• Головна
  • Русский мир – плод Боговоплощения...

Русский мир – плод Боговоплощения

03.12.2010, 12:04
Русский мир – плод Боговоплощения - фото 1
Русский мир есть территориально-цивилизационная, объективно-реальная воплощенность Тела Христова здесь и сейчас, в пространстве и времени нашей жизни, так же как и наших предков.

Редакція РІСУ завершує трилогію статей Тараса Борозенця про його бачення "Русского мира"  (частини 1 і 2). Запрошуємо читачів до реакції та надсилання своїх розмірковувань на цю "Відкриту тему"

«Русская Церковь наиболее активно участвовала в закладке Русского мира и его развитии. Она также является источником его жизненной энергии. А потому ее духовный опыт, религиозная мысль, святыни, духовные центры, святые и выдающиеся деятели являются неотъемлемым достоянием Русского мира».

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

borozenec_tarasПравославие есть религия Откровения и Боговоплощения, религия абсолютной открытости Бога людям в истории, всем универсальным и персональным аспектам их жизни, религия восприятия Богом всей человеческой природы, кроме греха. Это значит, и всех социальных форм человеческого существования, ибо таковые не суть грех. Христианство радикально открыто всему миру в его пространственно-временной определенности и воплощается в нем в меру желания и усилий человеческих ипостасей. Поэтому христианство всегда конкретно, то есть поместно и исторично. Не было, нет и никогда не будет христианства вообще.

Русский мир в том истинном смысле, в котором его употребляет Патриарх Кирилл, не есть нечто отдельное от РПЦ, какое-то внешнее условие или что-либо еще. Русский мир есть территориально-цивилизационная, объективно-реальная воплощенность Тела Христова здесь и сейчас, в пространстве и времени нашей жизни, так же как и наших предков; сложная, противоречивая, трагическая, воинствующая, провокационная и пререкаемая из-за наших греховных страстей, но спасительная и обоживающая по своему содержанию и плодам реальность! Подчеркиваю, что ни о каком подчинении Церкви земным страстно-мирским стихиям речи не идет. Мы свидетельствуем о таинстве воплощения Тела Христова в истории нашей цивилизационной общности, которое является логическим продолжением Боговоплощения Слова Божия. Это же таинство осуществляется в истории других православных народов, которые окормляются другими поместными Православными Церквями, однако осуществляется со своими поместными особенностями. Полагаю, что без веры в реальную воплощенность Церкви здесь и сейчас, в конкретной пространственно-временной исторической ситуации лично мое спасение, как и спасение других верующих, является невозможным, ибо согласно святоотеческой максиме, то, что не приобщено, то и не спасено.

Когда мы говорим о воплощении Церкви в истории, это означает воплощение Самого Христа. Христос есть Глава Церкви, а Церковь есть Его Тело (см. Еф. 1: 22, 23; 1 Кор. 12: 12, 27). Сын Божий воплотился или вочеловечился, то есть создал человеческую природу из человеческой природы Девы Марии и воспринял ее в свою божественную Ипостась, всю, кроме греха. По Вознесении Иисус Христос ниспослал на учеников благодать Духа Святого, тем самым приобщив их своей человеческой природе и создав Церковь – Свое Тело. С тех времен Он воплощается в истории, то есть преображает оскверненных грехом людей и приобщает Своей человеческой природе в Церкви, начиная от Иерусалима и до концов земли.

Христианство изначально было и вселенским, и поместным. Универсальная, вселенская проповедь Церкви давала конкретные, поместные плоды — плоды Христовой веры, надежды и любви. Первая поместная Православная Церковь основана в Иерусалиме. Сам Христос проповедовал преимущественно среди сынов израилевых и говорил, что послан только к ним и лишь после воскресения дал заповедь идти и научить все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Заметьте: не человечество вообще, но именно народы, то есть конкретные соборные ипостаси, поместно. По мере распространения христианской проповеди вслед за Иерусалимской были образованы другие поместные Православные Церкви – Антиохийская, Александрийская, Римская, Константинопольская и прочие, пока, наконец, очередь не дошла до Русской земли, преимущественно населяемой восточно-славянскими племенами, когда и была образована Русская Православная Церковь и Русский мир, как окормляемое Ею цивилизационное пространство. Так свершилось и продолжает осуществляться воплощение Христа в РПЦ и Русском мире, так происходит созидание и приобщение Богу нашего православного народа. Поэтому для нас русскость и православность суть синонимические понятия, обозначающие одну и ту же реальность. Как утверждал Ф.М. Достоевский, истинно русский человек значит православный, а православный — русский.

