Русский мир и РПЦ (попытка прояснения смыслов)

(В авторській мовній редакції)

Понятие Русский мир имеет несколько взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга значений. Если понятие «русский» указывает на комплексный этнический и/или цивилизационный характер определенной человеческой общности, то понятие «мир» означает одновременно некую определенную территорию и общество, которое на ней проживает.

Патріарх Кирил«Через своих служителей Бог основал Русскую Церковь и вверил ей пастырское служение среди народов Руси на все времена. За исполнение этого служения Русская Церковь постоянно держит ответ перед Господом и будет судима Им в конце времен. Потому на протяжении всей тысячелетней истории Церковь непрестанно заботилась о духовном просвещении и благе Русской земли. Как же Русской Церкви не беспокоиться сегодня и в будущем о Русском мире, который вырос из корня Руси и народы которого вверены Богом ее пастырскому попечению? Не делать этого, значит – ослушаться Самого Бога».

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Понятие Русский мир имеет несколько взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга значений. Если понятие «русский» указывает на комплексный этнический и/или цивилизационный характер определенной человеческой общности, то понятие «мир» означает одновременно некую определенную территорию и общество, которое на ней проживает. В целом понятие «русский мир» ? это понятие территориально-этническое, ибо буквально означает определенную территорию, на которой преимущественно проживают русские, то есть восточнославянские этносы. Эти этносы пребывают в едином языковом, ментальном, культурном, религиозном, семейно-родственном, бытовом, политическом, историческом единстве и тем самым образуют определенную цивилизационную общность, то есть Русский мир в цивилизационном смысле.

По отношению к Православной Церкви, Русский мир, с одной стороны, является канонической территорией РПЦ как одной из поместных Православных Церквей. Другими словами Русский мир ? это территориальный, поместный аспект РПЦ, это та канонически определенная территория со всеми проживающими на ней людьми, окормляемыми РПЦ, то есть все те страны, где распространены Ее приходы и верующие. Поэтому Патриарх вполне корректно включает в Русский мир именно страны, входящие в ее канонические границы, что отнюдь не означает, что тем самым он включает туда всех неправославных жителей этих стран.

Канонические границы РПЦ совпадают с границами Русского мира и наоборот. Как каноническая территория Русский мир есть РПЦ, однако РПЦ в силу своего божественного Истока и богочеловеческой природы не есть только каноническая территория, то есть не сводится к Русскому миру и не исчерпывается им. Территориально-поместный аспект есть необходимый элемент бытия каждой поместной Православной Церкви. Поэтому наряду с русским вполне корректно говорить о греческом, грузинском, сербском, румынском и других православных мирах.

С другой стороны, Русский мир является цивилизацией, духовно конституируемой и опекаемой РПЦ. Для Русского мира РПЦ является объективно-истинным духовно-религиозным фундаментом и смыслом, независимо от того, признается это его членами или нет. Как православная цивилизация Русский мир сводится к РПЦ, но РПЦ в силу своего Божественного Истока и богочеловеческой природы не сводится к русской православной цивилизации.

Отступление членов Русского мира от РПЦ означает отрицание ими своего фундаментального смысла и равнозначно духовному и физическому самоубийству. Поэтому поистине быть членом РПЦ означает быть членом Русского мира; и наоборот: быть истинным членом русской цивилизации означает быть членом РПЦ. Подчеркиваю, поистине, то есть в полном содержательном православном объеме этих понятий и реалий. Поэтому выход из РПЦ означает отпадение от духовного фундамента Русского мира, и наоборот ? отказ от Русского мира в его истинном смысле означает отказ от принадлежности РПЦ.

Чтобы принимать осознанное решение за или против Русского мира, необходимо ясно понимать, что Русский мир – это тысячелетняя цивилизация на духовной основе православной веры, то есть объективная историческая, метафизическая и мистическая данность. Поэтому, становясь членом РПЦ, верующий по факту своего крещения в Ней приобщается Русскому миру, который территориально охватывает все этнические, национальные, культурные православные общности, находящиеся в его границах. Таким образом, даже являясь православным румыном, латышом, греком, японцем, китайцем крещенным в РПЦ, человек тем самым является членом Русского мира, не говоря уже о славянах, которым Сам Бог велел.

Факт наличия людей крещеных в РПЦ (сколько бы их не было), но при этом отрицающих свою принадлежность к Русскому миру, не ставит под сомнение истинность самого Русского мира. Это лишь может свидетельствовать о помутнении их церковного сознания, о существенной деформации или полной потере ими исторической, родовой и духовной памяти, сохраняемой РПЦ, о неблагодарности и избирательности по отношению к полученным Божиим дарам, о предательстве ими веры своих православных предков и горделивом деструктивном реформаторстве, что подвергает их опасности отпадения от Православной Церкви.

