• Главная
  • Римско-Католическая Церковь в Украине...

Римско-Католическая Церковь в Украине

19.03.2012, 14:56

Римско-Католическая Церковь в Украине – это часть Римско-Католической Церкви (другое название: Латинская Церковь), которая находится на территории государства Украина. (Латинская Церковь вместе с Украинской Греко-Католической Церковью и другими Восточными Католическими Церквами составляют Католическую Церковь.)

Ранний период

Распространение христианства на территории Киевской Руси не было актом одного дня или даже года. Задолго до официального принятия князем Владимиром христианства в его византийской форме как государственной религии, на Русь прибывали миссионеры как из Западной части Церкви – Римской, так и из Восточной – Византийской. А на берегах Крымского полуострова еще в конце I века находился в ссылке, а впоследствии погиб мученической смертью четвертый епископ Рима – Папа Климентий. Существуют сведения, что благодаря Климентию христианство приняли некоторые греки, жившие в Крыму, а также несколько славян. В 860 году уроженец города Тессалоники Кирилл нашел в Крыму мощи святого Папы Климентия. Там же, по преданию, Кирилл познакомился с переводами Евангелий и Псалтыря на славянском языке. В 862 году вместе с братом Мефодием Кирилл отбыл в Моравию, где они осуществляли миссию среди славянского населения, переводили церковные книги и разрабатывали письменность. Немецкий латинский епископат, претендовавший на миссионерское служение на этой территории, выступил против деятельности Кирилла и Мефодия. Чтобы преодолеть сопротивление латинского клира, братья прибыли в Рим, передав также найденные в Крыму мощи святого Климентия. Папа Адриан II одобрил деятельность братьев-просветителей, а также рукоположил Мефодия на епископа Паннонии и назначил папским легатом «ad gentes». Кирилл скончался в Риме и был похоронен в базилике св.Климентия. Впоследствии миссия солунских братьев была остановлена ​​немецким клиром. В первых упоминаниях о латинских миссиях на территории Киевского государства говорится о епископе Михаиле, который в 874 году прибыл на Русь по ходатайству Папы, хотя и был направлен сюда Константинопольским Патриархом Игнатием. Историки предполагают, что к началу Х века на территории Украины были общины как византийского, так и латинского обрядов.

Также в Херсонесе 16 сентября 655г. умер сосланный сюда Папа Мартин I, который осудил ересь монофелитства.

Княгиня Ольга (при крещении получила имя Елена), которую на Западе называли Helena Russorum Regina (Елена, королева русов), в 959 году направила послов к императору Оттону I с просьбой прислать на Русь миссионеров. В 960 году на Русь прибыла миссия во главе с монахом Либуцием, а после его смерти (он так и не прибыл в Киев) киевскую миссию возглавил епископ Адальберт. Миссия Адальберта была безуспешной, и он вернулся в Магдебург, где стал епископом. В 977 году Папа Бенедикт VII направил еще одну миссию в Киев, к князю Ярополку, однако все эти попытки христианизировать Русь со стороны латинского мира не имели значительных успехов.

После официального крещения Руси в 988 году в Киев прибыли посланцы от Папы, которые принесли с собой мощи святых. Несмотря на то, что Владимир выбрал для своего государства христианство византийского образца, это не помешало русичам поддерживать хорошие отношения с Западной Церковью. Так, в частности, есть сведения, что в преддверии крещения Руси миссионерскую деятельность также проводил латинский епископ Бруно-Бонифаций (св.Бруно Кверфуртский, которого в римских документах еще называют «епископ русов»). По свидетельствам некоторых историков, именно во время деятельности святого Бруно в Киеве возникло латинское епископство, которое существовало до 979 года. Некоторые историки называют 1021 год датой основания диецезии в Киеве при епископе Алексее, который возглавил миссию после Бруно. Однако он занимался на Руси исключительно выходцами из западных стран.

Даже после раскола между Западом и Востоком в 1054 году Папа Григорий VII (1073-1085) пишет апостольское письмо киевскому князю Изяславу, называя его королем. А браки киевского княжеского рода с западными родами свидетельствуют, что в начале распространения христианства киевская элита имела более дружеские отношения с Западом, чем с Востоком. Даже в 1207 году Папа Иннокентий III направил письмо на Русь, что свидетельствует, что в Риме не воспринимали Киевскую Церковь как таковую, с которой нет единства.

