Соборная мечеть в Симферополе: верить, чтобы выжить
Рудольф Медведь
Кому принадлежит идея строительства Соборной мечети в Симферополе, как проходит ее строительство, знают ли объективную информацию в исламском мире и почему не вводят религиозные ограничения в отношении подконтрольного РФ Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя (ДУМКиС) – читайте в материале Крым.Реалии
Идея – народная, строители – турецкие
Отмена решения Симферопольского горсовета о выделении земли под главную мечеть в столице Крыма в 2004 году породила протесты крымских татар. Решение Хозяйственного суда Крыма, решение Высшего хозяйственного суда Украины по апелляции властей города Симферополя в 2008 году и новый запрет на строительство еще более усилили конфронтацию. К тому времени к месту строительства в ходе народной крымскотатарской акции уже было свезено 100 тысяч камней.
Участок по улице Ялтинской, 22 в Симферополе закрепили в качестве места строительства мечети лишь только в 2011 году, когда городские власти выделили под мечеть именно ту территорию, о которой долгие годы просили мусульмане, и разрешили Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК) разработать проектную документацию.
Проект Соборной мечети авторства Идриса Юнусова по результатам конкурса стал победителем в 2011 году. Его сын – Эмиль Юнусов – продолжает дело отца и является главным архитектором строительства мечети.
Реализацию планов нарушила оккупация Крыма Россией и превращение народной мечты крымских татар в российские лозунги.
«Соборная мечеть, начала строительства которой в Крыму ждали долгие годы, будет построена за три года», – заявлял 25 сентября 2015 года бывший тогда российским вице-премьером Крыма Руслан Бальбек.
Генеральным подрядчиком строительства главной мечети Крыма стала турецкая строительная компания «Erbek» во главе с Ерджаном Бекаром, но отношения между РФ и Турцией обострились после инцидента с российским бомбардировщиком, сбитым турецким истребителем в Сирии. Это привело в немилость России весь турецкий бизнес. Руслан Бальбек уже в конце ноября 2015 года заявил, что «компания «Erbek» из Турции не будет подрядчиком проекта».
Эрджан Бекар перерегистрировал свой строительный бизнес из Стамбула в Москву, оставив головной офис в Крыму. Сегодня компания «Erbek» значительно расширила географию своей деятельности, ее сайт продолжает работать в турецком правительственном секторе, а так же одновременно «привязан» к российским серверам.
Как сообщали российские СМИ со ссылкой на российского муфтия Крыма Эмирали Аблаева, около 80% материалов для строительства главной мечети полуострова все же завезено из Турции.
Как и когда планировали завершить строительство?
Ускорением реализации проекта занимался лично Владимир Путин, обязав назначенного Москвой главу Крыма Сергея Аксенова и российского премьер-министра Михаила Мишустина «доложить о результатах к 1 октября 2021 года».
Мечеть планировали открыть и в апреле 2019 года – в канун пятилетия указа президента России «о реабилитации депортированных народов Крыма». В 2019 году муфтий российского Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя (ДУМКиС) Эмирали Аблаев просил Владимира Путина пригласить на открытие мечети турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана.
Генеральный подрядчик строительства мечети Энвер Эмираджиев в эфире подконтрольного России канала «Крым24» в мае настаивал – строительство должно быть окончено в сентябре этого года.
Украинский востоковед, исследователь Фрайбургского университета Михаил Якубович, комментируя по просьбе Крым.Реалии ситуацию вокруг строительства мечети в Симферополе, указал на несколько причин постоянных переносов окончания стройки.
Россияне хотели бы сделать в Симферополе такой же «хайп», как они в свое время сделали в Москве с открытием там так называемой соборной мечети — Михаил Якубович
«На самом деле оно откладывается потому, что необходимо будет приглашать известных лидеров на открытие самой мечети. И повлияла на это якобы пандемия в свое время. В том числе ожидалось еще после 2014 года, что в строительство вложится Турция, но она не стала вкладываться. Россияне хотели бы сделать в Симферополе такой же «хайп», как они в свое время сделали в Москве с открытием там так называемой соборной мечети, куда прибыли тогда многие гости. Что касается Крыма, то я не знаю, кого они там сейчас могут собрать. Понятно, что могут быть какие-то маргиналы из мусульманского мира, но это совсем не тот уровень, который хотела бы Россия. Мне кажется, что это связано с одной стороны с этим, а с другой стороны – возле строительства мечети «греется» на самом деле очень много личностей из российских муфтиятов. И поэтому это также очень важная вещь для них», – заявил Михаил Якубович.
«Строительство мечети по политическим мотивам не будет благословенным»
Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» (Киев) Мурат Сулейманов, отвечая на вопросы корреспондента Крым.Реалии, указал на необходимость учета истинных мотивов у сегодняшних вдохновителей строительства Соборной мечети в оккупированном Симферополе.
Если мечеть строится по политическим мотивам или из-за каких-то других мирских выгод, то, конечно, такая мечеть не будет благословенной — Мурат Сулейманов
«Любая мечеть, которая строится, – это радость для мусульманина. Особенно, когда она большая, соборная. Он знает, что есть место, где можно прийти и молиться, взять духовность. И мы рады этому. Но если мечеть строится по политическим мотивам или из-за каких-то других мирских выгод, то, конечно, такая мечеть не будет благословенной. Мы знаем, что даже во времена Пророка Мухаммеда – он строил мечеть, и были другие мирские люди, которые также строили. Тогда Пророк Мухаммед говорил, что, «если они хотят, пусть тоже строят, но мечеть не будет благословенной, поскольку есть другие мотивы». Мусульмане видят, что строится и открывается мечеть, но, зачастую, не думают, для чего эта мечеть строилась и открывалась, кто ее построил, и каков мотив этого строительства. И все же есть мусульмане, которые это понимают, они говорят: мечеть была построена по политическим мотивам, для того, чтобы повлиять на народ – на крымских татар, крымских мусульман», – заявил Мурат Сулейманов.