Для предельной ясности постараемся осмыслить понятие Русского мира с помощью классического категориального аппарата и логики Святых Отцов. Как известно, базовые универсальные категории православного богословия суть сущность, ипостась, энергия. Сущность есть общее содержание множества сущих. Ипостась есть уникальный образ существования сущности. Энергия есть действие, проистекающее из сущности и направляемое ипостасью. Реально существуют лишь ипостаси, которые обладают сущностью и энергией. Ипостась и сущность онтологически абсолютно взаимообусловлены и равны, так что ни ипостась не подчиняет сущность, ни сущность ? ипостась. В своем взаимосогласованном единстве сущность и ипостась определенного сущего проявляются и воспринимаются благодаря энергии. Энергия же выражается в имени сущего.

Применяя эти святоотеческие дефиниции к нашей проблеме, мы необходимо приходим к выводу, что РПЦ – это имя определенного сущего, то есть определенной поместной Церкви. В этом имени, с одной стороны, выражается сущность, общая с другими Православными Церквями, ? «Православная Церковь». [1] С другой стороны, «русская» – та часть имени, которая указывает на уникальный образ существования Церкви, на Ее ипостась. Поскольку сущностный и ипостасный аспекты онтологически равны, приходится утверждать, что как ипостасная (русская), так и сущностная (православная) составляющая абсолютно необходимы, равны и ценны для бытия РПЦ. Таким образом, РПЦ есть одна из ипостасей единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

В свою очередь «Русский мир» ? это имя определенного сущего, то есть одной из мировых цивилизаций. В этом имени, с одной стороны, выражается сущность, общая с другими цивилизациями, – мир (цивилизация), с другой, ее ипостась, уникальный образ существования – «русский». Поэтому, Русский мир есть одна из цивилизационных ипостасей человечества. [2]

Ипостась Русского мира всецело конституируется (созидается, сохраняется, защищается, развивается) ипостасью РПЦ. Ипостаси РПЦ и Русского мира сосуществуют по образу совершенного сосуществования Ипостасей Пресвятой Троицы ? во взаимопроникновенном единстве ? неслитном, нераздельном и неразлучном. Через ипостась РПЦ ипостась Русского мира общается и соединяется со всеми другими церковными ипостасями – поместными Православными Церквями, то есть со всей полнотой Православной Церкви. В свою очередь, РПЦ через ипостась Русского мира общается и соединяется со всеми другими цивилизационными ипостасями, то есть со всем человечеством.

Таким образом, отказ от Русского мира означает отказ от русскости РПЦ; отказ от русскости РПЦ означает отказ от Ее ипостасного образа бытия, то есть от Нее Самой, ибо реально существуют лишь ипостаси. В итоге противники Русского мира приходят к концепции некоего развоплощенного, неипостасного, абстрактного, субстанционального, чистого и простого христианства, противопоставляемого христианству воплощенному, ипостасному, конкретному, живому и историческому. Нетрудно заметить, что логика концепции чистого христианства необходимо предполагает абсолютизацию сущности (субстанциализм), умаление или отрицание ипостаси за счет утверждения сущности (антиперсонализм), отрицание непосредственной связи энергии с сущностью и ипостасью (антиэнергизм), отрицание энергийной природы имени (имяборчество), то есть все те постулаты, которые характерны для классического римо-католического богословия схоластико-томистского типа, которое абсолютно противоположно истинному православно-патристическому богословию. Это еще раз демонстрирует антиправославность позиции противников Русского мира.

Примечания

  1. При этом необходимо всегда помнить, что Православие и Церковь по сути обозначают одно и то же. «Православная Церковь» – это тавтология, ибо Православие не может быть не Церковью, а Церковь не может быть не Православием, ибо Она – тело Христово, Который есть Путь, Истина и Жизнь (см. Ин.14:6). Православие есть само истинное христианство, сама христианская Церковь. Употребление таких тавтологических выражений, как «Православная Церковь», «православное христианство», «православный христианин», обусловлено наличием в истории массы религиозных общин, называющих себя христианскими и необходимостью четко отличаться от них.
  2. К сожалению, некоторые члены РПЦ не понимают эту элементарную богословскую логику и даже безумно восстают против нее. На сегодняшний день полемика внутри РПЦ выявила острую проблему самосознания и самоидентификации ее членов. Одни, являясь крещенными и практикующими прихожанами РПЦ, считают себя членами Православной Церкви, просто православными или даже просто христианами. Для них слово «русская» в понятии РПЦ является несущественным, внешним, случайным, формальным и не содержит никакого важного смысла. Вторые, к которым принадлежу и я, полагают, что «русская» является неотъемлемым ипостасным свойством РПЦ, которое необходимо исповедовать наряду с существенной «православностью» Церкви. При этом каждая из сторон рассматривает себя наиболее верным церковному преданию, традиции церковной мысли.

Тарас БОРОЗЕНЕЦЬ

(в авторській мовній редакції)