«Возникновение религиозных конфликтов в Украине маловероятно», – исследование Центра Разумкова
Исследование состоит из 172 страниц. Речь идет о церковно-религиозной ситуации в Украине: о состоянии, тенденциях, проблемах, об отношении украинских граждан к Церкви, о запросах и ожиданиях, о перспективах развития церковно-религиозной ситуации в Украине в условиях нынешних внешних и внутренних вызовов. Центр Разумкова подготовил информационные материалы «Особенности религиозного и церковно-религиозного самоопределения граждан Украины: тенденции 2000–2021гг.» и обнародовал следующие выводы:
«Западный регион страны традиционно характеризуется наивысшим уровнем религиозности, Юг и Восток – самым низким. Однако, по сравнению с 2000г., доля тех, кто считает себя верующими, на Юге и Востоке возросла.
За последние несколько лет наблюдается тенденция роста числа тех, кто не относит себя ни к одному из вероисповеданий. По сравнению с 2019г., существенно (от 13% до 24% среди взрослого населения) выросло число верных Православной Церкви Украины, преимущественно за счет уменьшения (с 30% до 20%) «просто православных». По сравнению с 2020г., среди верных ПЦУ возросла доля жителей Восточного региона.
Наблюдается существенная разница между уровнем декларируемой религиозности (68% опрошенных называют себя верующими, 60% – православными) и уровнем отождествления себя с конкретной религиозной общиной – членство в общине признали только 21% опрошенных. В общей сложности 12% респондентов отметили свою принадлежность к одной из православных религиозных общин. Члены религиозных общин, отнесшие себя к ПЦУ, составляют 6% всех опрошенных, что ровно столько же, как и членов греко-католических общин (6%). Членами общин УПЦ МП назвали себя 4% всех опрошенных. Еще 7% отнесли себя к общинам других христианских конфессий (греко-католической, римско-католической и протестантской) и 0,3% – к общинам других религий, что подтверждает заключение о поликонфессиональном характере религиозности в Украине. Только 10% граждан регулярно (хотя бы раз в неделю) посещают религиозные службы и собрания (особенно редко посещает их молодежь).
Снижение уровня посещаемости религиозных служб во время пандемии COVID-19 сопровождается ростом участия в религиозных богослужениях в сети Интернет.
Чаще всего посещают их через Интернет жители тех регионов, где наиболее заметно снижение offline посещаемости религиозных служб. К использованию Церковью новейших информационных технологий (социальных сетей, практики «церковь в смартфоне» и т.п.) наиболее благосклонно относятся верные УГКЦ и верные ПЦУ, менее положительно – верные УПЦ МП.
Часть участников фокус-групповых дискуссий выражают пожелания относительно изменений в части религиозных ритуалов, в частности, сокращения времени, понятного языка служб и проповедей, введения сидячих мест в православных храмах, более скромного убранства церквей. Также высказывались мнения относительно предоставления возможности религиозным общинам влиять на назначение священнослужителей, смягчения отношения служителей Церкви к людям. Следовательно, можно предположить, что для роста посещаемости храмов важно не столько развитие сети культовых сооружений, сколько формирование заинтересованности и мотивации людей посещать храмы (особенно это касается молодежи).
Уровень признания морального авторитета Церкви ниже уровня доверия к ней, и оценка морального авторитета Церкви в предыдущие годы снижалась. Однако, по сравнению с предыдущим годом, признание морального авторитета возросло (прежде всего, за счет его роста в Южном и Восточном регионах).
Также, по сравнению с предыдущим годом, наблюдается существенный (на 10%) рост числа тех, кто отмечает положительную роль Церкви в обществе. Чаще всего граждане Украины считают, что крупнейшие Церкви и религиозные объединения Украины демонстрируют активную позицию в решении таких проблем: необходимость предоставления психологической поддержки людям, кризис нравственности и духовности, проблемы воспитания детей и подростков, кризис семейных отношений, военные конфликты, эпидемия COVID-19.
Что касается таких проблем как отношение к ЛГБТ-сообществам и цифровым удостоверениям лиц, то респонденты чаще считают, что крупнейшие украинские Церкви в подходе к этим проблемам чаще занимают консервативную позицию, не отвечающую требованиям времени, чем активную позицию, способствующую решению этой проблемы.
По результатам исследования можно сделать вывод, что граждане Украины мало проинформированы о реакции или позиции крупнейших украинских Церквей относительно многих общественных проблем.
Граждане Украины считают, что ведущее или важное место в деятельности Церкви, религиозного объединения должно занимать социальное служение, помощь людям. Оценивая, какие виды социального служения церквей, религиозных объединений, по их мнению, наиболее важны для общества и в каких видах социального служения они заинтересованы лично, чаще всего респонденты назвали психологическую помощь и защиту уязвимых групп.
По сравнению с 2000г., существенно возросла доля граждан, которые согласны с тем, что отделение Церкви от государства и школы от Церкви – необходимое условие демократичности государства и обеспечения права человека на свободу совести. В ходе мониторинга украинское общество демонстрировало достаточно высокий уровень толерантности к исповеданию разных религий.
Вместе с тем, в Западном регионе чаще, чем в других регионах, респонденты считают, что право на существование имеют только традиционные для нашей страны религии. Именно такие представления могут обосновывать более выраженное, чем в других регионах, негативное отношение на Западе страны к протестантизму, исламу и иудаизму.
Однако наиболее конфликтогенными, по мнению граждан, являются отношения между двумя православными Церквами – Православной Церковью Украины и Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Относительно последней негативизм выражается гражданами чаще, чем по отношению к любой другой религиозной организации в Украине.
Четверть граждан Украины считают, что в Украине есть Церкви или религиозные объединения, деятельность которых, по их мнению, следует запретить. Уровень конфликтности в отношениях между представителями разных религий, конфессий и Церквей в Украине невысок – только 3% опрошенных отвечают, что отношения между верными разных Церквей и религий в местности, где они живут, являются конфликтными, и только 5% – что они напряженные.
Сдерживающим фактором для межрелигиозных, межконфессиональных и межцерковных конфликтов является то, что религиозная и церковная идентичность имеет небольшое значение для граждан Украины (только 4% граждан идентифицируют себя, прежде всего, с людьми той же веры или Церкви, что и они). Поскольку собственно религиозная идентичность имеет для граждан значительно меньшее значение, чем гражданская или региональная идентичности, это позволяет предполагать, что возникновение собственно религиозных конфликтов в Украине маловероятно».
Данные социологических исследований обобщены в таблицах и диаграммах здесь.