Шик простоты

20.12.2003, 13:44
Клара ҐУДЗИК. – «День», № 231, 19 декабря 2003 года

В декабре во Львове состоялась большая важная и очень представительная научная конференция, посвященная современным религиозным проблемам на посткоммунистическом пространстве в целом и в Украине в частности. Оказалось, что наши религиозные дела весьма волнуют международное сообщество — так много ученых из разных стран приехало во Львов. Среди них — известные серьезные исследователи, авторы толстых научных книг, знатоки всех тонкостей религиозной жизни во многих странах и регионах мира. Побыть в таком обществе, послушать доклады — это немалая привилегия. Но сейчас речь пойдет не о серьезных научных вещах или болезненных проблемах, а только о некоторых обычаях и манерах поведения гостей из-за рубежа. (Разговор будет именно о гостях, хотя в конференции участвовали много исследователей из разных городов Украины. Приятно было слушать доклады наших молодых ученых, демонстрировавших знание актуальных проблем, оригинальные мнения, системное мышление, а также приличный английский язык — язык конференции.) Как быстро выяснилось, западные ученые внешне весьма отличаются от наших, тех, с которыми я общалась в течение многих лет еще в советские времена. Вспоминаю, например, как моментально перевоплощалась скромная тихая аспирантка после защиты диссертации и утверждения ученой степени. Тогда существовал — несмотря на приснопамятные советские дефициты — неписаный «джентльменский набор» экипировки человека, начавшего получать «ученую надбавку» к зарплате. Как известно, в наших краях, на востоке Европы одежда всегда имела заметный социальный — даже сакральный — статус, более того — влияла на поведение, так сказать, носителя, придавала человеку самоуверенности и самоуважения, а во многих случаях могла подменить что угодно — образованность, хорошие манеры и так далее. Когда я впервые увидела перед входом в Национальный Львовский университет небольшую толпу западных ученых, прибывших на упомянутую выше конференцию, то отнюдь не восприняла их как иностранцев или «членов высшего света». Никакого шика, ни одной шубы или роскошного саквояжа; многие приехали со спортивными рюкзаками; на ногах — добротная обувь для походов; большинство женщин и мужчин — в обычных куртках спортивного типа и вязаных шапочках. Один, уже весьма немолодой, джентльмен прибыл без головного убора и, чтобы немного согреться, завязал по-женски на голове свой шарф. Так и ходил в течение всей экскурсии по Львову. Никто на это не обращал ни малейшего внимания. Ученые, конечно, — не самая богатая прослойка западного общества. Но все- таки! (Кстати, что касается богатства — многие западные ученые ездят за рубеж на подобные конференции за собственные деньги, а также делают немалые взносы в различные международные ассоциации, связанные с возрождением демократии в Восточной Европе.) Такая же простота и натуральность свойственна и манерам, отношениям как между приезжими иностранцами, так и украинцами. От полного панибратства спасает только английский язык, где, как известно, личные местоимения не имеют единственного числа. Все обращаются по имени — независимо от научных степеней или возраста. На это даже никто не спрашивает разрешения. Не знаю, кому как, мне это весьма нравится. Международная конференция, о которой идет речь, собирается периодически один раз в два года в разных странах. Поэтому большинство участников знакомы между собой и при встрече приветствуют друг друга, как близких родственников — радостными возгласами и даже поцелуями, которые я когда- то считала присущими только членам Политбюро (Царствие ему небесное). О «новеньких», таких как, например, я, специально заботятся, пытаются помочь расслабиться, войти в общество, ощутить себя «своей». Вскоре оказалось, что в этом обществе весьма ценится шутка, даже и не очень изысканная. Но в любом случае шутника поддержат если не смехом, то улыбкой. Иногда прибегают даже к игре. Был такой случай. На пленарном заседании должен был делать доклад д-р Ричардсон (кстати, тонкий и авторитетный исследователь проблем, связанных с отношением общества к новейшим религиозным движениям в разных странах). По определенным причинам он отсутствовал и его доклад прочитала профессор из Великобритании. Она вышла на трибуну и сказала: «Чтобы мне лучше войти в роль, чтобы вам было легче воспринимать замену я...» и она надела на свои густые кудрявые седые волосы... мужскую шляпу! Зал весело рассмеялся, а потом начал внимательно слушать доклад Ричардсона, не обращая больше внимания на шляпу. Конференция, как это почти всегда бывает, завершилась скромной общей трапезой в ресторане гостиницы, где проживали участники — обычным ужином без спиртных напитков. Было нас в зале где-то 60—70 человек. И вот поднимается одна иностранная дама, просит всех подождать с едой, а потом идет от стола к столу с бутылкой какого-то там виски и каждому наливает в стандартно сервированные на столах рюмки по чайной ложке спиртного. Обойти все столы и налить во все рюмки — это не такая уж быстрая процедура. Но женщина с успехом закончила взятую на себя миссию и под веселые благодарные возгласы вернулась на свое место; потом кто-то произнес речь, кто-то — протест о том, что его делают алкоголиком и все мы выпили за следующую конференцию.
http://www.day.kiev.ua/41434/