Самый древний архитектурный памятник Киевской Руси – в Чернигове
Планировочно-пространственное решение собора уникально: подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. В нем соединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики.
Этот факт можно объяснить таким образом: основатель Спасо-Преображенского собора князь Мстислав (брат Ярослава Мудрого), который до Чернигова княжествовал в Тмутаракани, именно оттуда пригласил мастеров, осведомленных в традициях культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время и были распространены подобные храмы.
Черниговский князь Мстислав Тмутараканский заложил названный собор на несколько лет раньше, чем его брат Ярослав Мудрый начал в Киеве строительство Софиевского собора. А именно – где-то около 1030 года.
Согласно преданиям, каменный храм построен на месте деревянной церкви, которая, в свою очередь, была возведена на месте языческого капища. Летописи же уточняют: после удачного похода Мстислава Тмутараканского и Ярослава Мудрого на Красную Русь (современную Галичину) и присоединение ее земли к древнерусскому государству и было начато строительство в середине княжеской колыбели величественного сооружения. Но, как рассказывает та же летопись, в 1036 году Мстислав вышел на охоту, заболел и умер. При нем были возведены лишь стены высотой „сколько можно достать рукой, стоя на коне”. Однако князь был похоронен в этом недостроенном храме.
Возможно, храм достраивался уже не во времена вхождения Черниговского княжества в государство Ярослава Мудрого, а при следующем черниговском князе Святославе, который также был похоронен в этом храме, хотя Святослав и умер Великим князем в Киеве.
Даже до завершения строительства этот храм стал главной святыней Черниговско-Северской земли: здесь хранились мощи святых и чудотворные иконы, здесь покоились князья и духовные владыки епархии. Почти 900 лет Спасо-Преображенский собор был кафедральным собором Черниговской епархии и центром общественной и государственной жизни: целованием креста и присягами здесь скреплялись договора между князьями.
Этот собор тринефный, его ширина 22,4 метра, длина с апсидами – 35,25 метра, высота от пола до низа свода центральной бани – 30 метров. Внутренний размер храма отвечает современному девятиэтажному дому, широкий фундамент углублен в почву на 2,8 метра, стены, имеющие толщину 1,4 метра, до нашего времени дожили почти не поврежденными. А сложность пространственно-планировочной конструкции сооружения до сих пор заставляет специалистов спорить по поводу того, к какому же типу стоит отнести храм: четырех-, шести- или восьмистолпному.
Интерьеры собора поражают величием: криволинейные поверхности многочисленных арок ритмично повторяются, подчеркивая высоту средней части храма. Все внутренние поверхности стен, сводов и столбов имели фресковую роспись. Очень богатой была цветная палитра интерьера, росписи которого дополнялись ярким полом из цветного камня и глазурованных керамических плиток – смальты. Хоры были ограждены резными плитами красного цвета, колонны были сделаны из белого мрамора и имели резные капители.
Из летописей известно, что в соборе (кроме его основателя с женой Анастасией и сыном Евстафием) покоились такие личности: черниговский, а затем киевский князь Святослав Ярославович (в 1076 г.), его сын Глеб (в 1078 г.), Олег Святославович (в 1115 г.), Владимир Давидович (в 1161 г.), Святослав Ольгович (в 1165 г.), Всеволод Святославович (в 1196 г.). В соборе нашли вечный покой иерархи Черниговской епархии Лазарь Баранович (в 1693 г.) и Амвросий Дубкевич (в 1750 г.). Также здесь был похоронен местный черниговский святой Игорь Ольгович.
Главными святынями собора, хранившимися здесь до 1917 года, были мощи князя Игоря Ольговича и митрополита Константина, которые находились в земле около стен храма, а также мощи святителя Феодосия Угличского, черниговского архиепископа, которые лежали открытыми в соборе (в серебряной раке весом свыше 240 кг).
Кроме мощей здесь хранилась и очень уважаема на Черниговщине чудотворная икона (с середины XVII ст.) Репкинской Божьей Матери.
Отдельно стоит сказать и о так называемой Смоленской иконе Божьей Матери. Во времена Киевской Руси изображения Одигитрии в Спасо-Преображенский собор Чернигова привезла в 1046 году дочка византийского императора Константина Мономаха Анна, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославовича. Их сын Владимир Мономах в 1097 году начал княжить в Смоленске, где построил храм, и перевез туда из Чернигова эту икону, которая с тех пор начала называться Смоленской. Считается, что благодаря ей в 1239 году хан Батый не смог взять Смоленск.
Спасский собор на протяжении веков претерпел много разрушений и перестроек. В 1239 году, во время нашествия хана Батыя, был разрушен свод и уничтожены бани.
Во время восстановления в XVII веке уже надстроены апсиды и возведены бароковые бани. Значительно перестроен храм и после пожара в 1750 году. В конце XVIIІ века была надстроена лестничная башня с северо-западного фасада, такая же возведена и на месте разрушенной крестильни с юга, сделаны новые верхи, все фасады поштукатурены и побелены. В 1818 году возле западного, северного и южного порталов возведены пространственные тамбуры, а в конце ХІХ века позолочены верхи, и собор приобрел современный вид.
Не менее бурная судьба постигла и внутреннюю отделку и иконостас храма.
Издавна согласно древним обычаям, в соборе вывешивались флаги защитников города. Даже в начале ХХ века здесь хранились казацкие флаги: 18 флагов черниговского ополчения времен войны с Наполеоном и 11 флагов ополчения времен Крымской войны 1853-1856 гг.
В ризнице храма хранилось много богослужебных предметов из драгоценных материалов, подаренных в разные времена жителями города и почетными гостями. Эти предметы имели большую художественную и историческую ценность, но, к сожалению, осталось их очень немного. И находятся они в настоящее время в Черниговском историческом музее. Среди них есть уникальная работа местных ювелиров 1771 года – обложка Евангелия с рельефными изображениями. По описанию в литературе известно, что в алтаре храма было серебряное с позолотой дарохранилище в виде двухъярусного саркофага весом 16,5 кг, подаренное храму в 1782 году, а также крест 1638 года, соборное кресло на горнем месте, подаренное императрицей Екатериной во время ее пребывания в Чернигове в 1787 году, большое количество старинных риз, среди которых и наряд святителя Феодосия Черниговского (Угличского).
В 1923 году в соборе была обнаружена фреска ХІ века с изображением полуфигуры святой Феклы (Текли). Фреску нашли под толстым слоем штукатурки, которая спасал ее от многочисленных пожаров. В 1926 году фреска была снята со стены и перенесена в Черниговский краевой исторический музей, где она хранилась до войны 1941 года. Во время войны экспонаты музея сгорели. К счастью, осталась очень удачная и точная копия, созданная в 1934 году, которая в настоящее время хранится в Софиевском заповеднике Киева.
В 1926 году советская власть запретила богослужения в Спасо-Преображенском соборе и в начале 30-х передала сооружение в распоряжение базы „Главросмасложирсбыта”, где был устроен склад. В 1937-м собор передан в распоряжение исторического музея. В 1942 году оккупационная немецкая власть возобновила богослужения, и храм действовал до 1961 года, после чего снова был передан музею. И только в конце 80-х годов прошлого века, на исходе периода так называемой „перестройки”, выкинув из храма на улицу музейную утварь, община УПЦ (МП) насильно захватила сооружение и в нем были возобновлены богослужения. Однако и до сих пор законность перехода храма от музея к религиозной общине вызывает немало вопросов как у специалистов, так и у простых горожан.
Перевод на русский Елены Кулыгиной