборам, под которым подписалось большинство членов ВСЦ – и также для сравнения послание от Совета ПХЦУ.

— Церкви и религиозные организации Украины в своих обращениях к верующим и общественности всегда старались быть корректными и избегать конкретики относительно поддержки того или иного кандидата. Это вполне понятная позиция. Но, с другой стороны, это не означает, что в обращениях Церквей и посланиях их лидеров нет определенных общественно-политических моментов.

Я не стал бы говорить о том, что существует разделение религиозных организаций (Церквей, конфессий) на проправительственные и оппозиционные церковно-религиозные блоки. Тот факт, что лидер какой-нибудь конфессии симпатизирует тому или иному кандидату вовсе не означает, что все духовенство и верующие этой религиозной общины поддерживают того же кандидата. Но, с другой стороны, пользуясь случаем, я хотел бы сказать о том, что объединило почти все Церкви и религиозные организации в нашей стране – молитва Богу за честные, прозрачные, демократические и мирные выборы в Украине.

Что касается Вашего вопроса относительно сравнения «Обращения руководителей христианских Церквей Украины к украинскому народу в связи с выборами Главы Украинского Государства» от 30 сентября 2004 года (обнародованное 7 октября этого года в информагентстве УНИАН) и «Обращения Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций к украинскому народу накануне выборов Президента Украины» от 26 октября 2004 года, хотел бы обратить Ваше внимание на следующее. Первое обращение – добровольная инициатива руководителей восьми христианских Церквей Украины, которые почувствовали необходимость обратить внимание сограждан на духовно-моральные аспекты избирательного процесса. Второе обращение является инициативой Госкомрелигий Украины (насколько добровольно – трудно сказать, учитывая, что он является составной частью системы центральных органов исполнительной власти) и оно, на мой взгляд, является заказом «сверху». Я допускаю, что как раз из-за этого, ряд Церквей входящих в состав ВСЦ, не подписал этого обращения, чтоб не быть втянутыми в политическое противостояние.

— Какова оценка Церквями и религиозными организациями первого тура выборов? Как Вы думаете, какими будут действия религиозных конфессий в случае обострения политической ситуации в Украине?

— В целом, я думаю, что Церкви и религиозные организации, независимо от сложных условий, в которых происходил избирательный процесс, довольны результатами первого тура президентских выборов. Они молились и Бог дал Свою благодать Украине: высокой была активность граждан в реализации права выбора, сохранен гражданский мир, люди почувствовали ответственность за достойный выбор и судьбу своей страны.

С другой стороны, в обществе есть то, что беспокоит Церкви. Потому неслучайно накануне второго тура выборов Президента Украины руководители ведущих Церквей были вынуждены обратиться к согражданам с преподнесением христианской позиции относительно выборов Главы Украинского государства (Совместное обращение УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ, ВСЦ ХВЕП, и УХЕЦ от 12 ноября 2004 года и обращение УПЦ от 14 ноября 2004 года).

Что касается Вашего вопроса относительно того, какими могут быть действия конфессий в случае обострения политической ситуации в Украине, я думаю, что Церкви и религиозные организации в первую очередь будут продолжать молиться за Украину и украинский народ. Ведь разрешение сложных политических вопросов, по христианским убеждениям, лежит именно в духовной сфере. Мы уже стали свидетелями Божьей милости в первом туре и есть все основания надеяться на то, что мы увидим ее и во втором туре президентских выборов.

Львов-Киев, 17 ноября 2004года