Параллельно с деятельностью латинских миссионеров в Киеве (в частности, отцов-доминиканцев), латинские общины создавались на западных территориях современной Украины. Так в 1009 году была основана Трансильванская диецезия Римско-Католической Церкви в Венгрии, в состав которой до XIV века входило современное украинское Закарпатье.

Образование структур РКЦ в Украине

Со времени епископа Алексея, который был назначен в Киев в 1021 году, на Руси не было латинских епископов аж до 1232 года, когда Папа Григорий IХ рукоположил епископа для Руси – Герарда. А после разрушения Киева татаро-монголами, Папа Александр IV передал киевское епископство Любушскому епископу (г.Любуш, Польша). Однако реально Латинской Церкви на территории Киева не существовало. Киевское епископство было отделено от власти Любушского епископа в 1321 году, который считается официальной датой основания Киевской латинской кафедры. Первым епископом стал доминиканец Генрик.

Еще раньше, в западных землях бывшей Киевской Руси, в Галиче, в 1228 году свой монастырь основали доминиканцы, а в 1235 году в Перемышле поселились францисканцы. В это же время Рим пытался склонить западнорусских князей к переходу на латинский обряд, обещая при этом определенные привилегии и преференции. Итогом переговоров стала коронация Галицкого князя Данила с благословения Папы Иннокентия IV в 1253 году в Дорогочине. Данило хоть и принял корону, однако остался верен Восточной Церкви. Через три года король Данило порвал отношения с Римом. Коронование Данила свидетельствовало о признании за ним наследства Киевских правителей, которых и раньше в римских документах называли «Rex», то есть королями.

После того как западные и центральные русские земли перешли под власть Польши, Литвы и Венгрии, развитие Латинской Церкви на этих территориях происходило активнее. Особенно активизировалась деятельность Латинской Церкви на территории Галичины, которая попала под власть Польши (Волынь и центральная часть Киевского государства попали под власть Литвы, а восточные и северные земли были постепенно инкорпорированы в Московское государство). Во второй половине XIV века на территории Галичины возникла митрополия с центром в Галиче. Епархия в Галиче была основана в 1367 году, а первым епископом стал Матвей. Были также учреждены диецезии в Перемышле (1358), Холме (1359) и Владимире-Волынском (1358). Официально Галицкая митрополия была провозглашена 13 февраля 1375 года Папой Григорием ХI буллой «Debitum pastoralis officii». В состав митрополии также вошли диецезии в Каменце-Подольском (1378) и Киеве (1400), а также епархия в Серете (совр. Молдова). В 1412 году буллой анти-папы Иоанна XXIII резиденция митрополита была перенесена из Галича во Львов (практически перенос состоялся только в 1414 году).

Латинские кафедры основывались на местах, где уже существовали православные епископства, поскольку Рим считал эти кафедры легитимными, однако их надо было передать в руки латинских иерархов. С начала латинские епископства были номинальными, поскольку не было достаточного количества верующих (на то время римско-католическая община в крае преимущественно состояла из приезжих немцев и поляков). А епископы, которые были назначены на эти кафедры, проживали за их пределами, иногда даже в достаточно удаленных немецких землях. Несмотря на то, что король Польши Казимир дал клятву сохранить незыблемыми права Восточной Церкви в Галичине, Папа Бенедикт ХII еще в 1341 году в письме к краковскому епископу написал, что освобождает короля от данной клятвы православным. На тот момент Церковь русинов уже рассматривалась как схизматическая, и из-за назначения на православные кафедры латинских епископов должно было состояться присоединение русинов к Католической Церкви.

В результате таких действий польского короля и римско-католической иерархии у православных жителей Галича был отобран соборный храм и превращен в латинскую кафедру. Судьба православного храма Рождества св.Иоанна Крестителя в Перемышле была еще хуже, он был уничтожен, а на его месте (и из его материалов) был построен латинский. Римо-католикам предоставлялись в русских городах особые привилегии, что фактически поставило местное население в ранг людей низшего сорта. Так, в галицких городах, в центральных частях города, возникали латинские храмы, в то время как православные церкви вытеснялись на окраины городов и городков.

