• Главная
  • В стране чудес (о рабочей этике народных депутатов Украины, а также о том, почему горе побежденным)...

В стране чудес (о рабочей этике народных депутатов Украины, а также о том, почему горе побежденным)

27.10.2005, 11:54
Анатолий ХИЛЬЧЕНКО, Пресс-секретарь Союза Православных Братств Украины

Анатолий ХИЛЬЧЕНКО, Пресс-секретарь Союза Православных Братств Украины

“Vae victis!”

ЧУДЕСА В ВЕРХОВНОЙ РАДЕ УКРАИНЫ

Очень прискорбно, что наши законодатели так мало внимания уделяют своей непосредственной работе, а намного больше — расширению собственных депутатских привилегий, в частности, в контексте принятого недавно Верховной Радой и подписанного Президентом Украины Закона относительно депутатской неприкосновенности на всех уровнях.

Верующие люди имели хорошую возможность убедиться в правдивости последнего тезиса 6 октября 2005 года, когда именно и происходило воистину, магическое действо из принятие проекта постановления “О Рекомендациях парламентских слушаний “Свобода совести и идентификация личности”.

Думаю, без магии здесь не обошлось, или, в крайнем случае — потусторонние силы точно вмешались. В законодательных палатах в этот день начали твориться настоящие чудеса (тому есть подтверждения документальные в виде видеоматериалов).

Из присутствующих на заседании около ста депутатов, о “чудо”, — проголосовало “за” одобрение проекта постановления “О рекомендациях парламентских слушаний “Свобода совести и идентификация личности”, который, к стати, противоречит интересам православных граждан, большинство депутатского корпуса (т.б. около 226 человек)!

Не иначе, как еще добрая сотня народных избранников находилась в Верховной Раде в виде какой-то астральной субстанции, а то и просто — голосовали за них представители инфернальных сил, специально для того, чтобы навредить христианам.

Многие люди испытывают удивление — почему верующие считают необходимым молиться возле Верховной Рады и осуществлять там Крестные хода. Ответ, оказывается, может быть довольно прост — чтобы подобных “чудес” с привлечением “мертвых душ” или других “потусторонних существ” в главном законодательном органе случалось по возможности меньше.

У верующих людей теперь вселяет надежду тот факт, что возле Верховной Рады Украины теперь молится отец Олег Сирко, у которого забрали церковь, с несколькими сотнями верующих. Приезжают и делегаты от общин и епархий из разных уголков Украины, монахи из прославленной Почаевской Лавры, цитадели духовного подвига и моральной образцовости для современников.

Очень прискорбно, что “чудеса” в Верховной Раде продолжаются. Может, следует освятить Законодательные палаты? Думаю, священник Олег Сирко с радостью выполнит свой пастырский и гражданский долг.

Таким образом, инициатива Председателя Союза Православных Братств Украины Валентина Лукияника о необходимости открытия храмов в помещениях Верховной Рады Украины и Секретариата Президента Украины кажется очень актуальной и может быть зачислена в список первоочередных задач по обеспечению национальной безопасности Украины.

А пока что, продолжим молиться. Вдруг Господь разбудит совесть у тех народных избранников, кому она не особенно нужна. Можно предположить, что с появлением голоса Божьего в их сердцах, законотворческие “чудеса” прекратятся и “жить станет веселее”.

О СТАРИННЫХ НУЖДАХ УКРАИНСКОЙ ЭЛИТЫ

В общем, последний месяц политической жизни украинской элиты все больше напоминает начало эпохи возрождения раннего средневековья. Укрепляется роль национального вассалитета, его привилегии становятся по-настоящему, королевскими. Ведь теперь, после вступления в силу Закона, согласно которому депутаты даже местных советов становятся, фактически, над Законом, мечта о федерализации Украины становится почти реальностью. Не хватает лишь нескольких небольших шагов, возможно, — той же конституционной реформы.

