Священник может взять оружие в руки только с одной целью - капеллан из АТО
Военный капеллан Николай Мединский ("Зализняк") отправился на войну сразу с Майдана. Прошло уже почти четыре года, как он колесит по всевозможным воинским подразделениям, подбадривая воинов АТО и наставляя их на путь добродетели.
За это время Мединский успел стать широко известен не только среди украинских военных, но и в России, где его возненавидели после фразы "Пусть не радуются враги! За каждого из наших лягут десятки ихних". Вряд ли капеллан мог представить, что эти слова, сказанные им от сердца над гробом павшего героя, сделают его имя столь известным, но так случилось.
В интервью "Обозревателю" Николай Мединский рассказал о войне за храм с Московским патриархатом, бойцах-атеистах, случаях, когда ему приходилось брать в руки оружие, и о многом другом.
- Вы сказали, что только-только вышли из архива. Чем там занимались?
- Да-да. В данный момент в городе Коломыя идет противостояние между общиной активистов и Московским патриархатом.
Была договоренность, что УПЦ МП служат там, пока не построят свой храм, но с тех времен они построили здесь уже два храма, а тот так и не вернули. Более того, фактически привели его к тотальному разрушению. Уничтожили очень сильно. Испортили настенные иконописи. Привели к полному разрушению.
А в архиве я как раз делал фотографии документов за последние 20 лет, чтобы помочь сберечь этот архитектурный памятник, который ведет свою историю с 16 века. Эта церковь невероятно уникальна!
- Раньше вы говорите, что мечтаете о возрождение движения капелланства в Украине. Есть успехи? Например, сколько у нас сейчас капелланов на Донбассе?
- Точное количество капелланов очень трудно назвать. Объясню, что я имел в виду.
К сожалению, мы потеряли суть работы капеллана. На данный момент на нас возложена та же миссия, что и на приходских священников, но только при войске. А я мечтаю, чтобы капелланы исполняли роль не только духовников, но еще и воспитателей для воссоздания государствообразующей идеи.
По моему твердому убеждению, мы должны подражать в работе славным капелланам УГА и УПА, более ревностно учить украинцев любить Бога и родную страну. Вот именно это я имею в виду.
- Расскажите, в чем заключаются обязанности военного капеллана на фронте?
- Капеллан на войне - это не только духовник, но и друг, товарищ, коллега, психолог.
Ведь как бывает. Кто-то заявляет, что он атеист, но можно же тогда пообщаться со мной не как с духовником, а с товарищем, который тебя поймет и утешит. С психологом и духовником, который имеет определенный опыт. То есть мы помогаем бойцам в тяжелых ситуациях, которых бывает масса на фронте.
- "В окопах атеистов не бывает". Это правда или нет?
- Совершенная правда. Я встречался там с многими, кто называл себя атеистом, но настоящих атеистов не встречал ни разу. Во-первых, когда начинаешь вести более глубокий разговор, то выясняется что человек не атеист. Он имеет определенную веру, но просто по другому ее называет.
Знаете, а еще есть такое выражение: "Когда над головой свистят пули, то небо становится значительно ближе". Пока бои не идут, то у людей свое видение, но когда ситуация обостряется, то и люди меняются.
- Приведете пример?
- Я могу привести очень много примеров, но расскажу об одном случае в 2016 году на Пасху.
Мы зашли в Широкино и под обстрелами добрались до танкистов "Азова". Когда я призвал людей на молитву, то один из собратьев занял очень агрессивную позицию: "Я язычник, а не христианин!". Ну а остальные стали к молитве.
В следующие несколько дней там шли активные обстрелы. И вот Господь даровал такое чудо, что когда мы закончили молитву "Вервиця перемоги", то все тут же стихло. Было слышно только, как плещется море.
И этот человек подходит ко мне (а я как раз уже начал помазывать елеем) и говорит: "Отец, я переосмыслил свои взгляды. Помажьте меня тоже". А на благословение с оружием (религиозный обряд. - Авт.) он уже встал рядом с другими.
Был еще один случай. Мы раздавали на фронте иконки, а на задней стороне был написан 90-й псалом, который читается в трудных жизненных обстоятельствах. И вот, когда один воин попал под тяжелый обстрел, то иконка (уже довольно затертая) лежала в бронежилете. Он ее положил туда не очень веря, но с мыслью, что пусть будет на всякий случай (с улыбкой).
