• Головна
  • Сергей Ионов. Михаил Черенков в поисках утраченной идентичности...

Сергей Ионов. Михаил Черенков в поисках утраченной идентичности

10.03.2012, 19:32
Сергей Ионов. Михаил Черенков в поисках утраченной идентичности - фото 1

Может показаться, что автор предрекает неотвратимый закат эры протестантизма на постсоветском пространстве. Многие читатели узрят в позиции автора либеральную тенденцию западничества. Тем не менее, нельзя не заметить, какой сердечной болью о потерянных возможностях и надеждой на будущее наполнена книга, достойно оценить которую смогут лишь следующие поколения.

Cherenkov-cover.jpgЧеренков М. Баптизм без кавычек. Очерки и материалы к дискуссии о будущем евангельских церквей. – Черкассы: Коллоквиум, 2012. – 296 с. ISBN: 978-966-8957-34-5

Попытка осмысления движения евангельских христиан-баптистов на территории бывшего СССР предпринималась неоднократно и с разными намерениями. В большинстве случаев они представляют собой ностальгические агиологии о героическом пути евангельских христиан,  репрессированных советской властью, борящихся за свободу вероисповедания. Обретя долгожданную свободу, евангельские христиане оказались перед лицом новых возможностей и новой реальности. Через 20 лет после распада СССР, многие аналитики, в том числе из среды ЕХБ, пытаются оценить достигнутое и описать современное состояние движения, дать прогноз на будущее.

Книга М. Черенкова «Баптизм без кавычек» представляет радикальную попытку критического само-осознания (изнутри) путем преодоления многочисленных границ и наслоений, сформировавшихся вокруг движения ЕХБ за последнее столетие. Отдавая должное героическому подвигу поколений евангельских христиан, переживших гонения за веру, автор обращает шквал критики в адрес современных евангельских церквей, застывших в принципиальном противостоянии внешнему миру. Острая критика возведения стен (вдохновленного евангельским фундаментализмом), ограждающих церковь от жизни в обществе, научного и культурного развития, творческого диалога и принятия других христианских традиций, несомненно вызовет неоднозначную реакцию читателя (от согласий до анафем).

Как профессиональный философ, автор предлагает серьезный историко-культурный анализ движения евангельский христиан России, Украины и других стран бывшего СССР, факт за фактом указывая на реальность, не внушающую оптимизма. Движение представлено как «малая традиция», отрезанная от «больших традиций» исторических церквей (православие, католичество) и общества эпохи постмодерна. Железный занавес продолжает окружать евангельские церкви, ориентированные на сохранение традиций, не имеющих отношения к Евангелию, но важных для выживания во времена советской власти. Упорное нежелание (неспособность) выработать собственную систему фундаментального богословия, миссиологии и социальных позиций, отвечающих требованиям современного общества, лишает евангельских христиан возможности полноценного со-бытия в мире. Наивная претензия на исключительность до сих пор заставляет отказываться от богатства мирового опыта других христианских конфессий, отвергая легитимность теологических и философских исследований в областях религии и антропологии, оказавших существенное влияние на понимание роли церкви в мире «большими традициями».

Вдумчивому читателю автор предлагает широкий обзор трудов из области теологии, философии, культурологии, миссиологии, выработанных в условиях постмодерна, руководствуясь методом деконструкции (отказ от наслоений, потерявших свою актуальность, и новый возврат к истокам, радикальное прочтение Евангелия, освобожденное от деноминационных и исторических конструкций). Откликаясь на тезис Шлейермахера «реформация должна продолжаться», автор призывает евангельских христиан выйти «за пределы общинного пространства и войти в эпицентр общественной жизни», занять активную и адекватную социальную и мировоззренческую позицию. Отказываясь от этого, современные евангельские церкви продолжают реставрацию своего «золотого века», наполненного запахом лакированных кафедр для проповеди и сборников песен, забывая о том, что суть Евангелия в другом.

Может показаться, что автор предрекает неотвратимый закат эры протестантизма на постсоветском пространстве. Многие читатели узрят в позиции автора либеральную тенденцию западничества. Тем не менее, нельзя не заметить, какой сердечной болью о потерянных возможностях и надеждой на будущее наполнена книга, достойно оценить которую смогут лишь следующие поколения.