Время патриархов
То, что сегодня украинские грекокатолики избрали молодого предстоятеля, решили заговорить с верующими новым языком, – конечно же, показатель развития самой церкви, которая не хочет стоять на месте, не просто приспосабливается ко времени, но и меняет само это время. И все же когда-нибудь мы обязательно вспомним, что еще жили в эпоху последних патриархов – и просто ее не заметили.
Интронизация нового главы Украинской грекокатолической церкви Святослава Шевчука – энергичного молодого человека во главе древней церкви – еще раз напомнила, что время патриархов уходит. Нет, я не собираюсь утверждать, что церковью обязательно должны руководить убеленные сединами старцы. В появлении молодого священника во главе УГКЦ я вижу тенденцию к обновлению, которая поможет совершенно по-другому отнестись к религии и церкви новым поколениям. И все же это отражение новой тенденции, тенденции информационного общества, когда и на политических должностях, и на церковных кафедрах появляются сравнительно молодые люди. Время патриархов уходит, потому что для нашей цивилизации важен не опыт, а образ.
Моей первой интронизацией было возведение на патриарший престол Алексия II – можно сказать, первого постсоветского патриарха, первого главы церкви, которого по-настоящему избирали священники и миряне, а не «рекомендовал» Совет по делам религий. Новый патриарх был еще сравнительно не старым человеком – и все же выглядел традиционным церковным иерархом, несколько медлительным и добродушным. Его преемника, патриарха Кирилла, могут назвать куда более одаренным и современным церковным политиком – но это уже человек из другого времени, куда более схожий с той внецерковной средой, в которой ему приходится вращаться, чем предыдущий глава РПЦ. У грекокатоликов может быть так же: владыка Святослав наверняка окажется способным церковным политиком – но еще долго в нем не будет ощущаться того средоточия жизненного опыта и мудрости, которое чувствовалось в кардинале Любомире Гузаре. Как совершенно логично сказал мне один из сотрудников ушедшего на покой главы УГКЦ, Любомир Гузар был патриархом уже в силу своей личности и жизненного опыта. И с этим трудно не согласиться. Патриарх – это ведь не только церковная должность, это ведь еще и наличие личностных качеств, которые приходят только со временем.
Мы все меньше и меньше нуждаемся в таких личностных качествах. Наше время – не время патриархов. Нам нужны энергичные руководители, одаренные менеджеры, талантливые телевизионные персоны. Но нам не нужны моральные авторитеты. Именно поэтому голос кардинала Любомира Гузара – одного из самых ярких и вдумчивых людей нашего времени – был почти не услышан в общенациональном контексте. Мне трудно это понять. Я вспоминаю один из телевизионных эфиров, который мне посчастливилось провести с участием владыки Любомира, – и это, конечно же, особое впечатление. Когда человеку не нужно объяснять те естественные понятия, к которым остаются безразличны многие твои собеседники, когда с тобой бескорыстно делятся мудростью – это как умыться водой из родника там, где уже давно забыли само ощущение свежей прохладной воды на лице. Но как воспринимался кардинал Гузар большей частью моих соотечественников? Исключительно в рамках церковной конкуренции или просто в контексте отношения к религии или церкви. И тогда любая мысль, любое слово прочитывается под увеличительным стеклом нашего собственного отношения не к самому человеку, а к его должности или к ситуации в институции, которую он возглавляет. А ведь дело было не в этом, решительно не в этом! А прежде всего в удивительной способности главы УГКЦ просто размышлять о сложных вопросах нашего бытия – вопросах, которые в своей неразрешимости и ненужности и определяют наше сегодняшнее состояние. То, что эти ответы на эти вопросы не интересны обществу, что оно не хочет замечать и слушать своих мудрецов, как раз и является показателем серьезнейших деформаций в нашем общественном организме. Это как рак, духовный рак, который уже дает свои страшные метастазы.
То, что сегодня украинские грекокатолики избрали молодого предстоятеля, решили заговорить с верующими новым языком, – конечно же, показатель развития самой церкви, которая не хочет стоять на месте, не просто приспосабливается ко времени, но и меняет само это время. И все же когда-нибудь мы обязательно вспомним, что еще жили в эпоху последних патриархов – и просто ее не заметили.
Виталий ПОРТНИКОВ