Удивительным, в традиции уже начатой эпопеи выборов в стране чудес, становится также заявление довольно одиозного и однозначно общеизвестного русского политтехнолога Глеба Павловского. Газета “День”, ссылаясь на сайт glavred.info, цитирует последнего: “Партнером для Кремля реально может быть только Ющенко. Поняло, если он удержит ситуацию и если сумеет консолидировать политическую команду, опереться на более широкие круги, чем раньше, а также на силы, связанные с востоком и югом Украины.” Как можно истолковать подобное заявление? Неужели, в самом деле — “Помаранчевая революция” пошла в небытие вместе со своими “незапятнанными” идеалами и проповедниками? Неужели Российское Правительство отныне будет стараться развеять, созданный на прошлых выборах, миф о событиях, которые разворачивались зимой 2004-2005 года в Украине? Неужели, теперь придет мир на Восток и Запад, которые будут, наконец, “вместе” (“Восток и Запад вместе!” — лозунг т.н. “Помаранчевой революции”).

Ответ — вполне возможно. Однако, господин Павловский оставляет “если”. И именно после этого “если” дальше идет самое главное, к чему следует прислушаться всем тем, кто так много надежд возлагает на политическую аналитику, желая прозреть будущее.

Не знаю, действительно ли политологи стали теперь наподобие оракулов и пророков прошлых эпох, однако, на их ремесло сохраняется не какой либо спрос. И это еще раз свидетельствует лишь об одном — не считаясь с технократическим развитием, человек так и остался со своими старинными нуждами и страхами, суевериями и мечтами. И как часто лишь учение Церкви сохраняет на фоне этого тысячелетнего обнищания человеческого духа светлый огонек прозрения здравого смысла.

Так вот, вполне возможно, что, согласно словам господина Павловского, Российское Правительство способно дать carte blanche официальному Киеву в обмен на новую стратегию последнего, которая бы состояла в том, чтобы “опереться на более широкие круги, чем раньше, а также на силы, связанные с востоком и югом Украины”. Фактически, это означает предложение коррекции внешней и внутренней политики Киева, а также, в конце концов, определение ее приоритетных направлений.

Смена Президентом Ющенко Премьера является важным шагом к примирению искусственно созданных в Украине и, в частности, в Православной Церкви, политических лагерей “сине-белых” и “помаранчевых”. Именно Юрий Ехануров, не взирая на то, что ему аналитики приписывают лишь техническую и временную роль в нынешнем Правительстве, встретившись почти сразу же после своего назначения с Митрополитом Днепропетровским Иринеем Московского Патриархата, подтвердил, тем самым, что лед в отношениях между Украинским Правительством и Русской Православной Церковью в Украине, в конце концов, тронулся.

На первый взгляд, сложно сказать, симптоматичен ли этот шаг в деле развития новых стратегических направлений правительственной политики относительно Православной Церкви. Или, возможно, это только временное перемирие перед новыми рокировками и ударами по вымышленному врагу. Ведь, как бы там ни было, верные Московского патриархата в Украине — это, прежде всего, наши граждане, которые, довольно часто, являются искренними патриотами своей Отчизны и даже не подозревают, что их причислили к категории “неблагонадежных” лишь потому, что господствующая идеология нынешнего Правительства, почему-то, оказалась сокрушительной для собственного же народа.

Так вот, мифы и легенды были и остаются ведущими элементами мирового информационного пространства. И очень часто сами же мифотворцы становятся заложниками собственных произведений. Итак, если зайти в “Патриарший Владимирский собор” “Киевского Патриархата” и спросить что-то в магазине на национальном языке, можно услышать чистое русское произношение в ответ. Не знаю, возможно, это какие-то идеологические недоработки? Хотя, мне кажется, что это сама естественность. Человек идет не в “национальную Церковь”, а в Церковь Божию. И, наконец, какая разница, на каком языке я услышу ответ? Главное — меня хотят понимать и понимают, и я тоже этого хочу. И понимаю.

Можно говорить миллионы слов и не быть услышанным через нежелание и амбиции, гордость и тщеславие. А можно даже ничего не говорить, чтобы быть понятным для того, кто к этому стремится, кто является верным последователем Евангелия и Церкви Христовой.

КИЕВСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

К сожалению, местная власть Столицы Украины так и не хочет услышать голос протеста многочисленных верующих. Ведь неоднократно осуществлялись попытки Киевским городским советом переименовать улицу Январского восстания, на которой находится Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и администрация Московского Патриархата в Украине, на улицу Ивана Мазепы, гетмана Украины, который, в свое время, был отлучен от Православной Церкви.

