Шаг вперед или два назад?
Фото Руслана Канюки / "День"
30 апреля в Михайловском Златоверхом монастыре состоялась встреча новоизбранного президента Владимира Зеленского с предстоятелем Православной Церкви Украины митрополитом Епифанием. В разговоре он сказал, что будет молиться, чтобы Бог дал новому главе государства сил выдержать груз ответственности за единство Украины, потому что «должны вместе беречь и преумножать то, что украинцы уже получили». Говорили о коррупции, бедности, войне на Донбассе. В завершение встречи предстоятель Православной церкви Украины подарил новоизбранному президенту репринтное издание «Острожской Библии» и даже фото на память сделали. И все, казалось бы, ничего, но вопрос остался в воздухе: собирается ли новоизбранный президент Украины поддерживать Православную Церковь Украины ради единства общества и укрепления духовных «границ»? Что в целом ожидает Поместную церковь и какие вызовы уже стоят перед ней в избирательный год? Об этом и не только шла речь на двухдневной конференции при участии ученых из разных вузов и представителей религиозных общин ПЦУ в стенах Донецкого национального университета имени Василя Стуса.
«ЕСЛИ БЫ БЫЛИ ПРИЗНАНИЯ ПЦУ ДРУГИМИ ЦЕРКВЯМИ, ТО ПРИХОДЫ ПРИРАСТАЛИ БЫ НЕ СОТНЯМИ, А ТЫСЯЧАМИ»
Серьезной угрозой для Православной церкви Украины может стать не столько новая власть, сколько внутренние беспорядки, когда на определенных недоразумениях могут очень успешно сыграть враги ПЦУ, отметил в своем выступлении профессор кафедры богословия и религиеведения Национального педагогического университета имени Драгоманова Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ. Чем больше будет единства и единодушия, чем больше поместная церковь будет демонстрировать позитивных достижений, тем меньше будет возникать опасностей. К счастью, ПЦУ по своему типу является не только сетью храмов со священничеством, но и стабильным братством сознательных мирян. То есть ее уже невозможно преодолеть как религиозное гражданское общество. Она будет существовать, убеждает философ, даже если возникнут попытки заставить ее перейти в Московскую патриархию.
«Священники Московского патриархата прекрасно понимают, что теперь ПЦУ — это каноническая церковь, а они, собственно, оказались в расколе, и Вселенский патриархат даже может наложить на них анафему, — отмечает профессор. — Важными теперь стали бы признания ПЦУ со стороны Александрийского патриархата, Иерусалимского патриархата, Элладской и Румынской Церквей. Если бы такие признания других Церквей были, то приходы прирастали бы не сотнями, а тысячами. Ведь каждое признание со стороны других церквей важно как символический жест, как дополнительное подтверждение правильности пути становления ПЦУ. Но оно возможно тогда, когда ПЦУ будет демонстрировать полное единство, отсутствие расхождений, минимизацию конфликтов с Московским патриархатом. К сожалению, не все эти проблемы до конца решены, отдельные проявления разномыслия в ПЦУ, отдельные проявления злобы относительно Московского патриархата становятся причинами для промедления с признанием. Хотя в настоящий момент формируется важная инициатива, когда ряд Церквей предлагает быть посредниками в переговорах между Константинопольским и Московским патриархатом относительно будущего украинского православия».
«СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ ЦЕРКВЕЙ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЧЕРЕЗ ПРИМИРЕНИЕ БЕЗ ПРОЩЕНИЯ»
Естественным было бы такое же посредничество и в диалоге между ПЦУ и Киевской митрополией Московского патриархата. Просто в настоящий момент такие переговоры вряд ли завершились бы успехом, но в скором будущем они могут быть вполне успешными, высказывает предположение кандидат философских наук, доцент кафедры философии, биоэтики и истории медицины Национального медицинского университета имени Богомольца Наталия ИЩУК. Она говорит, что украинский менталитет базируется на таких архетипах, как «земля», «межа», «соседство» и, собственно, построение диалога с людьми, которые рядом, украинцы воспринимают как необходимость для комфортного проживания.
«Существует такой термин, как «преданный предатель» — это такая себе двойная герменевтика: то есть предатель, которого предали, или предатель, который кому-то свято предан. Эта ситуация ложится на отношения, которые возникли между ПЦУ и РПЦ Украины, они друг друга считают «преданными предателями» и потому чувствуют себя преданными, причем страдают и первые, и вторые, — рассказывает Наталия Ищук. — Такие отношения на острых тонах не способствуют построению полноценного диалога. Поэтому, как по мне, самым правильным вариантом урегулирования этой ситуации, то есть сосуществования двух церквей, может быть примирение без прощения. Что это значит? Ни первые, ни вторые не считают себя виновными, то есть никто не хочет просить прощения и не видит за что. Но если обратиться к философии, то мы увидим три варианта, которые будут сближать людей, — дух, кровь и соседство. Христианство — это архетип духовного братства, которое для украинцев является важным. Сейчас очень низка минимальная перспектива такого примирения, но в будущем оно возможно. Но для этого важно избегать эскалаций конфликтов. Не должно быть заострения. Этого нужно избегать и противостоять».
