У Российской Церкви нет реальных аргументов провозгласить анафему Патриарху Варфоломею, – эксперт
«Это впервые из уст Московского Патриарха Кирилла звучит фраза, что Вселенский Патриарх Варфоломей "раскольник". Ранее глава РПЦ не позволял себе таких резких заявлений, а такие выпады могли демонстрировать только анонимные телеграм-каналы или придворные церковные пропагандисты. Все это укладывается в логику подготовки Московской Патриархии к провозглашению анафемы Вселенскому Патриарху как мести за то, что он предоставил Томос Православной Церкви Украины», – написал Дмитрий Горевой в рубрике «Точка зрения» на Радио Свобода.
Дмитрий Горевой объясняет абсурдность такого поведения Москвы.
По его словам, при обвинениях Вселенского Патриарха в расколе чаще всего приводят следующую аргументацию: «тот, кто сослужил с раскольником, сам становится раскольником».
«По логике Москвы, начиная с 6 января 2019 года он "раскольник", так как сослужил литургию с главой ПЦУ Митрополитом Киевским и всей Украины Епифанием. Однако позже, 23 июня 2019 года, Варфоломей также сослужил с главой так называемой "Православной Церкви Америки" митрополитом Тихоном. Так называемой, потому что ее автокефалию признает Москва, потому что сама ее и предоставила, и не признает этой автокефалии Константинополь, поскольку считает, что только он имеет полномочия выдавать автокефалии.
Таким образом, по логике Москвы, с тех пор и Тихон "раскольник", так как сослужил с "раскольником" Варфоломеем. Однако в декабре того же года сам Патриарх Кирилл сослужил с митрополитом Тихоном. То есть, с 7 декабря 2019 года Патриарх Кирилл тоже "раскольник". А поскольку Патриарх служил со многими из епископата РПЦ, то можно с уверенностью сказать, что в России больше нет епископов-нераскольников!» – подчеркивает Дмитрий Горевой.
Он заключает, что такое поведение РПЦ демонстрирует то, что каноническая позиция Москвы слаба и уязвима и может ударить и по самой РПЦ. У Российской Церкви нет реальных аргументов против украинской автокефалии и действий Патриарха Варфоломея. Потому что та позиция, которую они публично объявляют, не выдерживает никакой канонической критики.
«Константинопольский Патриархат, перед тем как признавать УПЦ КП и УАПЦ, восстановил свою юрисдикцию над Украинским Православием – Киевской митрополией, а уже потом, на основании 9-го и 17-го канонов IV Вселенского собора, которые дают исключительное право Константинопольскому Патриарху быть высшей апелляционной инстанцией, реабилитировал тех, кто не имел церковного общения», – резюмировал религиовед.