Важную роль в развитии РКЦ на галицких землях сыграли монашеские ордена доминиканцев и францисканцев, которые после присоединения Галичины к Польше начали активно основывать здесь свои монастыри.

В то же время на территории современного Закарпатья, на которое тогда распространялась власть Трансильванского епископа, латинские приходы были переданы в 1346 году под юрисдикцию Егерского венгерского епископа.

Львовские митрополиты занимали очень уважаемое положение в иерархии Латинской Церкви в Польше. Так, при отсутствии Гнезненского епископа, примаса в Польской короне, все дела необходимо было согласовывать с Львовским митрополитом.

Известным архиепископом того времени был Иаков Стрепа (1391-1409), францисканец, провозглашенный блаженным Папой Пием VI в 1790 году. Сегодня он является покровителем Львовской архидиецезии.

На Волыни двор латинского епископа сначала был в городе Владимире-Волынском, а в 1428 году литовский князь Витовт перенес кафедру в Луцк. Волынская диецезия была в то время крупнейшей в Литовско-Польском государстве и включала территории Волыни, Полесья и центральное и южное Подляшья. Среди наиболее известных луцких епископов важное место занимает Александр Выговский, родственник гетмана Ивана Выговского. Епископ Александр основал в 1706 году в Луцке латинскую семинарию.

На Подолье епископская кафедра официально была основана в 1378 году. Ее первым епископом стал доминиканец Вильгельм. Кафедра существовала с перерывом между 1672 и 1699 годами, когда город был завоеван османами.

Киевская кафедра, которую в 1321 году возглавил доминиканец Генрик (эта дата является официальной датой основания кафедры), в 1569 году была расширена на земли Чернигова, поэтому ее епископ носил титул Киевский и Черниговский. Известным епископом на киевской кафедре был Иосиф Верещинский (1588-1599), украинец по происхождению, который активно заботился о развитии Латинской Церкви на киевских землях. В то же время епископ заботился о защите «милой и золотой Украины», в частности, в своих писаниях он предлагал ввести на территории украинских степей орден рыцарей Гроба Господня для защиты от мусульманских завоевателей.

До принятия Люблинской унии в 1569 году на украинских землях, кроме Галичины, латинские кафедры занимали преимущественно выходцы из местных римо-католиков украинцев.

РКЦ на украинских землях под властью Российской и Австрийской империй

Войны, которые шли на территории Украины в XVII веке, постепенно изменили положение Латинской Церкви в Украине. Так, в 1686 году после оккупации Россией Киевщины епископ Андрей Залуский был вынужден покинуть Киев, перебравшись сначала в Белую Церковь, а впоследствии в Люблин. А следующий епископ Самуил Ожига (1722-1756) перебрался из Киева в Житомир.

Во времена Петра I в 1709 году во Львове был похищен латинский архиепископ Константин Зелинский. Так же с территории Польши был похищен и перенаправлен в Калугу киевский епископ Иосиф Залуский.

После II и III раздела Польши три латинские диецезии оказались в границах Российской империи: Луцкая, Каменецкая и Киевская, часть которой и так уже была под властью русских. Всего в рамках этих диецезий было 430 тысяч верующих латинского обряда. 6 сентября 1795 года диецезии на территории Волыни, Подолья и Киева были ликвидированы. Часть Луцкой диецезии вошла в состав Пинской, другая ее часть, а также Каменецкая и Киевская были объединены в Летичевскую диецезию. После смерти Екатерины II, царь Павел I восстановил предыдущую структуру, а в 1798 году по желанию Апостольской столицы часть бывшей Киевской диецезии вошла в состав Могилевской, другая часть была объединена с Луцкой в Луцко-Житомирское епископство. При этом объединение не отменяло существование двух епархий: Луцкой и Житомирской, руководил, однако, обеими один епископ – Каспер Цецишовский. Все изменения были утверждены Папой Пием VI в 1790 году.

Очередные изменения в структуре РКЦ на украинских землях произошли в середине XIX века, когда между Римом и Россией был подписан Конкордат. Так, в 1847 году были несколько реорганизованы Каменецкая и Луцко-Житомирская диецезии, и образовано епископство в Херсоне, которое охватывало южноукраинские земли. С 1852 года Херсонское епископство перенесли в Тирасполь (хотя реально руководство епархии было в Саратове). А в 1917 году резиденция епископа была перенесена в Одессу. Сюда также была переведена саратовская семинария.