По Божьему Промыслу для меня и миллионов других людей обретение православной веры стало причиной обретения русской цивилизационной идентичности. Став православными, мы стали русскими; и восприняли это как дар Божий. Соответственно мы не можем от него отказаться, более того, считаем саму мысль об этом кощунственной и предательской. К дару православной русскости, как и другим Божьим дарам, полностью относится притча Господа о талантах. От даров Божиих нельзя отказываться, дары следует принимать, ценить, хранить, лелеять, взращивать, преумножать. Дело в элементарной благодарности и верности, которые составляют основу христианской жизни. Отказ от дара Божия – это отказ от Самого Бога, то есть грех.

История свидетельствует, что наши предки, становясь православными, преодолевали племенную разобщенность, социальную, экономическую, политическую рознь и становились русскими людьми, единым русским православным народом (не в этническо-национальном, но в цивилизационном смысле), тем самым образуя единый Русский мир. Именно РПЦ, как наша Православная Церковь была и остается главным цементирующим фактором созидания Русского мира, русской общности во всех ее аспектах – теоретическом, практическом, организационном, персональном, семейном, этническом, национальном, цивилизационном. В этом состоит Ее культуротворческая, цивилизационная миссия – объединять своих чад друг с другом во Христе и ради Христа. В этом РПЦ продолжает традицию ветхозаветной Церкви, бывшей определяющим фактором созидания, сохранения и развития древнееврейского народа.

Русскость как цивилизационная идентификация действительно есть дар Божий, который православные верующие обретают в РПЦ независимо от изменчивых политических реалий. Если все восточнославянские государства прекратят свое существование, но останется РПЦ, то останется и Русский мир. Поэтому Русский мир – это не политическое, но чисто церковное понятие. До тех пор пока будет существовать РПЦ, будет существовать и Русский мир. Русский мир может прекратить свое существование, только тогда когда прекратит Свое существование РПЦ. Однако это возможно лишь в земной истории, но не на небесах. Русских можно физически уничтожить, можно промыть им мозги и сделать так, чтобы они забыли о своем духовном первородстве и предали святую веру своих отцов, их можно вычеркнуть из современной земной истории, однако их нельзя вычеркнуть из небесной книги жизни. Это невозможно даже для современных фальсификаторов исторической памяти. На небесах православно-церковный Русский мир был, есть и будет как Святая Русь – Русь Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви.

В этом контексте возникает вопрос об украинской самоидентификации. В чем она заключается и чей она дар? Можно ли говорить об украинском мире в противовес русскому?

