Теребовлянский "Павел за стенами"

Теребовлянский "Павел за стенами" - фото 1
Есть в Теребовле, этом на первый взгляд обычном райцентре Тернопольщины, совершенно необычный храм: уменьшенная копия римской базилики „святого Павла за стенами”.

1.jpg„Здесь все как в римской базилике только уменьшено вдвое: длина, высота, ширина, толщина колонн", рассказывает священник этой римо-католической церкви отец Михаил.

И в самом деле, выдержанный снаружи в коричневом и белом тонах храм не похож на другие костелы Галичины: не увенчивают его высокие шпили, нет привычного веяния готики... Вместо этого двор перед святыней окружает колоннада. В высоту здание достигает 39, а в плане — 38 на 24 метра.

Костел святых Петра и Павла построили в Теребовле в 1924-28 годах по инициативе священника Еловицкого и он был первой в тогдашней Польше церковью, построенной по примеру римских базилик начала христианства. Поскольку дело было важным, то и реализовать его выпало не кому-либо, а именно Адольфу Шишко-Богушу — одному из реставраторов королевского дворца Вавель, что в Кракове.

Храм скромен и прост. Снаружи у входа вас встречают святые Петр с ключами от Рая и Павел — с мечом.

„Апостола Павла изображают с мечом потому, что его этим оружием обезглавили", - объясняет отец Михаил.

2.jpgИнтерьер церкви тоже особенный: два ряда колонн разделяют внутреннее пространство на три нефа и в то же время подчеркивают высоту, а вымощенный объемными квадратами потолок постоянно притягивает взгляд. Ну очень уже необычным он является для глаза, привыкшего к традиционным сводчатым куполам и аркам!

Поскольку храм передали римо-католической общине только после получения Украиной независимости, верующие до сих пор приносят сюда реликвии, которые в советские времена нужно было прятать. Свидетельство этого — талантливо написанный „Крестный путь”, полотна которого украшают боковые стены церкви. Часть его образов потемнела за долгие годы лежания на чердаках.

3.jpgТакая же судьба постигла деревянную скульптуру святого Станислава, епископа Краковского. Эта фигура, по словам отца Михаила, происходит из прихода села Дарахова, что неподалеку Теребовли, где ее прятала одна женщина. Святой в скульптуре благословляет людей, а возле его ног — мужчина, который по рассказам, исцелился на могиле Станислава.

„Собственно святой Станислав тоже связан с Украиной", — отмечает священник.

Будущий епископ жил в ХІ веке, когда поляки с русичами часто воевали. Он еще молодым юношей посвятил свою жизнь Богу и в 1071 году стал краковским епископом. В то время Польшей правил князь Болеслав ІІ Смелый. В апреле 1069 года именно его войска помогли киевскому князю Изяславу Ярославичу занять Киев и придушить восстание, которое длилось еще с предыдущего года. В 1077 году Болеслав организовал очередной поход на Русь. Груз постоянных войн князя был тяжелым для Польши и выразителем общественного недовольства такой политикой выступил как раз епископ Станислав из рода Тужин.

Он сделал замечание Болеславу относительно недостойного поведения во время пребывания в Киеве, и освирепевший правитель приказал четвертовать его. Но против самого князя восстали подданные, и он в 1079 году вынужден был бежать в Венгрию. Через три года Болеслав умер в изгнании в Каринтии, а несправедливо казненного епископа канонизировали в 1253 году. На его могиле исцелялись люди, а все короли Польши во время коронации осуществляли покаянную молитву возле гробницы святого Станислава. Однако больше всего епископа уважал простой народ, в чем убеждает сохранение его фигуры на протяжении долгих десятилетий навязывания безбожия. Теперь скульптура святого стоит возле алтаря церкви, близ копии образа Матери Божьей Ченстоховской.

Жизнь в храме возобновляет свой полноценный бег, вот только, знают ли об этом все люди, которые живут здесь, ходят возле этих стен ежедневно, водят мимо них детей в школу или садик?