Эти попытки являются естественным результатом создания национальной идеи молодой Государства. Однако, схема “мы все до основания разрушим” не всегда эффективна, как это показала не так давно и история становления и разрушения могущественной Советской Империи. Но нынешние национальные идеологи, вероятно, думают немного иначе. Или, возможно, совсем и не думают об этом.

Интрига понятна — назвать улицу, на которой расположено административное представительство Московского Патриархата в Украине, именем нынешнего национального украинского героя и выдающейся исторической фигуры, “покрывдженой “Московской Церковью” — это настоящая мечта всякого “национально-сознательного” человека.

Кстати, Союз Православных Братств Украины в одном из своих последних заявлений осудил такие намерения Киевской городской администрации, назвав их “издевательством над религиозными чувствами верующих людей”.

Однако, прискорбно, что Киевская Митрополия считает необходимым “прятать главу в песок”, когда речь заходит о гетмане Иване Мазепе и обстоятельствах его отлучения от Православной Церкви.

Соответственно, у каждого возникает обычная реакция на такое поведение — “если вы замалчиваете, то вы — виновны”. И именно таким образом уже неоднократно представители Киевской Митрополии представали среди научных кругов в весьма невыгодном свете. На самом же деле, стыдиться истории — это, как минимум, бессмысленно. Ведь никто не стыдится мыслей и чувств в своем прошлом. Это — история. Она не может быть ни доброй, ни плохой. Лишь в руках манипуляторов-идеологов она способная превращаться в источник вдохновения или же убийства. На самом же деле история — это способ мировоззренческого становления личности или народа. Настоящая история достойна созерцания и заботливого отношения современников.

Так вот, не будем прятать главу в песок. В любом случае, для того, чтобы давать оценку намерениям Киевской администрации переименовать улицу именем человека, который предан анафеме, необходимо все тщательно взвесить и, по возможности, обратиться к историческому дискурсу.

Итак, гетман Иван Мазепа стал полноправным властителем Украины в 1687 году, когда его предшественник, гетман Иван Самойлович, был лишен власти. Гетману после первой встречи с молодым русским царем Петром I удалось завоевать его полное доверие. Именно безграничное доверие Царя является причиной того, что многочисленные доносы на Гетьмана теряются в чащобе бюрократического аппарата Москвы.

Однако, после того, как шведский король Карл ХІІ нанес ощутимое поражение россиянам в Прибалтике, поставил на колена Данию и Пруссию, свергнул из трона в Польше союзника Петра Августа ІІ, и подошел к границам Украины, гетман Иван Мазепа задекларировал свою поддержку шведскому королю, который находился в зените славы, и победа которого над Русским Царем ставала все вероятнее. 25 октября 1708 года гетман Иван Мазепа призвал войска отомстить Москве во имя свободы, после чего повел их на соединение с Карлом ХІІ.

Вопреки логике, этот замысел оказался фатальным. Генералы Карла ХІІ потерпели поражение в Белоруссии и на Сиверщине. Подкупив казацкую старшину, (классический пример приоритетов национальной элиты и, вероятно, тогдашней украинской внутренней политики), генерал Петра І князь О. Меньшиков 2 ноября захватывает гетманскую столицу Батурин. 23 ноября в Глухове и в Москве состоялось анафемование Гетмана Православной Церковью. Эта анафема остается и ныне. Армия Карла ХІІ была разбита во время Полтавской битвы. Сам экс-гетман Иван Мазепа, после многочисленных скитаний, умер 3 октября 1709 года в селе Варницы около Бендер.

Правда, 10 июля 1918 года анафема была снята гетманом Павлом Скоропадским. Однако, на самом деле, это “снятие” не имеет отношения к жизни Православной Церкви, поскольку лишь собор ее иерархов владеет такими полномочиями.