«ЦЕРКВИ КРИТИЧЕСКИ ОТНОСЯТСЯ К ПОЛИТИЧЕСКИМ СИЛАМ»
Чтобы укреплять украинские духовные «границы», Православной церкви Украины следует создавать собственные знаковые проекты. Например, открыть православный университет, подобный УКУ, добавляет Юрий Черноморец. Нужно снимать просветительские программы современного формата, хотя бы продолжение популярного цикла программ протоиерея Георгия Коваленко «Тайный код веры», которые вызывали значительный интерес, провоцировали своим форматом и вызывали дискуссии. Такого рода проекты могли бы быть катализаторами новых этапов развития ПЦУ.
«Успешное формирование ПЦУ будет зависеть от наличия новых достижений и новых шагов Константинопольского патриархата, которые бы демонстрировали расположение к Украине. ПЦУ нужно расти, активно развиваться, быть наследницей всего лучшего, что есть в украинском православии, — тогда ПЦУ будет церковью, к которой будут хотеть присоединяться даже те, кто не настроен патриотически, — убеждает Юрий Черноморец. — И работать над этим нужно уже в настоящий момент, потому что на вопросах защиты тех или иных религиозных организаций спекулируют разные политические силы. А ввиду того, что осенью парламентские выборы, религиозные темы могут обостриться. Хотя следует отдать должное церквям, которые в значительной мере стали осторожными в выражении политической поддержки. Очевидно, из-за того, что не видят со стороны государства заинтересованности в защите традиционных ценностей, семьи, введения предметов морально-духовного направления в школах. Когда гендерная экспертиза является важной, а о мнении церквей вспоминают на праздники или перед выборами, — то церкви критически относятся к политическим силам. Если бы какая-то политическая сила подчеркивала, что все сироты будут усыновлены, что не будет такого, чтобы дела по лишению родительских прав наркоманов рассматривались по полтора года, что все многодетные родители получат полное содействие от государства, то тогда бы верующие такую политическую силу могли бы активно поддержать. Пока же в парламентскую кампанию будут агитировать верующих негативом. То есть одних будут призывать голосовать за разного рода наследников Партии регионов, чтобы не было «гонений на каноническое православие» — хотя оно уже с недавних пор не каноническое. А других будут пугать возможностью утратить религиозную свободу из-за превращения Украины во вторую Россию или Беларусь. И такие призывы будут иметь некоторый эффект, но он будет значительно меньше, чем рассчитывают политики».
«ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ К МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ — СРЕДИ ПРИЧИН ДУХОВНОГО КРИЗИСА НАШЕГО ОБЩЕСТВА»
Вопрос о том, будет ли существовать после выборов ПЦУ, вообще не стоит, резюмирует разговор доктор философских наук, профессор ДонНУ имени Василя Стуса Владимир ПОПОВ. Говорит, что после предоставления Томоса «Православная церковь Украины — это уже реальность, с которой вынуждена будет считаться новая власть». Раньше были опасения, что сочетание бывшей УПЦ КП с УАПЦ с добавлением к ним определенных приходов УПЦ МП может спровоцировать конфликты, но все происходит значительно лучше, чем можно было ожидать. И эту страницу теперь можно пролистать. В настоящий момент ПЦУ насчитывает уже семь тысяч приходов, и процесс формирования продолжается. Церковь заняла определенную духовную нишу и не уступит ее перед новыми вызовами. В настоящий момент процесс перехода замедлился и на это есть свои причины. Главная — это наращивание духовных сил и смыслов для формирования позитивных сигналов в сторону общин.
«Мы не раз слышали и видели в новостях о противостояниях, которые возникали между священнослужителями из УПЦ МП и общинами, которые хотят перейти в ПЦУ, и они связаны не столько с мифическим политическим давлением прошлой политической власти, сколько с попыткой самих людей согласовать свою национальную и религиозную идентичность. Теперь ситуация несколько изменилась, хотя процесс формирования украинской национальной православной церкви продолжается. По моему мнению, он имеет волнообразный характер, и всплеск его состоится через определенное время, — говорит Владимир Попов. — Единственная опасность в сегодняшней ситуации — это люди, которые пытаются вмешаться в этот процесс, не имея никаких представлений о средствах исследования общественного сознания, в частности в религиозно-духовной сфере. Пренебрежение со стороны многих бывших и современных представителей власти к мировоззренческим проблемам и является одной из причин того духовного кризиса, который присутствует сейчас в украинском социуме. Если даже в советские времена партийная номенклатура интересовалась мнением философов, социологов, религиеведов по тем или иным социальным проблемам, то в настоящий момент политтехнологи, которые обслуживают властных и оппозиционных политиков, считают, что незачем обращаться к философии (которая, на их взгляд, к тому же уже устарела и никому не нужна) и в то же время делают вид, что хорошо знают ее. У нас была в советское время такая шутка: чем отличается диамат (диалектический материализм) от обычного русского мата? Диамат знают не все, но все делают вид, что они его знают, а мат знают все, но все делают вид, что они его не знают. То есть в отличие, например, от Франции, где философ Бернар-Анри Леви имеет непосредственное влияние на власть, в Украине влияние духовных авторитетов нивелируется, а философов почти сведено на нет».
Владимир Попов добавляет: складывается впечатление, что политтехнологи (и не всегда отечественные) руководят нашим государством, от этого становится страшно. Почему? Потому что их методы сводятся лишь к гиблым манипуляциям сознанием, которые напоминают средства античных софистов. Это касается не только Церкви, но и всей духовной жизни. По его твердому убеждению, лишь старательные философские и религиеведческие наработки могут стать основой духовного восстановления и подъема Украины. И это правда.