Религия и власть: Церковь как пастырь общества и сосед власти

16.05.2014, 16:50
Религия и власть: Церковь как пастырь общества и сосед власти - фото 1
Разобраться с этим пытались ведущие эксперты и религиозные лидеры вчера, 15 мая, во время традиционного ежегодного Круглого стола «Религия и власть: проблемы взаимоотношений», прошедшего в Киеве.

Вопросы взаимодействия Церкви и власти сегодня становятся особо актуальными, глядя на значительные общественные перемены, всколыхнувшие Украину. Бесспорно, говорить о старых форматах сотрудничества уже нецелесообразно, однако новый формат еще до конца не определен. Разобраться с этим пытались ведущие эксперты и религиозные лидеры вчера, 15 мая, во время традиционного ежегодного Круглого стола «Религия и власть: проблемы взаимоотношений», прошедшего в Киеве.

02.jpg

Церковь и власть

Danylevich.jpgЗначительную роль в отношениях государства и религиозных организаций отыгрывал Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. Он всегда принципиально поддерживал целостность Украины и осуждал сепаратизм, заверяет представитель УПЦ (МП) о.Николай Данилевич. По его словам, провокаторам не удалось расшатать межконфессиональную среду, в чем заслуга всех религиозных деятелей, сдерживавших горячие головы.

«Этот Круглый стол сейчас особенно актуален, потому что имеет все процедуры, которые помогут решить насущные проблемы. ВСЦиРО всегда заявлял о принципиальной поддержке целостности и независимости Украины. Мы наблюдаем ситуацию межконфессионального мира и спокойствия сейчас. Слава Богу, не удалось расшатать ситуацию и добавить еще и межконфессиональные конфликты», – отметил он.

Епископ курии Верховного Архиепископа УГКЦ владыка Богдан (Дзюрах) уверен, что Церковь несет в себе миссию напоминания о сверхъестественном измерении. При этом он отмечает, что государство само должно было бы разрешить религиозным организациям быть самими собой, не пытаться инструментализировать Церковь, поскольку она может выполнить все свои задачи только тогда, когда остается собой. Но люди как граждане и часть государства не должны оставаться в стороне.

Dzyurah.jpg«Многие обращают свой взгляд к Церквам как к действительно авторитетным структурам. Часто, когда мы говорим о Церкви и государстве, то склонны противопоставлять эту действительность. На самом деле это неправда, потому что Церковь состоит из верующих людей, имеющих свой голос. Они несут ответственность за то, что делается в государстве, так же, как и руководители при власти… Так же и государство должно заботиться о духовном развитии граждан, при этом не вмешиваясь в дела Церкви, а Церковь не должна брать на себя функции государства», – добавил он.

Иногда может показаться, судя по заявлениям общественности, что есть запрос на теократию, удивляется о.Николай Данилевич. Он считает, что нужно в целом по-другому задавать вопросы, в частности, чтобы не Церковь ждала реакцию, а государство и общество слушали духовенство. По его словам, нужно сохранять баланс между разнообразием конфессий и происходящими событиями.

«Нужно ставить вопрос не так, что Церкви нужно сделать для государства, а что государство может сделать для Церкви. Потому что конфликт, который мы сейчас имеем, не межконфессиональный или межрелигиозный, он общественно-политический. Поэтому лучше бы государство и общественные институты прислушивались, что говорит Церковь», – призвал владыка Богдан.

Kovalenko.jpgГражданское общество и Церковь встречаются в каждом из нас, и эти функции мы сами должны научиться разделять, продолжает спикер УПЦ (МП) протоиерей Георгий Коваленко. Вместе с тем Церковь может присоединиться к посредничеству между властью и обществом, однако для этого существуют определенные условия. «Церковь, конечно, может быть посредником при условии, что все стороны хотят взаимопонимания. Нужно учитывать то, чтобы церковные иерархи были готовы поставить общественные и государственные интересы выше собственных амбиций и интересов. Для посредничества еще нужны авторитетные координаторы. И, безусловно, как люди верующие мы понимаем, что на все нужна воля Божья», – делится о.Коваленко.

Идею активного посредничества в урегулировании общественно-политического конфликта поддерживает и митрофорный протоиерей УГКЦ о.Олекса Петрив. По его мнению, последовательно нужно воплощать пункты манифеста со стороны духовенства, о чем просит само общество. Аналогично нужно принять и концепцию изменений к Конституции о государственно-конфессиональных отношениях, что поможет улучшить вовлеченность служителей в социум.