В 1866 году царь Александр II отменил Каменецкую диецезию, и в 1880 году бывшая диецезия получила статус апостольской администраторы и была передана под власть Луцко-Житомирскому епископу.

Параллельно с этим в пределах Российской империи права верующих латинского обряда всячески ограничивались, а также поощрялся переход в православие. С 1845 года был издан запрет на восстановление и ремонт латинских культовых зданий. А священникам без специального разрешения запрещалось выезжать за пределы прихода. Запрет был наложен и на публичные процессии.

В основном верующие латинского обряда на территории Правобережья были потомками выходцев из польских земель, которые оседали здесь под влиянием колонизационной политики Речи Посполитой, однако к РКЦ присоединилось также немало местного населения. В частности, из среды украинской знати, которые после перехода были в значительной мере полонизированы.

После I раздела Польши в 1772 году западно-украинские земли Галичины вошли в состав Австрийской монархии. Габсбурги в значительной мере изменили религиозную жизнь Галичины, уравняв Римско-Католическую Церковь в правах с другими католическими общинами: Греко-Католической Церковью и армяно-католиками. В то же время, в результате проведенной церковной реформы в Австрийской империи (иосифинская реформа 1784 года) австрийская власть в Галичине закрыла значительное количество монастырей (как латинских так и греко-католических), а некоторые реорганизовала. Некоторые бывшие здания, принадлежавшие римо-католикам, были переданы греко-католикам (так, например, храм св.Петра и Павла на ул.Лычаковской во Львове принадлежал отцам-паулинам, но в 1784 году был передан греко-католической общине; сегодня это православный храм УАПЦ).

Украинские земли в составе Австрийской империи разделялись на следующие римско-католические церковные округа: Львовскую архидиецезию и Перемышльскую, Холмскую, Каменецкую диецезии. Часть галицких земель входила в состав Краковского епископства. После очередного раздела в 1776 году была изъята Каменецкая диецезия и добавлена Луцку. Действовали семинарии во Львове, Перемышле и Самборе.

Специфика Римско-Католической Церкви на галицкой территории отличала ее от остальных диецезий на украинской территории, поскольку в Галичине граница между Римско-Католической Церковью и Греко-Католической определяла в то же время этническую границу между поляками и русинами-украинцами.

Римско-католическое монашество

Важный вклад в развитие Римско-Католической Церкви в Украине сделали латинские монашеские ордена. Первыми на украинские земли пришли ордена францисканцев и доминиканцев. В 1612 году доминиканцы основали в Украине провинцию святого Яцека, которая сначала насчитывала 50 центров, а в 1772 году – 62. У францисканцев на украинских землях был русский викариат, зависимый от генерала ордена. В 1517 году орден разделился на францисканцев-конвентуальных, основавших провинцию Непорочного зачатия Девы Марии, и бернардинцев, имевших провинцию святого Антония из Падуи. В 1619 году от францисканцев отделился орден капуцинов.

У босых кармелитов были свои монастыри в Бердичеве, Каменец-Подольском, Львове, Вишневцах, Старом Загорове и принадлежали польской провинции ордена. А у кармелитов была своя отдельная русская провинция.

На украинских землях свои монастыри также основали августинцы, тринитарии, которые занимались выкупом невольников из турецкого плена, бонифратры, паулины, пиары и комунианы.

Широкую деятельность также развернули иезуиты, у которых были монастыри во Львове, Луцке, Каменец-Подольском, Виннице, Фастове. Иезуиты занимались коллегиумами, а также в 1661 году основали первый университет во Львове.

Среди женских орденов были распространены конгрегации доминиканок, кармелитанок, бернардинок, бенедектинок, сакраменток, Сестер Святого Духа, бригидок и шатирок.

На Закарпатье свое сообщество основали отцы ордена Тамплиеров, а затем рыцари ордена святого Иоанна, а также отшельники паулины.

РКЦ в Украине после 1917 года

Распад Австрийской и Российской империй в очередной раз вызвал перемены в жизни римо-католиков Украины. Во время большевистской оккупации Римско-Католическая Церковь в центральной и южной Украине постепенно пришла к упадку. В 1918 году Каменецкая и Житомирская диецезии были очерчены новыми границами между Советским государством и Польшей. А в 1922 году последний римо-католический епископ Петр Маньковский на оккупированных большевиками территориях выехал в Польшу. Из 332 римско-католических храмов к 1933 году были закрыты две трети. В 1937 году был арестован и казнен настоятель киевского храма святого Александра Сигизмунд Квасневский, а храм закрыт.