«Тупик крымского ислама»
По мнению Михаила Якубовича, большинство муфтиятов в России функционируют как «управления» еще со времен российской империи, и они более приспособлены для контроля над мусульманами, чем для удовлетворения их потребностей.
«Архитектура крымского ислама, которая была построена еще до аннексии Крыма Россией, как это ни странно, опиралась на российскую модель. То есть муфтий был подконтролен Меджлису, и ДУМК было придатком определенной власти, формальной или неформальной. Вышло так, что они очень легко сменили себе хозяина. Формально они остаются в традиционном ханафитском суннитском дискурсе, но уровень международных контактов Аблаева сведен к нулю. Все связи с другим миром они осуществляют исключительно через российских мусульман, в основном через хадж. ДУМКиС сегодня – это такой придаток к России, к российским муфтиятам», – указал Михаил Якубович.
Эксперт также заявил, что в украинский период очень активно в Крыму в исламе проявляла себя Турция, поскольку «крымскотатарский ислам» наиболее близок к «исламу турецкому» и в культурном, и даже мировоззренческом плане. Прерывание таких связей, по его мнению, привело к резкой стагнации российского муфтията в Крыму.
Это такой тупик крымского ислама, и после деоккупации придется серьезно менять там архитектуру и модель, не говоря уже о персоналиях — Михаил Якубович
«С одной стороны, его пытаются накачивать различным финансированием из Москвы, с другой – уровень авторитета того же самого Аблаева сведен к исполнению лишь только ритуальных норм. Очень много крымских мусульман его открыто игнорируют, как и все другие личности, которые связаны с муфтиятом. Это такой тупик крымского ислама, и после деоккупации придется серьезно менять там архитектуру и модель, не говоря уже о персоналиях. Аблаев – лидер, который и до оккупации Крыма Россией, не имел какого-либо особенного статуса. Он – с достаточно сомнительным религиозным образованием, как и большинство представителей ДУМКиС. Это сейчас – задворки лояльного российского ислама, несмотря даже на какую-то якобы активность. Все это сводится, по сути, к российским попыткам «интеграции крымских татар в среду России». Поэтому ДУМКиС – такая себе «оккупационная контора», – добавил он.
В свою очередь, шейх Мурат Сулейманов полагает, что попытки действий руководства ДУМКиС в угоду российскому руководству и власти агрессора сводят на нет все его благие намерения.
«Конечно, с моей стороны, как муфтия, было бы не очень правильно критиковать другого муфтия и говорить, что он сделал что-то неправильно. Но, как мусульмане в первую очередь, как руководство Духовного управления, мы понимаем, какие существуют правила и каноны, какие есть у нас ценности. И если человек говорит, что что-то делает ради Всевышнего, и желает, чтобы людям было хорошо, но при этом делает ради власти, ради поддержки «президентских слов», ради мирских благ, то такое дело, по правде говоря, не будет хорошим», – подчеркнул он.
Мусульмане мира нуждаются в объективной информации о Крыме
И мусульмане Крыма, и мусульмане всего мира, как полагает шейх Мурат Сулейманов, не всегда верно воспринимают и оценивают строительство мечети в Симферополе по причине отсутствия объективной информации, а также ее соответствующей активной интерпретации со стороны России.
Не все мусульмане мира понимают, что происходит в Крыму, поскольку объективной информации на самом деле недостаточно — Мурат Сулейманов
«Верующие увидят: большая мечеть, будут приходить, будут молиться. И, конечно, на это у них есть право. Также не все мусульмане мира понимают, что происходит в Крыму, поскольку существует соответствующая подача информации, объективной информации на самом деле недостаточно. Ми видим также, что российский муфтият в Крыму не очень активный в плане участия в крупных международных мероприятиях. На всемирной площадке мы этого не видим. Достаточно много мусульман и государств ясно понимают, что происходит, мы видим, что Россия делает с Украиной. Большинство стран мира это понимают. Вместе с тем, мы также понимаем, что в Крыму многие вещи делаются не правильно. Придет время, когда все будут отвечать перед Всевышним Аллахом», – подчеркнул он.
Оценивая реакцию исламского мира, воздерживающегося от единого осуждения действий агрессора и его попыток влиять на мусульман в Крыму посредством незаконного строительства религиозных сооружений, Михаил Якубович указал на практическое отсутствие необходимых для этого инструментов.
«Административная лояльность ДУМКиС настолько далеко заходит, что сейчас говорить о каких-то коранических или других нормах, мне кажется, трудно. Более того, крымский муфтият активно поддержал войну России в Украине, чем поставил себя за границы человечности. Но и тут – инструментов влияния на них пока нет. Ряд стран осудили и Аблаева, и ДУМКиС, и агрессию. В Украине действует Духовное управление мусульман АР Крым во главе с Айдером Рустемовим, это – альтернатива. Но его сфера влияния – материк, а вглубь полуострова по известным причинам он влиять не может. Поэтому Аблаев пока еще использует своеобразный вакуум», – заявил эксперт.
Российскому муфтию Крыма грозит 12 лет лишения свободы за поддержку войны в Украине – сообщает Прокуратура АРК.
«В классической исламской литературе прописывается такой момент: даже молитву того, кто захватил чужую территорию, Аллах не принимает», – заключил в интервью «Зеркалу недели» муфтий ДУМ АРК Айдер Рустемов.