Petriv.jpg«События в Киеве показали, что когда есть общественный призыв, то это надо делать. Но больше всего это авторитетный призыв Церквей, он как минимум дважды звучал в официальных документах ВСЦиРО. К сожалению, в обществе он не нашел соответствующего отклика… Нужно четко сказать, что имя нашего государства – Русь-Украина, тогда истории самоидентификации и самонастраивания людей встанут на свое место», – предлагает представитель УГКЦ.

Однако не все соглашаются с однозначной ролью Церкви как посредника для урегулирования конфликта. В частности, старший пастор Ирпенской Библейской церкви Николай Романюк заявляет, что общество не способно услышать Церковь, поэтому о посредничестве сейчас не может быть и речи.

Romanyuk.jpg

«В то же время государственно-конфессиональные отношения определяются обломками советской идеологии, потому что слишком много ее носителей. Именно они, ранее коммунистические пенсионеры, влияют на местные органы власти, на политические партии, на общественные организации. Церковь не может быть посредником сегодня, потому что государство отделило церковно-обрядовую деятельность религиозных организаций, из-за чего деятельность определяется культовыми сооружениями и местами», – выделяет он.

В то же время можно смотреть на проблему отношений религии и власти несколько шире, напоминает руководитель отдела истории религии и практического религиоведения Института философии им. Григория Сковороды Людмила Филипович. По ее словам, государство самоустранилось от многих функций, которые оно должно вернуть себе, в то время как эксперты должны достойно оценить события.

Fylypovych.jpg«Не столько власть является объектом заинтересованности Церквей, сколько гражданское общество. За последние 4 года у Церквей сложились очень непростые отношения с властью, поэтому сейчас будет тяжело вернуться к старому уровню доверия, а также к принятию концепции о партнерских отношениях между религиозными организациями и государством. И пока власть не признаёт Церкви институтом гражданского общества, религиозные деятели, бывшие на Майдане, уже осознали себя и самоидентифицировали», – добавила она.

О вполне практических моментах сотрудничества государства и Церкви напомнил исполнительный директор Института религиозной свободы Максим Васин, отметив, что должно произойти упрощение процессов функционирования для Церкви, а также восстановление ее компетенции. Это касается как минимизации коррупции, влияния чиновников, так и проблем завышенных бюрократических требований.

Vasin.jpg«В основном, на протяжении многих лет представители государства действовали так, что принимали определенные решения, а потом с помощью Церкви пытались преодолеть их негативные последствия. Сначала они усложняют процедуру регистрации, а потом думают, как это исправить. Так же и с гуманитарной помощью. Вместо того чтобы упростить этот момент – мы видим бюрократический процесс. Важно в этом контексте возобновить комиссию по вопросам гуманитарной помощи при Кабмине», – напомнил эксперт.

Со стороны политических деятелей звучали разные предложения, но акцент был сделан на том, что Церковь может показать пример в социально-политической ситуации, указав, что мы один народ. Об этом говорит народный депутат нескольких созывов Владимир Стретович.

«Что могут сделать Церкви Украины? Показать пример, что Восток и Запад вместе, что мы один народ, у которого одна история, одна культура, одна молитва. И если низы уже стучат о единстве, то на это нужно реагировать», – отмечает политик.

Церковь и медиа

Если Церковь будет активно выступать в медиа-простанстве и нести свое слово к людям через подобные средства, тогда ее услышит каждый. Об острой необходимости послания мира через телевидение и появления духовных руководителей в массовом пространстве сказал заместитель генсекретаря Украинского библейского общества Анатолий Райчинец.

«В России, в Москве, искренние люди молятся за Украину, для них нет проблемы. Проблема где-то таится в другом, поэтому у меня один простой пример и просьба: разрешите иерархам из ВСЦиРО выступить на наиболее престижных каналах и обратиться к гражданам. Это даст неимоверный результат, это должно присутствовать», – подчеркивает Райчинец.

Lukianov.jpgПредставление действительности в СМИ особенно актуально на Востоке, где люди находятся в абсолютно неправдивом информационном пространстве, рассказывает помощник старшего епископа Украинской христианской евангельской церкви Игорь Лукьянов. Он отдельно останавливается на том, что Церковь на Востоке продолжает работать и молиться, о чем должно говорить и медиа-пространство.