В это же время на украинских землях, которые после распада Австро-Венгерской империи попали под власть Польши, Римско-Католическая Церковь при содействии польского государства стремительно набирала вес. В рамках польского государства здесь действовали три диецезии: Львовское архиепископство, Луцкая и Перемышльская диецезии. С 1918 до 1939 года количество приходов в трех епископствах увеличилось на 168 общин. А на Волыни Римско-Католическая Церковь, отстранив от этого дела греко-католиков, пыталась ввести «нео-унию» во главе со священниками латинского обряда, которые, однако, должны были бы служить также для украинцев ​​восточного (синодального) обряда. Однако эта деятельность не имела успеха. Нередко попытки заставить украинцев переходить в Римско-Католическую Церковь сопровождались актами насилия и уничтожениями православных храмов.

На территории Закарпатья римо-католики после Первой мировой войны получили Ужгородскую апостольскую администрацию в составе Чехословакии, к которой отошло Закарпатье. После оккупации этих земель венгерскими войсками в начале Второй мировой войны эти территории вошли в состав Сатумарско-Орадейской диецезии.

Римско-Католическая Церковь в СССР

После Второй мировой войны на территории УССР осталась часть Львовской архидиецезии, часть Перемышльской и Луцкая диецезия. В 1946 году епископ Львовский Евгений Базяк и Луцкий Адольф Шеленжек были депортированы в Польшу. И хотя на территории Советского Союза Латинская Церковь имела легальный статус (УГКЦ была вне закона) все же ее состояние было крайне плачевно. В результате войны и послевоенной эмиграции в крае осталась незначительная часть верующих. А чтобы открыть приход, необходимым было наличие не менее 1000 верующих.

Поскольку после 1946 года на территории Украины не осталось ни одного епископа, а большинство священников либо были репрессированы, либо уехали в Польшу, количество пастырей было крайне низким. Священники, как правило, обслуживали по несколько приходов, а также служили тайно по домам. В некоторых общинах верующие собирались на молитву без священников. В 1958 году Римский Апостольский Престол пытался восстановить иерархию Латинской Церкви в Украине, рукоположив Войцеха Ольшовского на епископа, однако эта попытка не имела успеха. Советские спецслужбы помешали этому и удалили священника в Польшу.

Во Львовской диецезии в это время действовало только 13 храмов, один – в Черновцах и храм Луцкой диецезии – в Кременце.

Похожим на ситуацию с РКЦ в Галичине было положение РКЦ на Закарпатье, где фактически была уничтожена вся приходская сеть.

Несколько лучше ситуация была на Житомирщине и Подолье. Здесь благодаря настойчивости прихожан удалось после уничтожения в сталинские времена возродить 40 приходов.

В советские времена открытые римско-католические храмы посещали многие греко-католики, чья Церковь была вовсе запрещена.

Возрождение структур РКЦ в независимой Украине

С активизацией религиозной жизни в СССР, начавшейся после празднования 1000-летия крещения Руси, а также после встречи Михаила Горбачева с Папой Иоанном Павлом II, которая состоялась 1 декабря 1989 года в Риме, началось и возрождение Римско-Католической Церкви в Украине.

Украинская латинская иерархия была восстановлена ​​16 января 1991 года. Львовским митрополитом стал Марьян Яворский, а его епископами-помощниками – францисканец Рафаил Керницкий и Маркиян Трофимьяк. Епископом Каменецким стал Ян Ольшанский, а епископом Житомирским – Ян Пурвинский (в январе 1999 году Житомирская диецезия была переименована в Киево-Житомирскую). Рукоположение новых епископов состоялись во Львове 2 марта 1991 года.

В то время Львовская архидиецезия включала территории Волыни, Ивано-Франковщины, Львовщины, Тернопольщины, Ровенщины и Черновицкой области. За новыми границами архидиецезии остались Любачивские и Перемышльские земли, которые исторически входили во Львовскую митрополию.

