“За 15 лет украинской независимости Православные Церкви до сих пор не нашли оптимальную парадигму сотрудничества с государством”
Геннадий ДРУЗЕНКО, член рабочей группы по подготовке новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозные организации»
– Как Вы оцениваете в целом состояние межправославных и православно–государственных отношений в Украине?
– Большинство иерархов адаптируется к новым политическим условиям: УПЦ зондирует насколько новое правительство готово поддержать ее «прозелитизм» среди других православных конфессий, УПЦ КП выстраивает линии защиты, а УАПЦ, очевидно, ищет самые выгодные условия фактического вхождения в состав УПЦ. Одновременно, простые верные, к сожалению, уже традиционно принимают церковный раскол не так в экклезиологических категориях трагедии Церкви, как в категориях политического противостояния. Уверен, что это тупиковый путь, поскольку раны церковных разделений могут быть залечены только любовью и любовью.
– На столько ли политические обстоятельства воздействуют на православную жизнь, в частности, иерархов, что каждое политическое переформатирование в Украине будет кардинально отображаться на состоянии Православных Церквей?
– К большому сожалению, да. По-моему, можно констатировать, что за 15 лет украинской независимости Православные Церкви до сих пор не нашли оптимальную парадигму сотрудничества с государством, объединенную с природным дистанциированием от царства кесаря. Очевидно, в современных условиях для Церкви было бы полезней и дальше дистанциироваться от государства, преодолевая советское притяжение. Это даст Церкви большую свободу, а, следовательно, возможность играть роль морально–этического корилятора социально–политических процессов.
– Однако, кажется, для других религиозных организаций политический фактор не является настолько важным. Не кажется ли вам, что для православных иерархов сама свобода, как такая не является настолько ценной в сравнении с симпатиями «власть имущих»?
– Прежде всего следует помнить, что ни одна другая конфессия так не была изувечена легальным совместным существованием с богоборческим советским режимом, как православная. «Негативная селекция» церковной иерархии через печально известный Совет по делам религий до сих пор заметна. Естественно, что Церковь, как институция консервативная, обновляется медленно. К сожалению, взрыву духовности, такой себе клюнийской реформы, в Украине не произошло. И в этом контексте, я думаю, что чуть ли не
самым мощным стимулом для морального, интеллектуального, культурного обновления православной элиты является реальная конкуренция между десятками конфессий, которые сегодня активно действуют в Украине.
— Не попытается ли православная иерархия бороться с такой конкуренцией как раз путем союза с властью, что будет намного проще? Потому что таких случаев теперь мы имеем предостаточно, особенно на региональном уровне.
— Такое искушение существует, тем более, что в Росси на высшем государственном уровне реализуется именно такая парадигма. Однако, цитируя нашего недавнего классика, Украина – не Россия. По крайней мере в рабочей группе по подготовке новой реакции основного «религиозного» закона православные даже не поднимают вопрос о закреплении за ними на законодательном уровне каких-либо преференций. И это очень оптимистичный симптом.
Общался Тарас АНТОШЕВСКИЙ,
Киев, 27 октября 2006 года