Она уже была настолько затертой, что сверху была видна лишь надпись "90-й псалом". Он читает это название, а потом поднимает голову и говорит: "Господи, ты и так знаешь, что там написано. Просто вытащи меня отсюда!" (смеясь).
Я уже рассказывал кому-то эту историю. И вот у меня спросили - была ли это молитва. И вот что я скажу - это была самая правдивая молитва, потому что она шла действительно от сердца.
- Самая сложная ситуация, в которой вы оказывались за время войны?
- Интересная ситуация произошла, когда мы приехали в район Чаплинки. Это было во время блокады Крыма. Я не помню точно, какой батальон там стоял. Возможно, что 63-й. Но не столь важно.
Мы прибыли на место дислокации батальона, и я говорю, что давайте проведем службу. Подошли ребята и говорят, что в местном сельце есть церковь. Туда пришли люди, открыли храм. Но когда я позвал бойцов, то пришла только половина.
Я подхожу и спрашиваю: "Ребята, почему?". Они мне отвечают: "Отче, как мы можем стать рядом с вами, если я язычник, вот он буддист, третий мусульманин, а еще есть протестанты".
Тогда я задаю вопрос: "Когда вы заходите в фронтовой блиндаж или окоп, то спрашиваете ли стоящих рядом о том, к какой вере они принадлежат или на каком языке говорят? Или просто становитесь рядом с собратьями, подставляете им плечо и вместе защищаете свою землю?".
Мне отвечают, что конечно все так, но при чем же здесь Служба Божья? "Так я вас приглашаю в тот самый блиндаж, но только духовный! Давайте станем все вместе, подставим плечо собратьям и будем молиться за победу, за наших побратимов, которые сейчас в бою или ранены. За лучшую судьбу украинского народа и государства".
- И как они отреагировали?
- Очень положительно! Мы стояли бок о бок и молились каждый как умел за победу и торжество Божьей правды на нашей украинской земле. Кстати, интересный момент. После нашего отъезда туда приехал священник Московского патриархата, который вел службу в этом храме (мы не смогли до него дозвониться). Приехал и после нашей службы взялся переосвячивать храм. Вот такая была ситуация (улыбаясь).
- Капеллан может взять оружие в руки?
- Священник может взять в руки оружие, но вопрос какое? Для капеллана самое мощное оружие - крест Божий. Более мощного оружия мир еще не видел. А относительно оружия в целом, то священник может взять его в руки, если идет бой, а его нужно почистить или отремонтировать. Тогда можно поправить оружие и передать воину, чтобы тот выполнял свой долг.
- У вас были такие случаи?
- Бывало. Например, в Песках, когда завязался сильный бой, то там ребятам нужно было помочь. Но все же наше оружие - это молитва и вера. Поэтому использовать его в бою священникам не стоит.
Каждый должен исполнять свою миссию - воины защищать землю с оружием в руках, а все остальные их в этом поддерживать. А мы капелланы распространять слово Божье, чтобы формировать мировоззрение воинов, юношей, детей и всего украинского народа.
- "Возлюби врага своего, как самого себя". Как можно убедить бойцов, чтобы они любили тех, кто по ним стреляет?
- Знаете, святой Филарет однажды сказал: "Своего врага люби, врага отечества круши, а врагом Божьим брезгуй".
Почему мы должны возлюбить своего врага, но подчеркиваю личного, а не врага народа? Благодаря личному врагу мы закаляемся, как металл в огне. Мы учимся преодолевать эмоции, преодолевать страсти. Зачем? Потому что настоящий воин Христа силен только тогда, когда беспристрастен. То есть им должен управлять здравый смысл, а не эмоции.
Как мы должны относиться к врагу своего народа? Помните, что сделал Христос, когда встретился с торговцами в храме? Это единственный случай в Евангелии, когда он ничего не проповедует и не рассказывает, а взяв в руки бич, выгоняет их из храма.
Так нужно поступать со всеми врагами Отечества. Россияне пришли сюда чтобы преступать заповеди Божьи: разрушать, сеять смерть, проливать кровь чужого для них народа. А если украинцы будут молчать, то мы разделим с ними смерть своего народа. Тогда наша вина будет еще тяжелее.
Россияне на протяжении веков искажали правду, пропагандировали ложь, воровали нашу историю и уничтожали наши святыни. Сейчас они выдают героев нашей нации за преступников, а преступников за героев. Вот в чем их лукавство. Поэтому мы должны брать кнут и гнать их из Украины со словами: "Идите и не оскверняйте святую украинскую землю, которую дал нам Господь". И так должно происходить до тех пор, пока они не покаются.