Львовская архидиецезия, которую с 2008 года возглавляет митрополит Мечислав Мокшицкий, сегодня охватывает Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую и Черновицкую области Западной Украины. На территории диецезии действует также Высшая духовная семинария в Брюховичах. В 1909 г. Пий X провозгласил Матерь Божию Царицу Польской Короны (в наше время заменено на «Пречистая Дева Мария Милостивая») вместе с бл. Яковом Стрепой покровителями Львовской архидиецезии.

18 мая 1996 года Папа Иоанн Павел II восстановил Луцкую диецезию, территория которой до сих пор входила в состав Львовской архидиецезии, однако до 26 марта 1998 года архиепископ Львовский руководил ею как апостольский администратор. А в 1998 году епископом-ординарием Луцким стал Маркиян Трофимьяк. Диецезия объединяет Волынскую и Ровенскую области.

4 мая 2002 года Каменец-Подольскую диецезию возглавил епископ Леон Дубравский, сменивший на кафедре епископа Яна Ольшанского (4 мая 2002 года Папа Иоанн Павел II освободил его от обязанностей ординария. 23 февраля 2003 года епископ Ольшанский умер и был похоронен в Каменецкой кафедре). 21 октября 2006 года помощником Каменец-Подольского епископа был назначен епископ Ян Немец.

4 мая 2002 года из состава Каменец-Подольской и Киево-Житомирской диецезий была выделена Харьковско-Запорожская, которая охватила Харьковскую, Полтавскую, Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Луганскую и Сумскую области Украины. Первым ее епископом стал Станислав Падевский (епископ Падевский с 1995 года был помощником Каменец-Подольского епископа Яна Ольшанского). В 2009 году епископом-ординарием Харьковско-Запорожской диецезии стал Марьян Бучек.

Кроме Харьковско-Запорожской диецезии, 4 мая 2002 года из состава Каменец-Подольской епархии были выделены Одесская, Кировоградская, Николаевская, Херсонская области и Крым, и на их территории была восстановлена Тираспольская (ранее называлась Херсонская) диецезия, которая теперь носит название Одесско-Симферопольская. Возглавил епархию Бронислав Бернадский, занимавший до этого должность генерального викария Каменец-Подольской диецезии. 29 марта 2008 года Отец Бенедикт XVI назначил епископа-помощника для Одесско-Симферопольской диецезии – Петра Геркулиана Мальчука. 

На территории Закарпатья церковная жизнь начала возрождаться еще в 1989 году, когда из Венгрии приехал кардинал Пашкаи Ласло и советское руководство позволило, чтобы приходами края занимались священники из Венгрии. 14 августа 1993 года была основана Закарпатская римско-католическая Апостольская администратура, а 6 января 1996 года генеральный викарий Антал Майнек был рукоположен на епископа. Официальное провозглашение Мукачевской епархии состоялось 27 марта 2002 года.

15 июня 2011 года епископ-ординарий Киево-Житомирской диецезии Ян Пурвинский ушел в отставку. В тот же день Папа Бенедикт XVI назначил ординарием епископа Петра Мальчука (до этого епископа-помощника Одесско-Симферопольской диецезии), которому предоставил титул архиепископа. Однако сама Киево-Житомирская диецезия не была повышена в ранг архидиецезии.

В 1992 году была образована конференция римско-католических епископов Украины, главой которой стал митрополит Марьян Яворский. Первое заседание конференции состоялось 28 февраля 1992 года во Львове. Конференция латинских епископов Украины собирается два раза в год, а выборы главы, вице-главы и секретарей комиссий происходят каждые 5 лет в соответствии с Уставом. В 2008 году на заседании конференции были избраны главы 15-ти комиссий, действующих в составе РКЦ на территории Украины: Обучение вере, Катехизической, Литургики и сакрального искусства, Комиссия взаимоотношений Церковь-Государство, Комиссии по делам мирян, Каритас-Спес, Монашеских орденов и конгрегаций и общего пастырства, Клира и священнических призваний, Комиссии по делам семей, Комиссии женских орденов и конгрегаций, Комиссии «Справедливость и мир», Эмигрантов и экологии, Экуменической комиссии, а также Комиссии по Делам Средств общественной коммуникации. 