Прежде всего, очевидно, что на сегодняшний день нет единой украинской самоидентификации. Мы видим, по крайней мере, две исторически сформировавшиеся украинскости, непримиримо враждующие между собой. Одна галичанская — по месту своего возникновения, греко-католическая — по своему духовному фундаменту, националистическая, прозападно-антирусская и антиправославная — по своему характеру и направленности [Тот факт, что с 90-х годов прошлого века к этой самоидентификации активно примкнули раскольнические псевдоправославные образования (УПЦ КП и УАПЦ), еще более подтверждает ее антиправославно-антирусский характер]. Другая по месту своего возникновения – киево-русская, по своему духовному фундаменту — православная, по своей направленности – патриотическая, антизападная и антинационалистическая. Если последняя на протяжении более тысячи лет прямо созидалась РПЦ и при всех исторических катаклизмах является естественным результатом органического тысячелетнего развития Украины, то первая на протяжении своей от силы двухсотлетней истории преимущественно агрессивно насаждалась и распространялась под прямым воздействием внешних сил (польских, австровенгерских, немецких, американских). Также очевидно, что любая из этих украинскостей является не цивилизационной, но в идеале этнической и/или национальной идентификацией, фактически же региональной по степени своего распространения и влияния в современной Украине. Соответственно ни о каком украинском мире сопоставимом с русским говорить не приходится. Максимум что можно утверждать, так это существование украинской страны как части или евроатлантической, или русской цивилизаций, о чем собственно мы сегодня и слышим со стороны представителей двух конкурирующих Украин. Таким образом, галичанская украинскость естественно воспринимается как дар Божий греко-католиками, псевдоправославными отщепенцами, неоязычниками и прочими антирусскими и антиправославными группами; малороссийская же как сердцевина русской цивилизационной идентификации — подавляющим большинством православных верующих.

В ходе истории во многом под влиянием внешних сил, секуляризационных процессов и мирского духа гуманистического индивидуализма из изначально единой русской общности выделяются различные этнические и национальные общности (украинцы, белорусы, россияне, русины и другие). В основной своей массе они продолжают сохранять единую историческую память, традиционные морально-этические ценности и православную веру. Также выделяются люди, целые группы и сообщества, не признающие своего родства с православно-русской цивилизацией, отрицающие само ее бытие, как в настоящем, так и в прошлом, перспективу ее дальнейшего развития в будущем. Подавляющее большинство из них не является членами РПЦ, некоторые – являются. Последние полагают, что РПЦ должна ради некоего чистого, простого христианства, отказаться от какого-либо смешения с этно-нацио-цивилизационной сферой, то есть, если логически продолжить эту линию, от земного мира вообще.

Противопоставляемая церковной доктрине Русского мира концепция чистого христианства, полностью очищенного от какой-либо культурно-исторической воплощенности, по нашему мнению, является, во-первых, антиисторической, антинаучной и антибогословской фантазией и утопией, во-вторых, рецидивом некоего экклезиологического монофизиства и манихейства. По своему происхождению и содержанию эта концепция является типично реформаторско-протестантской; по своему характеру и следствиям – всецело деструктивной и антихристианской, что доказывает история всего «цивилизованного мира». Представители простохристианства, по сути, призывают РПЦ к радикальному конфликту с миром, то есть к сектантству, но с либеральным лицом. Это еще раз доказывает, что радикальный консерватизм и либерализм при декларируемой теоретической и практической противоположности суть родственные по своим плодам явления, ибо разными путями ведут к отказу от всепреображающей, освящающей миссии Православной Церкви.

Православный Русский мир противостоит как аляпротестантскому простохрустианству, так и секулярному или религиозному национализму, российскому, украинскому, белорусскому, любому. Примечательно, что исторически протестантизм вместе с другими факторами (буржуазные отношения, романтизм и пр.) прямо и опосредовано был и остается важнейшей религиозной предпосылкой, двигателем и стимулятором национализма. Поэтому не удивительно, что у некоторых оппонентов неприкрыто русофобская националистическая критика православного Русского мира рядится в одежды гуманистическо-либерального простохристианства и наоборот – простохристианство солидаризируется с откровенно фашиствующим национализмом.

И в завершение не могу не привести слова песни одного львовского барда, с Божьей помощью прошедшего свой тернистый путь от националистического мрака к свету православной веры.

З діда-прадіда православні,
Невелика числом наша рать.
Не страшись: твої прадіди славні
За твоєю спиною стоять.
Знову тьма нашу землю накрила,
Вавилонськая чорна чума,
Знов німота розправила крила,
І здається спасіння нема.
Та не падаймо духом, братове,
І ставаймо плечем до плеча.
Нам за щит буду Божеє Слово,
А молитва за вістря меча.
Вставай всяк чесний муж боронити Святу Русь!

Тарас БОРОЗЕНЕЦЬ