«Церковь на Востоке молится. И вместе, и отдельно, много молится. Возможно, они не выходят так, как это делали в Киеве на Майдане, но Церковь имеет свой голос и она провозглашала то, что есть в сердце. То, что происходит на Востоке, – это все подают не средства массовой информации, а средства массового уничтожения, которые разрушают взгляд людей, уничтожая их. Церковь продолжает говорить и влиять так, как она должна влиять. И если есть возможность, чтобы СМИ могли неоднократно говорить – тогда, возможно, что-то будет», – призывает он.

Религия вернулась в публичную сферу, где напоминает о существовании единой истины, убеждал религиовед Юрий Черноморец. По его мнению, Церковь должна нравиться, вызывать сочувствие, а поэтому нужно вызывать у людей желание идти за лидерами.

Chornomorets.jpg«Сейчас так часто бывает: если тебя нет в телевизоре – тебя не существует вообще. Можно тысячу раз проклинать цивилизацию постмодерна, можно напоминать, что в Церкви есть вечные ценности, но все это неинтересно обществу. Социальный организм уже приучен к другому способу взаимодействия между лидерами мнения и социумом. Готовы ли Церкви к жизни во времена общественного иррационализма? Нет. Готовы ли Церкви вдохновлять, спасть, вырывать из пространства вечного праздника в телевидении и направлять к чему-то новому, жизненно важному для общества? Нет. Церкви самовлюблены, зациклены на собственных проблемах и нуждах, они не готовы осознавать, что для общества нужны принципы и идеи, не готовы вести людей путем их реализации. А когда могли бы взять на себя моральную ответственность в периоды нестабильности – они молчат», – критикует философ.

Kuharuk.jpgОсобой проблемой для Церкви стало отсутствие ее представителей во вновь созданном Наблюдательном совете национального теле- и радиовещания. Однако представитель от религиозных общин, которые являются значимым институтом гражданского общества, просто необходим для выполнения основной функции, то есть миротворческой, в том числе и в СМИ. На этом акцентирует внимание глава Ассоциации «Новомедиа» Руслан Кухарчук.

«Во время трагических событий в Руанде ключевую роль сыграли именно средства массовой информации, когда вследствие навязывания неправдивой информации начался настоящий геноцид. Такой же вопрос встает и в Украине, когда Церковь не выполняет свою основную миротворческую функцию. Вне всякого сомнения, мы будем содействовать, чтобы религиозные лидеры были на главных шоу на телевидении, потому что их видит вся страна», – заверяет журналист.

Церковь и социум

Bychenko.jpgЦерковь до сих пор остается единственным общественным институтом, который не только имеет позитивный образ, но еще и вызывает наибольшее доверие со стороны граждан. Об этом рассказал директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко, представив результаты последнего опроса.

«Подобная ситуация продолжается на протяжении многих лет, если вообще не всю жизнь независимой Украины. И, конечно, в нынешние тяжелые времена на Церковь возлагается большая ответственность. Приятная новость заключается еще и в том, что количество верующих по сравнению с прошлым годом заметно выросло (с 67% до 76%). Тяжелые времена заставляют людей обращаться к Богу. Когда в стране времена действительно тяжелые, все больше людей, возможно, не видят иного пути к себе, как обратиться к Богу», – подчеркнул социолог.

Прежде чем накладывать на Церковь определенные обязанности, учитывая требования со стороны общества, нужно сначала определиться с тем, что она может сделать, – раздумывает епископ Харьковско-Запорожской диецезии Станислав Широкорадюк. Он убежден, что Церковь, прежде всего, должна выполнять свою главную функцию – пропагандировать мораль и взращивать духовность граждан, то есть формировать и воспитывать общество.

«Главная задача Церкви – заботиться о вере и моральности людей и вести их дорогой спасения. Если бы подобную задачу благословили, то произошла бы формация общества – культура, моральность и ответственность за жизнь другого человека. Мы должны формировать общество, воспитывать его. Но как это делать? Ведь мы фактически потеряли одно поколение за 20 лет», – напомнил владыка.