На территории Украины действует большое количество монашеских орденов Латинской Церкви и конгрегаций. По данным статистики, в Украине действует 6 орденов, 3 общества и 5 мужских конгрегаций: Орден братьев меньших францисканцев (бернардины), Орден госпиталитов св.Иоанна Божьего (бонифратры), Орден братьев проповедников – ОР (доминиканцы), Орден братьев меньших, Провинция Успения Пресвятой Девы Марии (францисканцы), Орден братьев меньших конвентуальных – OFM Conv (францисканцы), Орден братьев меньших, Провинция Ангельской Божьей Матери – OFM (реформаты), Общество Иисуса – TJ (иезуиты), Общество католического апостольства (отцы паллотины), Общество св.Франциска Салезского – SDB (салезиане), Конгрегация св.Архангела Михаила – CSMA (михалиты), Конгрегация отцов миссионеров св.Викентия де Поля – CM (миссионеры), Конгрегация Пресвятого Искупителя – CSSR (редемптористы), Конгрегация отцов миссионеров Божией Матери из La Salette – MS (салетины), Конгрегация Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа (воскресенцы). А также один женский орден и 21 женская конгрегация: Конгрегация сестер св. Доминика в Польше – ОР (доминиканки), Конгрегация сестер-учительниц св.Дороти (дочери Пресвятых Сердец), Конгрегация сестер св.Феликса из Kantalicjo третьего ордена св.Франциска из Асиза – CSSF (фелицианки), Конгрегация сестер францисканок Семьи Марии – RM (францисканки Семьи Марии), Конгрегация сестер-францисканок Марии Неутомимой Помощи (францисканки Марии), Конгрегация сестер францисканок Служительниц Креста (францисканки Служительницы Креста), Орден малых сестер Непорочного Сердца Марии (гоноратки), Конгрегация сестер св.Иосифа – CSSJ (иосифитки), Конгрегация сестер кармелиток Младенца Иисуса (кармелитки), Конгрегация сестер Марии Непорочной (Марии Непорочной), Конгрегация сестер св.Архангела Михаила (михалитки), Конгрегация сестер Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – SIC (непорочницы), Конгрегация сестер отпущения Пресвятой Девы Марии (презентки), Конгрегация сестер Божественного Спасителя (сальваторианки), Конгрегация сестер Божьей Матери Скорбящей – СМВВ (серафитки), Конгрегация сестер Служительниц Пресвятого Сердца Иисуса (сердцанки), Конгрегация сестер Дочерей Пресвятого Сердца Пресвятой Девы Марии (сердцанки безгабитованные), Конгрегация сестер Служительниц Непорочно Зачатой Пресвятой Девы Марии, Конгрегация сестер Служительниц Непорочно Зачатой Пресвятой Девы Марии (служительницы силезские), Конгрегация сестер Милосердия св. Викентия де Поля (шаритки \\ викентианки), Конгрегация сестер урсулинок Пресвятого Сердца Умирающего Иисуса (урсулинки серые) и Орден св.Урсулы Римской Унии – OSU (урсулинки).

 

На сегодняшний день Римско-Католическая Церковь в Украине насчитывает 909 приходов и 96 монастырей и монашеских домов. Действует 8 учебных заведений. Епископат РКЦ в Украине объединен в Конференцию римо-католических епископов Украины, главой которой является митрополит Львовский Мечислав Мокшицкий.

 

Использованная литература:

1. Доброєр, Олександр. Католицька Церква в Україні, 2001-й рік : статистика, аналізи, коментарі. – Київ: Кайрос, 2001. – 260 с.

2. Осадчий, Володимир. Католицька церква в Україні : історичний нарис. – Луцьк: Luceoria Books, 2001. – 112 с.

3. Ісіченко, Ігор, Архієпископ. Історія Христової Церкви в Україні. – Харків: Акта,1999. – 472 с.

4. Лиценбергер, О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение / Апостольская Администратура для католиков латинского обряда Южного региона Европейской части России, Поволжская Академия Государственное службы. – Саратов, 2001. – 384 с.

5. Цимбалій В.В. Становлення територіальних інституцій Римо-Католицької Церкви в Україні в незалежній Україні// Вісник Київського національного університету ім.Т.Шевченка. – К : КНУ, 2009. – Вип. 91-93: Філософія. Політологія. – С. 180-183.

6. Веб-сайты диецезий Римско-Католической Церкви в Украине