Итак, гетман Иван Мазепа был отлучен от Православной Церкви не только за нарушение присяги казачества на верность Московскому царю в Переяславе 1654 года (сейчас речь не идет о том, был ли этот акт одобрен единодушно, или нет. Однако, факт наличия такой присяги с участием духовенства Православной Церкви очевиден и является исторически достоверным). Дело также в том, что как теперь, так и в те далекие времена, Православная Церковь очень часто становилась заложницей государственной политики сильных мира сего. Не обошла эта участь и тогдашних иерархов. Под давлением царя Петра І, который не особенно церемонился с духовенством, анафема была провозглашена. И формальные основания для этого, как уже отмечалось, существовали.

Благо, сегодня в Украине политики от анафем в безопасности. Ведь присягают они на древнем Евангелии без присутствия духовенства, и не “московскому царю”, а формулированию “украинскому народу” (если верен не всем, то хоть кому-то, — да и верный). Вдобавок, и церквей, как и других религиозных конфессий ныне — на все вкусы. Поэтому, если вдруг, отлучат в одних, всегда можно пойти к другим. И пусть тем, кто так некрасиво сделал, будет хуже. Итак, религиозный плюрализм дает о себе знать. Как и ценности открытого общества. Хорошо это, или нет — дело частное. И речь сейчас не об этом.

Возвратимся к инициативе Киевской городской администрации. Думаю, назвав улицу, на которой расположена Киево-Печерская Лавра и административное представительство Московского Патриархата, именем отлученного от Церкви человека, национальные чиновники стараются хоть как-то нажать на церковных иерархов, лишь бы те не только замалчивали, как теперь принято, факт анафемы Гетмана, но и сняли ее.

Однако, это маловероятно. Ведь снятие анафемы — это определенный нонсенс в церковном правые и, прежде всего, в эклесиологии (учении о Церкви). В таком случае, следует последовательно признать, что Церковь ошибается, что не возможно априорно. В другом случае, необходимо подвергнуть сомнению действенность таинств и обрядов Православной Церкви, признав их подчиненность социально-политическим и историческим процессам, что также недопустимо.

Итак, какие выводы можно сделать из вышеупомянутого? Прежде всего, — Церковь — чрезвычайно деликатный институт. Этот факт требует ответственного и взвешенного отношения к своим поступкам как политиков, которые хотят сотрудничать с Церковью, так и самих церковных администраторов. Во-вторых — Церковь — это больше, чем общественный институт, так как она не признает естественных критериев жизни и смерти, утверждая, что существуют вечные категории, к которым причастен человек, вне зависимости от своего вероисповедания, политических убеждений или морально-этических установок. Соответственно, культовая деятельность Православной Церкви находится не в политической или даже исторической плоскости, а в учении о сверхъестественном бытии, которое признается или отрицается человеком с помощью его способности верить в Бога и сверхъестественное существование, или же не верить.

Жизненный путь гетмана Ивана Мазепы был преисполнен многих добрых поступков. На его средства перестроена лаврская церковь Успения Пресвятой Богородицы, построено двое врат — Экономические и Святые. Именно он укрепил стены древней Софии, пристроил боковые пределы на нижних папертях собора. В Переяславе Гетман соорудил церковь Вознесения. Известны его добрые поступки и в святом граде Иерусалиме.

Однако, его исторический путь был неоднозначен. И если еще совсем недавно об Иване Мазепе в учебниках из истории говорилось, как о предателе и изменнике, то ныне он является национальным героем.

И не вина Церкви в том, что этот государственный деятель уступил собственной совестью ради интересов... каких-либо интересов. Ее миссия — не осуждение при жизни или репрессии относительно неблагонадежных. Церковь имеет дело, прежде всего, с личностью и ее поступками, и отнюдь — не с политиками и вельможами. Анафема гетмана Ивана Мазепы — это еще не Страшный суд, так как один у нас Бог и Судья. Однако, Церковь способна и должна говорить о человеческих поступках и их сущности в свете Евангельского учения о чистоте души, во имя Божьей Правды, по мере того, как эта Правда приоткрывается в истории земной Церкви, во имя будущих поколений и их молитвы, направленной в вечность. Ведь именно там, в обителях Небесного Отца, соберутся все судьи и подсудимые, и между ними не будет разницы. Однако, это уже касается Церкви и веры, а не Киевской городской администрации и политических интриг вокруг исторических фигур.