При этом владыка Евстратий (Зоря) (УПЦ КП) считает, что задача Церкви – делать глубинные вещи, не давать готовые рецепты, как именно поступать, а формировать человека в его высшем измерении. Так же Церковь не может брать на себя задачи и функции, которые принадлежат другим сферам, она может только давать духовные советы.

Zorya.jpg«Мы слишком часто слышим последние десятилетия и столетия о правах и слишком мало об обязанностях, а это две стороны медали. Не может быть свободы без ответственности за свои действия. Поэтому очень часто люди обращаются к Церкви, только когда есть нужда, чем прислушиваются к голосу Церкви, когда она об этом просит. Когда бы Церковь чаще слышали, возможно, мы не вошли бы в такую трагическую полосу испытаний, как сейчас», – убежден владыка.

Епископ Богдан (Дзюрах) еще раз напомнил, что роль Церкви особенно актуальна сейчас на востоке страны. «Церковь имеет доступ к умам и сердцам людей. Нужно услышать людей, которые говорят с востока, стать голосом своих верных. Церковь должна говорить от тех, кто лишен голоса, когда нет возможности сказать о своей боли и нуждах. И мы тогда увидим влияние. Когда народ отыскивает в себе те здоровые силы, тут Церковь выступает катализатором диалога и процессов изменений», – заявил он.

Sagan.jpg

 

Одна из проблем заключается в том, что Церковь сама не всегда осознает себя как институт гражданского общества. Она неосознанно стала посредником через формирование мировоззренческих установок у детей и взрослых, поэтому должна и дальше исполнять свою моральную роль, считает ведущий научный сотрудник ИФ НАНУ д-р Александр Саган.

«Церковь объективно исполняет свою миссию посредника в форме непосредственных процессов, а также через формирование мировоззренческих характеристик. На протяжении последних 20 лет именно Церковь была институтом с наибольшим доверием, однако смогла ли она воспользоваться этим для морального воспитания… Пусть это и достаточно узкий вопрос, но особым пунктом является воспитание патриотизма в силовых структурах, что сейчас как никогда актуально», – говорит А.Саган.

Kyselov.jpgКроме того, важно помнить о роли Церкви как института гражданского общества, который может постоянно действовать, не только создавая что-то новое или формируя мнение, но и контролируя деятельность светских органов, призывает президент Молодежной ассоциации религиоведов Олег Киселев.

«Гражданское общество – это процесс, в том числе контроля власти. Церковь имеет потенциал быть активным участником формирования гражданского общества, она может быть арбитром. И критика оправдана из-за этого определенного опасения Церквей, что «мы не хотим перенимать на себя определенные функции». Никто не говорит о замене институций, но она в то же время может и контролировать их. Заявления ВСЦиРО, бесспорно, очень важны, но деятельность Церкви не должна только ними исчерпываться», – убежден религиовед.

Церковь и Майдан

Shyrokoradyuk.jpg

Без молитвы Майдана не было бы той победы, которую сейчас мы имеем, уверен владыка Станислав Широкорадюк. Поэтому, по его мнению, Церковь и сегодня должна объединяться в молитве и продолжать предоставлять гуманитарную помощь.

«Мы все видели очень большую силу молитвы. И сегодня у нас ее немного не хватает, ее нет совсем в тех регионах, где проливается кровь, – ни в Донецке, ни в Луганске. Вместо этого есть агрессия и определенное количество людей, которые всегда собираются под памятником Ленину – это тоже знак, они оттуда вдохновляют на зло. Поэтому Церковь обязательно должна объединяться в общей молитве и продолжать предоставлять помощь, в том числе и гуманитарную», – призвал епископ РКЦ.

По мнению старшего пастора Ирпенской Библейской церкви Николая Романюка, Церковь только становится институтом гражданского общества, что произошло благодаря Майдану. Именно он помог вырваться из замкнутого круга, указал верный путь служения гражданам. Со временем это будет пророческий голос, который будет указывать направление.

«Майдан стал первым событием за время независимой Украины, когда Церковь вырвалась из замкнутого круга, и это проблема Церкви, потому что за 1000 лет деятельности она не стала органической частью общества. Поэтому украинское общество сегодня не готово и тем более не способно услышать голос Церкви. Она, несмотря на высокий уровень доверия, не владеет достаточным авторитетом», – считает Николай Романюк.

01.jpg

Побывала и записала Татьяна МУХОМОРОВА